Фотоистория о трех вокзалах в Москве: вчера, сегодня, завтра

© popados.livejournal.com

Если хочешь познать Россию, её прошлое, настоящее и отчасти будущее, не нужно пересекать всю страну. Достаточно приехать на площадь трёх вокзалов в Москве.

В этом густом концентрате из путников, чемоданов, криков носильщиков, запаха вчерашних пирожков и сегодняшней типографии, мельтешащих такси, прибывающих составов и убывающих надежд рождается то, что мы называем моментами эпохи огромной страны.


© popados.livejournal.com

Сменяющие друг друга с калейдоскопичной скоростью — от господских экипажей и элегантных шляпок, через военные шеренги, колбасные авоськи, коробки с телевизорами Funai и баулы «челноков» до современно одетых людей со спортивными сумками, уткнувшихся в мерцающий гаджет.

Хочешь познать историю России — начинай с её ж/д вокзалов, не промахнёшься.

© popados.livejournal.com

А для меня эта площадь — ещё и личная история длиной в тридцать лет. Москва и взрослая жизнь начинались в конце 80-х с поезда, привёзшего будущего студента на Казанский вокзал.

Мамина олимпийка, вельветовые штаны по последней провинциальной моде, в руках старый картонный чемодан «привет, 60-е». Такие часто забывали рассеянные пассажиры, и на недавно открывшейся выставке «Станция Россия» можно поискать свой, если помните по приметам.

© popados.livejournal.com

Вход, кстати, бесплатный, открыто 10:00—21:00 ежедневно, Царская башня Казанского вокзала.

Сюда я попал во время очередного ностальгического похода по местам «боевой славы» лихой юности. Да-да, вся муть начала 90-х не миновала и меня, одинокого и озлобленного подростка в большом неумолимом городе.

Вокзалы стали моим приютом, иногда на бездомную ночь, и тем интереснее сравнить разные отрезки этого бытия: от последней поездки и смерти Льва Толстого на станции Астапово до ночных проверок документов и поедания тухлой курицы на Ленинградском, о чём я никогда не забуду.

© popados.livejournal.com

Площадь трёх вокзалов в ту пору напоминала большой торгово-криминальный улей. Молодёжь со всего Поволжья стекалась сюда, ночевала и промышляла мелким разбоем.

Прямо у входа, вот на этом парапете, сидели «широкоштанники», высматривающие очередную жертву.

© popados.livejournal.com

Награбленное сдавали на пятачке у Ярославского вокзала, где стояли глухо тонированные «мерсы» с красноречивой надписью «куплю ВСЁ».

© popados.livejournal.com

Чуть дальше, у выхода на перроны «Ярика», продавали сизые пирожки-пальчики с капустой за 15—25 копеек, и работали лучшие бригады напёрсточников. Я брал два горячих пирожка, пахнущих сытным пережаренным маслом, и наблюдал за игрой.

Однажды ко мне подошёл громила и приказал проваливать, пока не получил под ребро. Я ему поверил, серьёзные были люди. Сейчас на этом месте обслуживают гостей столицы, с совсем иными намерениями. Москва становится добрее?

© popados.livejournal.com

На соседней площади, где выход из метро соседствует с Ленинградским вокзалом, не было никакого памятника.

Зато днём велась торговля с ящиков, а поздними вечерами из отходов жгли костры и играл настоящий оркестр. Так музыканты справлялись с рыночными реформами.

© popados.livejournal.com

Музыка, тепло и блики огня собирали бомжей и горьких пьяниц со всех окрестных притонов. Они танцевали со стеклянными глазами, столь необычно и обречённо, что я называл это «танцем смерти».

Где сейчас те бомжи из электричек, бог его знает. Растворились в километрах и новом времени без остатка. Вместе с ними ушёл очередной момент эпохи, и я ищу его на огромном выставочном панно.

© popados.livejournal.com

Чего тут только нет. Словно вся Россия проезжает от первого павловского «воксала», где кружили бальные танцы, до макета ультрасовременного сочинского ТПУ в Олимпийском парке.

