Паровозное путешествие по цене электрички: из Бологое в Осташков и обратно

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Белый снег и чёрный дым. А вместе с ними — приятные ностальгичные зелёные вагоны с жестяными маршрутными досками, которые исчезли под натиском корпоративного РЖД-стайла. 

Занятно, что это, вроде бы, обычный пригородный поезд за 284 рубля. Но тут тебе и дед Мороз и стильные билетики и получасовая экскурсия по музею заповедной Бологое-Полоцкой магистрали в Куженкино, и информационные буклетики.


Начинается наше путешествие в городе Бологое. Том самом, что где-то «между Ленинградом и Москвою». Количество паровозов на квадратный метр (действующих и не только) здесь зашкаливает.

© griphon. livejournal.com

В Бологое легко приехать из обеих столиц, т. к. куча поездов в любое время суток. С одной стороны. С другой — либо дорогими «сапсанами», либо ночным поездом с высаживанием здесь ранним холодным утром. В общем, гарантированно не выспитесь, стандартное время хода — 4−5 часов. Как вариант — приезжать заранее вечером и ночевать где-то в гостинице. Мы же попали на дополнительные тормозные поезда, которые ползли по 6 часов.

© griphon. livejournal.com

Паровоз ходит каждую субботу. Но в новогодние праздники назначили несколько дополнительных рейсов, в т. ч. и в Рождество 7 января. Говорят, что 4-го и 5-го был полный аншлаг.

© griphon. livejournal.com

Ну ладно, перекусили в дешёвой деповской столовой (что находится на главном проспекте за памятником-паровозом) и пошли в кассу за билетами. Там вместе с стандартным чеком нам выдают вот такие картонные билетики с дырочками. «Октябрьская ж. д.» в дореволюционной орфографии — зачёт!

© griphon. livejournal.com

В 9.25 под свисток паровоза поезд отправляется. Даже не знаю что больше радует — факт паровоза или старый добрый зелёный цвет вагонов. Без этого набившего оскомину красно-серого РЖД-шного «брендбука». Ну и жестяная доска, которых так не хватает теперь. И эмблемка Бологое-Полоцкой ж. д.

© griphon. livejournal.com

Вот что больше всего потрясает. Вроде обычный пригородный поезд, ну пусть и с паровозом. Но только отправляемся, выходит начальник поезда Ивчин Евгений Андреевич и начинает рассказывать историю строительства Бологое-Полоцкой ж. д. Как появилась, почему, какие места.

© griphon. livejournal.com

Почему Бологое-Полоцкая? Почему именно ей такое внимание? Линия строилась в начале XX века, причём на французские деньги. Имела, в первую очередь, стратегическое, а не экономическое значение. Всё шло к 1-й мировой войне, и французы заранее проспонсировали строительство ветки в России, по которой будет удобно подвозить к линии фронта боеприпасы. Движение открылось в 1907 году. Линия протянулась от Бологого аж до Седлеца — сейчас это захолустный польский город Седльце недалеко от Варшавы.

© griphon. livejournal.com

Тем не менее, начало XX века — не самое раннее время железнодорожного строительства. Много на тот момент было уже по всей Российской империи построено. Даже Транссиб и тот уже действовал! Почему же именно Бологое-Полоцкая считается исторической и заповедной? Наверное потому, что она прошла по глухим лесам-полям, потому что здесь никогда не было интенсивного движения и соответствующей модернизации всего. Потому она и сохранилась, во-многом, в первозданном виде. Особое внимание привлекает архитектура вокзалов и сопутствующих зданий.

© griphon. livejournal.com

Вскоре на сцену выходит. Дед Мороз. С мешком подарков. Сначала заставляет детей читать стихи и петь песни, а затем и взрослых. Нам хотелось подарков, тоже спели по песенке. :)

© griphon. livejournal.com

На станции Куженкино получасовая стоянка.

© griphon. livejournal.com

За это время можно посетить музей и послушать бесплатную экскурсию!

© griphon. livejournal.com

Много ли вы знаете маршрутов электричек, в стоимость проезда в которых такое включено? :)

© griphon. livejournal.com

Музей в Куженкино маленький, но вполне себе познавательный.

