Вернутся ли в города ларьки и палатки

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Минпромторг хочет вернуть в крупные российские города ларьки и палатки. Соответствующий законопроект (о нестационарной и мобильной торговле) ведомство внесло в Госдуму в конце 2018 года, рассказал в интервью «Российской газете» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Малая «подвижная» розница — важнейший формат торговли, который есть везде. При этом на тысячу человек в России приходится в два раза меньше торговых площадей, чем во многих европейских странах, а 30—40% рынка занимают крупные торговые сети, пояснил чиновник. Таким монстрам производители с небольшими объемами неинтересны, и им просто негде сбывать свою продукцию.

По прогнозам Евтухова, одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч. И это, кстати, даст дополнительную загрузку автопрома, а также стимул к развитию сопутствующей инфраструктуры. В общей сложности развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест.


«Все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует. Можно палатки назвать ларьками, а можно павильонами. И сделать все красиво, удобно и комфортно для потребителей», — ответил замминистра на замечание о том, что все это уже было, но потом запретили и убрали.

К тому же убрали не везде, добавил он: в регионах малые форматы сохранились, особенно в небольших населенных пунктах, где торговым сетям работать невыгодно. Однако зачастую наличие палаток зависит от личных предпочтений местных властей: один глава муниципалитета к «малышам» относится лояльно, и те активно развиваются, но потом может прийти другой и принудительно все убрать.

«Именно поэтому для защиты прав предпринимателей мы и разработали законопроект, который совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли. Чтобы закрепить необходимые гарантии их деятельности», — пояснил Евтухов.

«Мы наш, мы новый мир построим»

© Интерпресс/ТАСС

Самая громкая расправа с палатками и ларьками произошла в Москве, где в 2016 году практически в одночасье снесли более 200 построек. Эти операции вошли в историю города как «ночи длинных ковшей».

Появление новых торговых палаток и ларьков в Москве не планируется, ситуация с мелкой торговлей в столице уже давно решена, сообщил РИА Новости источник в столичной мэрии. По его словам, законопроект должен учитывать специфику разных регионов, потому что, например, на Чукотке, в Москве или Магадане разные погодные условия, а мелкая розница — это все-таки уличная сеть.

Борьба с ларьками велась в рамках того, чтобы упорядочить уличную торговлю, привести ее к общему виду, чтобы определить дизайн-код, — пояснил «Ридусу» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Вместе с тем он считает, что инициатива с возобновлением ларьков достаточно интересная, она способна привлечь новых участников в рынок малого бизнеса.

Ларьки имеют удобное расположение, и часто люди ходят в них, а не в большие гипермаркеты. Торговля у дома и „по дороге“ всегда будет удобнее, чем большой магазин, отнимающий много времени. А для бизнеса это также дает преимущества в виде постоянного потока клиентов, — отметил эксперт.

Остались «белые пятна»

© Антон Тушин/Ridus.ru

Жалобы владельцев ларьков и палаток на произвол местных властей — одни из самых массовых, рассказал федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Права более тысячи владельцев удалось отстоять, но ситуация требует законодательного решения, и аппарат уполномоченного по делам предпринимателей тоже участвовал в разработке проекта Минпромторга.

Очень важно, что в законопроекте предусматривается заключение договоров аренды на срок не меньше 5—7 лет. Определяется процесс утверждения схемы размещения объектов нестационарной торговли, регламентируются содержание типового договора и процедура торгов, причины расторжения договоров, прописывается порядок предоставления компенсационного места, — говорит Титов.

Но еще осталось много «белых пятен», которые не нашли отражения в законопроекте. Поэтому его необходимо рассмотреть в первом чтении, а затем существенно доработать, считает он.

Например, сейчас в документе исключена возможность переуступки по договору о размещении таких объектов в пользу третьих лиц. С одной стороны, это позволяет решить проблему «вечных договоров», когда пул мест размещения выкупается аффилированными с администрацией структурами и дальше помещения просто сдаются по более высокой цене в аренду тем, кто действительно хочет торговать.

С другой стороны, вполне добропорядочный предприниматель может по объективным причинам лишиться возможности продолжать торговый бизнес. Поэтому стоило бы оговорить в законе условия, при которых владельцу объектов нестационарной торговли позволено переуступить права аренды.

Спасти рынки

© Сергей Бобылев/ТАСС

Минпромторг озабочен и судьбой рынков: их количество за последние десять лет сократилось катастрофически — в 5—6 раз.

«Но людям рынки интересны. Ведь это не просто место, куда приходят за покупками. Там свой колорит. Сейчас в Москве появились рынки нового формата с большими фудкортами, куда люди приходят покушать, пообщаться, приятно провести время», — отметил замминистра.

Кроме того, рынки — очень важный канал реализации продукции для малых сельхозпроизводителей, фермерских и личных хозяйств и конкурент для сетевиков. Чем больше игроков на рынке, тем ниже цены, считает Евтухов.

Эксперты, в свою очередь, полагают, что именно борьба с крупными торговыми сетями и приводит к исчезновению рынков. Сетевая розница, закупая продукты в больших объемах, может получать хорошие скидки, в результате чего цена оказывается намного «вкуснее», чем на рынках, поясняет председатель правления Евразийского делового союза Виктор Камболов.

Во многом рынки сдают позиции не из-за цен, а из-за качества продукции, которая зачастую хранится без должных санитарных условий, полагает, в свою очередь, Сигал.

К тому же рынки часто располагаются далеко от мест проживания граждан, отсюда и их непопулярность, — добавляет он.

Главное — качество

© Сергей Бобылев/ТАСС

Замминистра, напротив, уверен, что продукция на рынках и свежее, и зачастую качественнее, чем в супермаркетах, которые закупают большое количество полуфабрикатов или замороженной продукции.

«Когда будет больше рынков, то больше будет конкуренция и среди тех, кто управляет рынками, и среди тех, кто там торгует. Рынки сегодня востребованы не только у нас, но и во всем мире. Например, в Испании 50% фреша (свежих овощей, фруктов, мяса, рыбы) продается именно на рынках. И мы на рынках предлагаем разрешить торговлю сезонной продукцией от фермерских хозяйств, в том числе и из автомобилей», — заявил он.

Чем больше будет вариантов, альтернативных сетевой рознице, тем лучше, поддерживает инициативу Камболов. Диктатура сетей мешает производителям пробиться к покупателю. И ларьки, рынки, автолавки, безусловно, помогут местным небольшим компаниям и фермерам найти площадки для сбыта.

Мы общаемся со многими производителями, и они настоятельно просят, чтобы разрешили эти автолавки. Они хотят продвигать свою продукцию и видят в этом достаточно хорошую сбытовую площадку, — говорит эксперт.

Но важно, чтобы контролирующие органы тщательно следили за качеством таких точек. Действительно, претензий к палаткам было довольно много, признаёт аналитик. Большая проблема состояла в том, что они в значительных объемах продавали контрафактную продукцию, алкоголь, табак. Условия хранения тоже вызывали вопросы.

Вот эти все нормы должны выдерживаться соответственно тем положениям, которые сегодня имеются. Если все контролирующие органы будут поддерживать то качество, которое необходимо для деятельности данных площадок, то почему бы и нет, — заключает Камболов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small 41ce7dc927
    Ольга Блументаль 12 февраля, 10:37

    Плитку перекладываем, теперь будем еще и ларьки переставлять, каждый квартал будут придумываьб новый дизайн и заставлять хозяев выкидывть имеющиеся и ставить новые. Хорошее подспорье в карман