+5
Сохранить Сохранено 7
×

Нужно ли сбивать авиалайнеры, незаконно оказавшиеся в небе России


Нужно ли сбивать авиалайнеры, незаконно оказавшиеся в небе России

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Сбивать пассажирские авиалайнеры, без разрешения вошедшие в воздушное пространство России, намерено Минобороны РФ.

Такую санкцию у правительства запросили военные, согласно информации газеты «Известия».

Сбивать коммерческие воздушные суда ПВО России намерены в тех случаях, если есть подозрение в том, что иностранный самолет захвачен террористами или используется для выполнения шпионских задач.

Сейчас постановление правительства «О порядке применения оружия в воздушном пространстве» от 1994 года запрещает сбивать самолеты, если известно, что на их борту есть пассажиры.

В 1983 году советские ПВО сбили над Охотским морем лайнер Korean Airlines, который отклонился от международного коридора и оказался в воздушном пространстве СССР.

Военные просят дать им право считать нарушителем границы любой лайнер, который приблизится к границе на расстояние менее 50 км (для Восточного военного округа — на 100 км, для приграничной приморской полосы — 150 км).

По сути, речь идет о «размене» жизней пассажиров таких воздушных судов на жизни людей на земле, которые могут пострадать от преднамеренного крушения самолета.

Минобороны РФ просит уточнить его полномочия по перехвату угрожающих самолетов «с запасом», говорит эксперт Центра анализа, стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Это определенного рода перестраховка, запас карман не тянет. Потому что, за исключением терактов 11 сентября 2001 года в США, случаев, когда террористы захватывали бы самолеты с целью использовать их как управляемые бомбы, не было, — сказал он «Ридусу».

При том что история воздушного пиратства насчитывает десятки эпизодов с угоном пассажирских лайнеров, практически во всех таких случаях угонщики делали это для того, чтобы использовать пассажиров в качестве заложников, выторговывая те или иные политические уступки.

То есть намерений «ронять» захваченные самолеты на важные объекты у таких угонщиков не было. Теракты 9/11 пока остаются единственным прецедентом, но его хватило, чтобы военные всех стран осознали, что у террористов внезапно появилось новое оружие, говорит военный эксперт Антон Лавров.

В 2001 году у военных случился настоящий шок, когда они поняли, что самолеты могут использоваться „не по назначению“. Как чуть позднее шоком стало то, что в качестве оружия террористы могут использовать обычные автомобили, — сказал он «Ридусу».

Чуть ранее теракта 9/11 и чуть позднее инцидента с южнокорейским боингом произошел случай с Матиасом Рустом, который на легком самолете пролетел до самой Красной площади, но из-за неразберихи в цепи командования ПВО его никто не перехватил.

С тех пор цепочка принятия решения в системе ПВО в значительной степени автоматизировалась, и сегодня решения о том, как поступать с нарушителем воздушного пространства, может быть принята в течение нескольких минут, говорит Лавров.

Если речь идет о перехвате, а тем более об уничтожении иностранного пассажирского лайнера, такое решение может приниматься только на высшем военном и политическом уровне. Это то, почему Руст сумел беспрепятственно пролететь 700 километров от границы, — никто не отдал команду его перехватить, хотя средства ПВО засекли самолет сразу же и вели его вплоть до самой Москвы, — напоминает эксперт.

В 2014 году, в день открытия Олимпийских игр в Сочи, произошло ЧП с предполагаемым захватом пассажирского самолета, совершавшего рейс из Харькова в Стамбул. Тогда пилоты сообщили, что у террориста есть бомба и он требует посадить судно в Сочи. К счастью, это была выходка пьяного пассажира.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+5

 

   

Комментарии (0)