© griphon. livejournal.com

Реставраторы попытались сохранить все детали интерьера. Хорошо хоть стало доходить до руководства РЖД насколько всё это ценно.

© griphon. livejournal.com

Историческое рОсписанiе.

© griphon. livejournal.com

Старые деревянные лавки.

© griphon. livejournal.com

Всякие стенды с историей и интересными фактами.

© griphon. livejournal.com

А паровоз, тем временем, поехал заправляться водой. Увы, запасов воды паровоза обычно не надолго хватает — 50−100 км.

© griphon. livejournal.com

Экскурсоводша показывает всякие прибамбасы, которыми пользовались дежурные и стрелочники чтобы движением по железной дороге управлять.

© griphon. livejournal.com

Жезловый аппарат. Раньше такие применяли повсеместно, да и сейчас они сохранились. Дежурный даёт машинисту жезл, тот едет с жезлом по перегону и должен отдать его на следующей станции. Схема собирается только с чётным количеством жезлов, поэтому два жезла вынуть не получится. Особенно было феерично если поезд не останавливался на станции — машинист должен был притормозить, а дежурный разбежаться, чтобы передать ему жезл. Участок от Кувшиново до Соблаго, если верить вики, до сих пор работает по такой схеме.

© griphon. livejournal.com

Попробовал себя в роли дежурного. Не похож, слишком волосат.

© griphon. livejournal.com

У жены лучше вышло. :)

© griphon. livejournal.com

Схема участка.

© griphon. livejournal.com

В Куженкино сохранился целый комплекс исторических зданий. Водонапорная башня, казармы, керосиновый ангар, багажное отделение. Всё это можно осмотреть.

© griphon. livejournal.com

Здесь и старые документы сохранились. Раньше в поездах как в самолётах, весь багаж сдавали в багажный вагон. Отсюда и известный стих Маршака «Дама сдавала в багаж.», который экскурсоводша не преминула вспомнить.

© griphon. livejournal.com

Стрелка с флюгаркой. Тут она, почему-то в виде музейного экспоната, но точно известно, что полно таких используется не только на этой заповедной ветке, но и, например, на магистрали «Москва — Рига». У нас на даче в Жижице только такие и были, не знаю как сейчас.

© griphon. livejournal.com

Попытка перевести стрелочный перевод. «А ведь стрелочницами работали, в основном, женщины».

© griphon. livejournal.com

Едем дальше. Станция Баталино. Построена в том же стиле. Такое же здание у станции Фирово. Действительно, линия — разнесённый на несколько сот км памятник архитектуры.

© griphon. livejournal.com

Станция Фирово. Немного попроще, без башенки.

© griphon. livejournal.com

Увы, не всё так радужно. Многие станции снесены и здесь, несмотря на заповедный статус. Так несколько лет назад исчезло историческое здание вокзала Горовастица и веерное депо в Торопце. Под угрозой находится здание вокзала Бологое-Полоцкое.

© griphon. livejournal.com

Абсурд, конечно, но таковы реалии. Спасибо активистам, что борятся за спасение уникальной архитектуры.

© griphon. livejournal.com

Ветка становится всё более и более глухой. Она и раньше была довольно малолюдной — всё больше леса да болота вокруг. Но сейчас немногочисленные посёлки и деревни вымирают, люди из-за отсутствия работы уезжают. В Горовастице было 48 жилых домов, сейчас осталось — 2 (ещё несколько имеют сезонный статус). В райцентре Фирово, где жило 3 тысячи человек, осталось около 2. Закрываются заводы, охотохозяйства, больницы, работы нет, делать нечего. Большинство станций давно не действует.

© griphon. livejournal.com

В самом Бологом жизнь даёт только железная дорога, благо это крупный узел; все остальные заводы-комбинаты развалены. Жительница села Святое что около Чёрного Дора, долго ругалась на то, как предприятия закрываются одно за другим. Пока только леспромхозы действуют, за их счёт только и живут районы.

