Реактивный слон: он положил начало эре летающих монстров

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

9 февраля 1969 года, 50 лет назад, поднялся в воздух авиалайнер Boeing 747, первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет.

На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжелым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 36 лет, до появления A380, первый полет которого состоялся в 2005 году. Недаром Boeing 747 называли Jumbo Jet, что довольно приблизительно переводилось на русский как «реактивный слон». И действительно, в мировой семье авиалайнеров он выглядел как настоящий слон.

Длина крыла Boeing 747 составляла 70,6 м, ширина фюзеляжа — 6,5 м, высота — 19,3 м, площадь крыла — 511 м², масса пустого самолета — 162,4 т, максимальная взлетная масса — 340,2 т, крейсерская скорость — М=0,84, максимальная скорость — 955 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой — 9800 км, запас топлива — более 183 тонн, вместимость (количество пассажиров) — 366.


Немного истории

Как уже отмечалось выше, Boeing 747 был двухпалубным лайнером. Такая схема фюзеляжа была выбрана потому, что эта компоновка фюзеляжа позволяла вместить больше пассажиров. А в условиях ожесточенной конкуренции среди производителей самолетов эта особенность конструкции была немаловажным, если не решающим фактором.

Если кто-то подумает, что двухпалубные самолеты были ноу-хау американцев, то глубоко ошибаются. Одним из первым двухпалубников была Dornier Do X — немецкая пассажирская летающая лодка фирмы Dornier. Она предназначалась для эксплуатации на дальних пассажирских авиалиниях. Первый полет состоялся в 1929 году. 20 октября в ходе 40-минутного демонстрационного полета судно взлетело с Боденского озера с 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойденным в первой половине XX века. Из-за невысоких летных характеристик самолет на линии не вышел — лишь совершил в 1930—1932 годах несколько демонстрационных полетов в Африку, Северную и Южную Америку.

Следующим двухпалубником стал XC-99 — американский военно-транспортный самолет. Для него был спроектирован фюзеляж с двухпалубной гермокабиной длиной 55,6 м, шириной 4 м и высотой 7,66 м. Крыло и силовая установка были такими же, как и у В-36. Первый вылет самолет совершил 24 ноября 1947 года. Испытания продолжались до весны 1949-го.

Предполагалось в состав каждого авиакрыла, вооруженного В-36, передать по одному ХС-99 для перевозки оборудования, топлива и вооружения (в том числе атомного). Однако строительство этого самолета оказалось слишком дорогим, и был изготовлен лишь один его экземпляр.

Boeing 377 Stratocruiser — американский четырехмоторный дальнемагистральный авиалайнер тоже был двухпалубником. Он совершил свой первый полет 8 июля 1947 года. Внутреннее пространство самолета было преобразовано в двухпалубный салон с люксовой мебелью и спиральной лестницей, ведущей в бар, расположенный на нижней палубе.

На то время это был самый большой, самый быстрый и, без сомнения, самый комфортабельный авиалайнер в мире. За время эксплуатации было потеряно 11 самолетов.

Советские двухпалубники

Советский Союз также внес свой вклад в создание двухпалубных самолетов. Первым из них стал Ан-22, или «Антей», (по кодификации НАТО: Cock — «Петух») — тяжелый турбовинтовой транспортный самолет, самый большой в мире турбовинтовой самолет.

Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелого и крупногабаритного вооружения и военной техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов. Первый полет выполнил в 1965 году. Серийно произведено 69 экземпляров. Диаметр фюзеляжа — 6 м.

В носовом отсеке расположена двухпалубная кабина экипажа. На нижней палубе в носовой части расположена кабина штурмана, а за ней — два кубрика пассажирской кабины. На верхней палубе в носовой части расположена кабина остальных членов экипажа, а за ней — третий кубрик пассажирской кабины (всего для 21 человека, сопровождающего груз).

Ан-124, или «Руслан», (по кодификации NATO: Condor — «Кондор») — советский тяжелый дальний транспортный самолет разработки ОКБ им. О. К. Антонова.

Крупный и самый грузоподъемный в мире серийный грузовой самолет (в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам самолетом в мире).

Имеет две палубы. Нижняя палуба — грузовая (с грузовой кабиной). На верхней палубе — кабина лётного экипажа, пассажирская кабина сменного летного экипажа и пассажирская кабина для сопровождающих груз (до 21 человека). Общий объем грузовой кабины составляет 1050 кубометров.

Ан-225 «Мрия» (по кодификации НАТО: Cossack — «Казак») — советский транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Один из самых больших и грузоподъемных самолетов в мире.