Чтобы проехать из конца в конец, не нужно семи дней, как в поезде Москва — Владивосток. Можно просто посидеть наедине со своими мыслями, глядя в окно виртуального поезда.

© popados.livejournal.com

Ндаа, чего мы только не творили на Казанском… Сейчас он совершенно не похож на себя, образца четвертьвековой давности.

Вдоль стен расположились закусочные. Раньше здесь работали кассы, люди давились в очередях, «билетов нет», и сновали мутные личности, предлагавшие любое направление за две стоимости.

© popados.livejournal.com

Позже на перронах появились дюжие молодцы, стригшие деньги с «челноков», перевозивших баулы. Я тоже перевозил, и поэтому пользовался подземным переходом, ведущим прямо к поезду.

Сейчас редко у кого увидишь больше дорожного чемодана на колёсиках, молодёжи не объяснишь принципы перемещения товаров. Например, однажды в легендарном поезде Москва — Душанбе таджики умудрились перевезти разобранный трактор, чем жутко потом гордились.

© popados.livejournal.com

А мы, криминальные подростки, ездили в Питер на «гастроли». Отбирали у петербуржцев последнее, за что мне на том свете уже уготована камера 666.

© popados.livejournal.com

Это моя любимая часть выставки. Автоматические ячейки демонтированы и привезены с Московского вокзала Санкт-Петербурга.

То есть именно в них мы и складывали скудную гастрольную поживу. Сейчас в тусклом огне спрятались исторические артефакты, и сам Дэвид Боуи рассказывает свои впечатления от транссибирского путешествия.

© popados.livejournal.com

Ячейки полны прочими знаменитостями: от Антона Чехова, чей прах приехал на Новодевичье в вагончике из-под устриц, до бунтаря Малевича, видевшего будущее исключительно в паровозном дыму и рёве аэропланов.

© popados.livejournal.com

Хватит и мне ностальгировать о прошлом. Какое оно, привокзальное будущее?

Сейчас это огромное полупустое пространство, словно замороженное на рубеже XIX и XX веков.

Всевозможные склады, мастерские, отчуждённые пустыри, бессмысленные заборы, стоянки и тупики, где можно спрятать целое стадо слонов — никто не найдёт. Просторная площадь безраздельно принадлежит автомобилям, простому человеку её не перейти.

© popados.livejournal.com

Несколько архитектурных бюро взялись распланировать возможное будущее.

Примерно так будет выглядеть (или нет) территория вокруг нынешней Комсомольской площади в 2030 и 2050 годах.

© popados.livejournal.com

Автомобильные потоки уйдут под землю, зоны отчуждения отдадут под офисы, жильё и магазины. Современные вокзалы в Европе всё больше напоминают многофункциональные центры, где сразу и не поймёшь о первоначальной сущности.

Нагляднее всего это можно увидеть в Голландии, например. Московский ж/д узел очень медленно, но всё же движется в этом направлении. Фантазируйте вместе с проектировщиками! Хотели бы здесь жить?

© popados.livejournal.com

Я выхожу с выставки, ощущая себя одним из исторических персонажей. То ли членом футуристического кружка Малевича, то ли повзрослевшим гопником с «Козы».

Мои тридцать в этих лабиринтах с высокими потолками ещё не заняли место в экспозициях, но какие наши годы.

© popados.livejournal.com

Можете поискать свои, если окажетесь неподалёку от станции под названием Россия. Вам наверняка есть что вспомнить.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости
распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Знаете ли вы, что в России остался всего один легендарный паровоз «Кукушка»?

Мы посетим исток реки Оки и полюбуемся пейзажами Орловского полесья.

К 8 утра мы прибыли к грузинскому КПП в надежде быстро проскочить границу.

Расскажу о влиянии микробиоты на пищеварение.

Я мёрз в холодном автозаке и думал о Джозефе, желая ему вечной любви.

интересное

«Корпорация добра» пошла наперекор трендам.

Клавиатура с цифровым блоком и большой экран прилагаются.

развлечения

Спортсменам предложили угадать, что значит то или иное слово из лексикона коренных петербуржцев.

Неугомонный Осёл из «Шрека» или мудрый Каа из «Маугли»?