А вы с ЕГЭ как ни садитесь: министр образования запутала экспертов

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Речи об отмене ЕГЭ в России сейчас не идет, но надо перестать делать из этого экзамена аналог «страшного суда», считает министр образования РФ Ольга Васильева.

«ЕГЭ в России сегодня — это действительно объективный и прозрачный способ оценить знания выпускников. ЕГЭ стал социальным лифтом», — сказал она в интервью «Российской газете».


Выступая в защиту ЕГЭ, министр сослалась на опыт столь непохожих стран как Англия и Китай.

Опрошенные же ранее «Ридусом» практикующие профессионалы в области образования почти единодушно указывали на то, что ЕГЭ — это только зеркало состояния российской школы в целом, и изменения в структуре экзамена никак не повлияют на процессы, происходящие «выше по течению».

Дело не в том, хорош или плох ЕГЭ как таковой, поскольку сама схема приема в вузы стала очень сложной, говорил бывший ректор МПГУ академик Алексей Семенов.

На некоторые факультеты мало иметь высокий балл по ЕГЭ; пропуском туда служат хорошие показатели на олимпиадах, и олимпиадники заполняют все бюджетные места. Но в среднем по стране, конечно, мы получаем более слабый уровень подготовки бакалавров — просто потому, что «на входе» мы имеем менее подготовленных первокурсников, — сказал он «Ридусу».

Родители в школьном чате жалуются друг другу

Министр сокрушается, что при ее встречах с учителями она задает им вопрос, кто прямо сейчас готов сдать семь экзаменов? «В ответ, как правило, тишина», — рассказывает Васильева.

Директор школы для мотивированных детей «Летово» Михаил Мокринский тоже рассказывал «Ридусу», какой жесткий отбор проходят учителя, которых приглашают в его школу:

Основная проблема сегодняшней системы образования не в том, что школьников учат слишком много, а в том, что учебное время используется малоэффективно. Учебные технологии — времязатратные. Если в классе знания в ребенка не впрессовывают механически, а ведут с ним диалог, то школьник не будет ощущать себя перегруженным, а это первое условие, чтобы дети не воспринимали школу как повинность. А у учителя появится реалистичная нагрузка, которую он может выполнить не на бумаге, а в реальности.

Директору «Летово» почти дословно вторит руководитель Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Если какой-то учитель математики хорошо знает формулы — это отлично, но это только четвертая часть его успеха как учителя. Три четверти приходятся на знание методик, на умение выстраивать коммуникацию с детьми, на работу с родителями и множество прочих факторов.Учитель, возможно, прекрасно знает математику, но не исключено, что он — совершенно никудышный как педагог!— сокрушался он.

С этим соглашается и академик Российской академии образования Михаил Рыжаков, который сказал «Ридусу», что ЕГЭ с его готовыми ответами, из которых нужно только выбрать правильный, вполне точно отражает неспособность большинства ГБОУ обучать школьников самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно.

Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести «галочную» систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы, — говорил он.

Сама Ольга Васильева признаёт, что «дети сегодня плохо говорят, не умеют выражать свои мысли». Ну, а откуда у них возьмется такое умение и мотивация, если они знают, что на выпускном экзамене им предстоит не говорить и выражать мысли, а галочки в квадратиках ставить?

«Родители не должны оплачивать такое количество репетиторов», — сказала Васильева.

Тем не менее, опрос, проведенный Общественной палатой РФ в августе 2018 года, показал: 90% респондентов считают, что единый государственный экзамен требует дополнительной подготовки, чтобы его можно было сдать.

То есть это не ЕГЭ стал социальным лифтом, как об этом говорит министр образования. Наоборот — для его успешной сдачи школьники (точнее, их родители) должны забраться на таком лифте достаточно высоко, чтобы обеспечить своим детям репетиторов и прочую внешкольную подготовку — которая редко когда бывает бесплатной, как бы сама министр не отрицала тот факт.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)