Самолет был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984—1988 годах. Первый полет совершен 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время только один экземпляр находится в летном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines, второй экземпляр так и не был достроен.

Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолета герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на второй палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.

А теперь горбатый!

Так что если говорить о двухпалубниках, то такие конструкции не блистают новизной. А что касается Boeing 747, то его вообще нельзя считать чистым двухпалубником. В нем вторая кабина находится в «горбу» на носу самолета. Этот «горб» верхней палубы сделал Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолетов в мире. В течение многих лет он был единственным двухэтажным авиалайнером в производстве и в небе.

Несмотря на высокую стоимость, благодаря высокой экономичности массовых авиаперевозок и лизинговым схемам эксплуатации, сегодня это один из самых распространенных в мире широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Стоит привести несколько интересных фактов о нем.

Boeing 747-400 состоит из 6 млн деталей (половина из которых — крепеж), производимых в 33 разных странах мира.

Один двигатель Boeing 747 создает бо́льшую тягу, чем все четыре двигателя Boeing 707.

Boeing 747 является самым быстрым дозвуковым пассажирским авиалайнером с максимальной эксплуатационной скоростью (Vmo), равной 977 км/ч (M=0,92).

Общая длина электрических проводов в Boeing 747 составляет 280 км.

Boeing 747 сертифицирован для полетов на трех двигателях. Даже при отказе на разбеге одного из его четырех двигателей он может взлететь и продолжить полет до аэропорта назначения.

До 1980-х годов в каждом самолете Boeing 747 содержалось около 1500 кг обедненного урана в качестве балластной массы в рулевых поверхностях.

Во время операции «Соломон» был поставлен мировой рекорд по перевезенному количеству пассажиров за один полет одним воздушным судном — 24 мая 1991 года Boeing 747 авиакомпании El Al (борт 4X-AXD) перевез в Израиль 1122 пассажира. Причем в полете родились два младенца.

На всех модификациях Boeing 747 для возможной замены двигателей в удаленных аэропортах на Boeing 747-400 предусмотрена возможность доставки двигателя на внешней подвеске. Дополнительная точка крепления расположена под крылом между двигателем № 2 (ближний к фюзеляжу слева) и фюзеляжем. Таким образом, Boeing 747 может лететь с пятью закрепленными на нем двигателями (запасной двигатель при этом не работает).

По состоянию на ноябрь 2018 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 63 самолета Boeing 747. Boeing 747 пытались угнать 32 раза, при этом погибло 24 человека. Всего в этих происшествиях погибло 3746 человек.

Самая крупная по числу жертв авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлетно-посадочной полосе столкнулись два Boeing 747, погибло 583 человека.

Настоящий двухпалубник!

Самым серьезным конкурентом Boeing 747 стал Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет, созданный концерном Airbus. Это крупнейший серийный авиалайнер в мире (высота — 24,08 м, длина — 72,75 м, размах крыла — 79,75 м. Вместимость — 525 пассажиров в салоне трех классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации. Может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 км., имеет четыре двигателя. Максимальная взлетная масса — 560 т (масса самого самолета — 280 т). На сегодняшний день A380 является также самым большим пассажирским авиалайнером в мире, превосходя по вместимости Boeing 747, который может перевозить лишь до 625 пассажиров. На разработку А380 ушло около десяти лет. Стоимость всей программы — около двенадцати миллиардов евро. Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолетов, хотя по оценкам некоторых аналитиков, их число должно быть намного больше.

Проектирование A3XX сошлось на полностью двухпалубной конструктивной концепции, что позволило обеспечить больший пассажирообъем, чем стандартный однопалубный вариант или «горбатый» вариант, подобный Boeing 747.

Обозначение A380 было выбрано по причине того, что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолета. К тому же число 8 считается «счастливым» в некоторых азиатских странах-заказчиках.

Первый полет состоялся 27 апреля 2005 года. 4 сентября 2006 года A380 взлетел с пассажирами на борту, причем в качестве последних летели 474 сотрудника Airbus.

Интересно отметить, что в проектировании А380F приняли участие сотрудники Инженерного центра Airbus ECAR в Москве — первого конструкторского бюро, созданного концерном в Европе за пределами территорий своих стран-участниц в июне 2003 года. Российские конструкторы выполнили значительный объем работ по проектированию частей фюзеляжа, расчетам на прочность, размещению бортового оборудования и сопровождению серийного производства самолетов. Центр уже завершил ряд ответственных заданий по программе А380F — грузовой модификации самолета А380.

