+0
Сохранить Сохранено 7
×

Бардак в музее: почему из музея могут украсть что угодно


Бардак в музее: почему из музея могут украсть что угодно

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Кража картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, совершенная среди бела дня при большом стечении народа, вызывает резонный вопрос: зачем вообще тогда музеям нужно тратиться на дорогостоящую охрану (электронную и человеческую), если их так просто обвести вокруг пальца?

Как оказалось, украсть из музея картину даже проще, чем это показано в фильме «Старики-разбойники».

Руководитель Высшей школы художественных практик и музейных технологий РГГУ Владимир Колотаев объяснил, что вопросы музейной жизни регулируются общефедеральными нормативами и законом «О музейном фонде и музеях РФ» от 1996 года.

Поэтому какой-то особой самодеятельности руководители этих учреждений допускать не могут. В том числе и в вопросах охраны своих коллекций, — сказал он.
Кадр из фильма Э. Рязанова «Старики-разбойники»

Обеспечить стопроцентную безопасность музейных коллекций невозможно в принципе, по самой природе музейного дела, говорит ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии Владимир Дугельский.

Любой музей вынужден выполнять две взаимно противоречивые задачи: с одной стороны, обеспечить максимальный доступ к своим собрания для публики, музеи ведь для этого и существуют. С другой стороны, музей обязан прилагать все усилия к сохранности своих фондов, чтобы ими могли наслаждаться все последующие поколения этой публики, — сказал он.

Это означает, что музеи, галереи и прочие такие учреждения ищут «золотую середину» между взаимоисключающими задачами, и руководство каждого из них решает по своему ощущению, где эта середина находится.

В принципе, можно каждую картину, каждую скульптуру поместить в металлизированную витрину и пуленепробиваемый саркофаг. Можно и вооруженного охранника у каждого экспоната поставить. Но какая атмосфера будет в таком музее, если он станет напоминать тюрьму или военную базу? — говорит эксперт.

Кроме того, никакая охрана не гарантирует, что не повторится ситуация, подобной той, которая произошла в Третьяковке, — потому что никто не отменял принцип про семь нянек и безглазое дитя.

Слишком много охраны — так же плохо, как и слишком мало. Потому что начинает работать человеческий фактор — каждый охранник начинает подсознательно думать, что безопасность объекта обеспечивается самим по себе числом вооруженных людей. Поэтому, как это ни парадоксально, переизбыток охраны облегчает задачу потенциальному злоумышленнику, — продолжает Дугельский.

В той же Третьяковке, по его словам, функции охраны состоят в защите внешнего периметра зданий галереи, в проверке посетителей и их «ручной клади» на входе (как в аэропорту) — но охранники не обязаны проверять выходящих из музея людей и что они с собой несут. Даже если кто-то выносит оттуда полотно Куинджи — это забота не сотрудников Росгвардии, а пожилых тетушек, ходящих по залам.

Когда речь идет о крупных музеях, эти тетушки просто физически не могут обеспечить безопасность «охраняемой территории», говорит эксперт.

Я не буду называть конкретные музеи, чтобы не подводить их под монастырь, но я знаю, что достаточно часто их сотрудники забывают в экспозиции посетителей! Эти посетители оказываются запертыми в помещениях музеев и вынуждены порой в полной темноте проходить настоящие квесты, подсвечивая дорогу смартфонами, чтобы выбраться наружу. И если злоумышленник хочет устроить в экспозиции погром, ему ничего не стоит это сделать незамеченным, — предупреждает Дугельский.

В Третьяковской галерее не смогли оперативно ответить на запрос «Ридуса».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (2)

  • fenix-girl
    fenix-girl 30 января 2019

    Картины из музеев воровали, воруют и будут воровать. В 2010 году из Парижского музея современного искусства увели несколько картин Пикассо, Матисса, Модильяни на сотни млн. евро. Картины до сих пор не найдены. 2002 год - Музей Ван Гога в Амстердаме. Украли картины на 30 млн. долларов. Не найдены. Нью-Йорк, Бостон, Лувр, Шотландия, Швеция, Швейцария - потеряли много картин. Большинство из них не найдено. Это не значит, что в музеях не должно быть охраны. Ситуация аналогична ситуации с гриппом: разрабатываются новые вакцины, а грипп живет и процветает. Может, и от вакцинации отказаться, толку-то нет?

    Ответить
    1 +
  • Сергей
    Сергей 30 января 2019

    Везде

    Ответить
    0 +