© griphon. livejournal.com

Хоть ведёт поезд паровоз, сам же вагон изнутри вполне обычный и современный. Только постоянные свистки и запах угля выдают того, кто нас тянет. Ход довольно плавный, не знаю как у них это получается.

© griphon. livejournal.com

Ну и ещё постоянно облака пара за окном. :)

© griphon. livejournal.com

Мыло в туалете матёрое, конечно.

© griphon. livejournal.com

Поезд «Бологое — Осташков» — это часть маршрута «Бологое — Великие Луки». Ездил тут, кстати, 3 года назад, тогда ходил РА-2.

© griphon. livejournal.com

Теперь же ходят обычные вагоны. До Осташкова с паровозом, далее до Великих Лук — с обычным тепловозом. Обратно — также. Как раз в Осташкове происходит скрещение (а не в Пено, как раньше), и локомотивы обмениваются вагонами. В обычные дни всё тянется одним тепловозом. А по понедельникам и средам вообще поезд следует только до Осташкова. При этом сами вагоны все равно идут до Великих Лук и от них, но никого не берут. Даже рабочих.

© griphon. livejournal.com

Маршрут уже стал довольно популярным у туристов. Видите выше на фото с экскурсии сколько на ней человек? Людей, которые специально приехали сюда из Москвы или Питера, чтобы на этом паровозе прокатиться. Но местых, которые регулярно этим поездом пользуются, тоже довольно много. Ездишь ты из села в райцентр за покупками, а тебя везёт паровоз, прикольно же! Интересно, как они это воспринимают? :) Экскурсию, лекцию и т. д.

© griphon. livejournal.com

МТППК специально наняло начальника на этот двухвагонный пригородный поезд. Обычно тут обходится проводницами. У Ивана Андреевича задача, в основном, просветительская — рассказать про железную дорогу, про историю, порекомендовать посетить музей и раздать буклетики. А так работает Иван Андреевич преподавателем ОБЖ в железнодорожном колледже в Бологом.

© griphon. livejournal.com

Сам паровоз, конечно, великолепен. Я думал, что будет какой-нибудь старый чёрный закоптелый, но нет. Специально под регулярный маршрут запустили отреставрированный в 2017 на Тихорецком заводе паровоз серии Су (сормовский). Произведён он, кстати, в Горьком на заводе Красное Сормово, в 1948 году. Одна из самых последних и передовых моделей.

© griphon. livejournal.com

Известно, что паровозная бригада состоит из трёх человек. Помимо машиниста и помощника — это ещё и кочегар, который отвечает за бесперебойное обеспечение топки паровоза углём. Вообще, управлять паровозом, это реально искусство. В котором требуется слаженная работа троих человек.

© griphon. livejournal.com

Пока паровоз ходит раз в неделю, но с мая его собираются уже 2 раза в неделю запускать.

© griphon. livejournal.com

До Осташкова от Бологого паровозный поезд идёт 3,5 часа. Это несколько дольше, чем в обычные дни, но незначительно. В самом Осташкове у вас есть 2 часа погулять, после чего паровоз отчаливает обратно.

© griphon. livejournal.com

Мы хотели погулять по Осташкову подольше, и, чтобы попасть домой в тот же день вечером, уехать в Торжок или Тверь на автобусе. Однако в кассе выяснили, что билеты все на день вперёд раскуплены. И если мы не сядем на паровоз обратно, то рискуем остаться в Осташкове на ночь. Ну не больно то и хотелось этими автобусами пользоваться. А паровоз — он же такой хороший!

© griphon. livejournal.com

На обратном пути — тоже краткий экскурс в историю от Ивана Андреевича и подарки от дедушки Мороза за стихи и песенки!

© griphon. livejournal.com

Однако экскурсии по музею уже нет. Равно как и получасовой стоянки в Куженкино. Вместо неё — 10-минутная стоянка в Фирово.

© griphon. livejournal.com

Напоследок, снова сказочные переводы от rzd. Сколько над ними не прикалывайся, они никогда не перестанут нас ими радовать.

© griphon. livejournal.com

С новым годом вас и Рождеством. Попутных паровозов вам в новом 2019 году! А так, приезжайте сюда если ещё не ездили.

© griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)