Уровень шума в салоне A380 на 50% меньше, чем у Boeing 747, также внутри самолета поддерживается более высокое давление воздуха. Оба этих фактора, предположительно, способствуют уменьшению утомляемости пассажиров в полете.

На борту могут быть предусмотрены душ, барная стойка, комната отдыха, магазин duty free. Наличие в самолете спутникового канала для обмена информацией позволяет организовать телефонную связь для пассажиров, подключение к интернету через сеть Wi-Fi и т. п.

Давление, которое оказывают колеса лайнера на поверхность, включая рулевые дорожки аэропортов, меньше, чем у Boeing 747 или Boeing 777, поскольку у A380 22 колеса, что на четыре больше, чем у 747-го, и на восемь больше, чем у 777-го.

Московский аэропорт Домодедово стал первым аэропортом в России, который смог принимать на свои взлетно-посадочные полосы самолет Airbus A380.

По данным на 1 ноября 2018 года, 58 самолетов Airbus 380 стали участниками авиационных инцидентов и происшествий, но никто из находившихся на их борту людей не погиб.

18 июня 2017 года Airbus представил более экономичную версию A380. Новый самолет, названный A380plus, оснащен усовершенствованным крылом, что улучшает его аэродинамику и уменьшает потребление топлива. Тем самым A380plus вмещает на 80 пассажиров больше (всего 853 человека) и может пролететь на 300 морских миль (500 км) больше. Усовершенствования снизили потребление топлива на 4%, в целом же с учетом увеличения числа мест себестоимость места в A380plus снижается на 13% в сравнении с A380.

Конкуренция обостряется

С конца 1990-х годов Airbus и Boeing, по сути, разделили глобальный рынок пассажирских самолетов во всех трех секторах рынка — узкофюзеляжные, широкофюзеляжные самолеты и самолеты класса VLA (very large aircraft — «очень большой самолет»), такие как Boeing 747 и Airbus A380. Однако в секторе узкофюзеляжных самолетов значительную конкуренцию обеим компаниям составляют Embraer и Bombardier, которые на рынке региональных самолетов находятся в таких же отношениях, как Airbus и Boeing.

Конкуренция между компаниями очень напряженная. Оба конкурента постоянно обвиняют друг друга в получении несправедливых преимуществ и субсидий от своих правительств.

Широкофюзеляжный Boeing 747-8, новейшая модификация самой большой модели Boeing, является прямым конкурентом гиганта A380, двухпалубного по всей длине авиалайнера.

Маркетологи Boeing утверждают, что в расчете на одного пассажира 747-8I на 10% легче и потребляет на 11% меньше топлива, что снижает стоимость каждого рейса на 21%, а стоимость пассажиро-километра — более чем на 6% по сравнению с A380. Вес пустого 747-8F на 80 тонн меньше, чем у A380F, он потребляет на 24% меньше топлива на тонну груза, расходы на один рейс на 21% ниже, а стоимость тонно-километра на 23% меньше.

Их коллеги из Airbus заявляют, что A380 сжигает на 8% больше топлива в расчете на одного пассажира, чем 747-8I, однако имеет большую дальность и при этом может использовать взлетные полосы на 17% короче тех, что требуются конкуренту. Чтобы лишить 747-8I последних преимуществ, с 2012 года Airbus предлагает в качестве заказного оборудования увеличение максимальной взлетной массы, что позволит улучшить показатели дальности и полезной нагрузки.

Настоящая конкуренция возможна только за счет предложения заказчикам новых качеств самолетов, которых не было у конкурентов. Для Airbus такими качествами стало широкое использование композиционных материалов и электроники.

Важным фактором конкуренции является и топливная эффективность, которая постепенно улучшается со сменой моделей самолетов у обеих авиакомпаний.

Конкурентоспособность авиалайнера на рынке во многом зависит от возможности заказчика выбрать двигатели нужной марки. Многие авиакомпании предпочитают иметь на различных моделях самолетов в своем авиапарке двигатели одного производителя, что позволяет им экономить значительные средства при их покупке и обслуживании. Как правило, операторам предлагается выбор из двух моделей двигателей от любого из трех основных производителей: General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney.

Boeing заявлял, что намерен поставить 810—815 коммерческих самолетов в 2018 году. Это на 6,8% больше, чем рекордные по отрасли 763 самолета, которые он поставил в 2017-м, обогнав Airbus шестой год подряд. Прогнозы Airbus составляли около 800 самолетов в целом на 2018 год.

Две крупнейшие самолетостроительные корпорации продолжают сегодня и будут продолжать в будущем многолетнюю битву за лидерство на мировом рынке поставок авиалайнеров. Пусть победит сильнейший!

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)