+0
Сохранить Сохранено 7
×

МС-21: надежда российского авиапрома терпит бедствие еще до взлета


МС-21: надежда российского авиапрома терпит бедствие еще до взлета

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Создание пассажирского лайнера МС-21, «последней надежды» российского авиапрома, оказалось под вопросом из-за западных санкций, узнал «Коммерсантъ».

Хотя корпорация «Ростех» оперативно заявила в четверг, что запрет на поставки в Россию материалов для строительства лайнеров не станет критичным для проекта, аналитики указывают, что возможная замена американских и японских «композитов» на китайские никак не может считаться равноценной.

Проект создания среднемагистрального лайнера теперь в лучшем случае затормозится на пять лет (до сих пор сроком первого коммерческого полета МС-21 назывался 2020 год).

МС-21 для российского авиапрома — проект знаковый, так как это первый гражданский лайнер, полностью спроектированный не на советских заделах, а с чистого листа уже в постсоветской России.

При этом отраслевые эксперты, с которыми пообщался «Ридус», едины во мнении, что западные санкции не являются главной причиной, по которым МС-21 еще долго не «станет на крыло».

По их мнению, основная причина — в системных ошибках руководства отечественного авиапрома, и получается, что «Ростех» странным образом прав: отказ американских и японских подрядчиков от поставок материалов менее критичен для проекта, чем бардак на собственном корабле.

Самоучки за штурвалом

Беда российского гражданского авиастроения в том, что стратегию его развития определяют люди, не имеющие никакого профессионального отношения к этой сфере, считает бывший чиновник Минтранса РФ Сергей Крутоусов.

Я еще когда работал в Минтрансе, яростно спорил со сторонниками «внутренней конкуренции», вроде компании «Инфомост», которые настаивали, что надо дать возможность каждому КБ создать сервисную структуру к своим самолетам, а рынок все расставит на свои места. Вот рынок так и расставил, что Россия осталась без своих гражданских самолетов вообще, — сказал он ранее «Ридусу».

По его словам, в гражданской авиации ни один проект не сможет выжить без финансовой поддержки государства. Потому что самолет — это не только сама машина, это еще и огромная дорогостоящая инфраструктура его обслуживания.

Даже американцы не потянули больше одной такой инфраструктуры и списали «Дуглас», оставив «Боинг». У нас же каждое КБ создавало свою изолированную сервисную инфраструктуру, что все их и сгубило. Такой подход и приводит к тому, что гражданское авиастроение в России пребывает в ж…, и поэтому у нас нет ни одного коммерчески окупаемого проекта. Еще хуже, когда некоторые чиновники вообще пытаются заставить военные авиазаводы заниматься «конверсией» и разрабатывать гражданские самолеты в довесок к боевым истребителям. С таким я тоже сталкивался, — говорит Крутоусов.

Нелетная погода

С этим полностью солидарен и бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов, который ранее подчеркнул, что самолеты отечественного производства, такие как SSJ-100 и МС-21, неконкурентоспособны по отношению к Боингам и Эйрбасам вне зависимости от наличия или отсутствия санкций.

Частным авиакомпаниям брать эти самолеты в лизинг совершенно неинтересно, потому что «Боинг» и «Эйрбас» предоставляют несравненно лучшие условия. Это грустно, но таков результат 25-летней политики российских властей в сфере авиационной индустрии. Правительство сейчас пытается директивным путем бросить соломинку утопающим отечественным авиастроителям, но это именно соломинка, если вспомнить, что к моменту распада СССР у нас был один из самых мощных гражданских авиапарков в мире, — сказал эксперт.

На новые типы самолетов были потрачены колоссальные бюджетные деньги (например, проект МС-21 поглоти 438 млрд рублей), но они не дают никакой отдачи, сокрушается бывший авиационный чиновник.

Эксплуатация российских лайнеров убыточна для авиакомпаний, поэтому правительство РФ пошло единственно возможным в этой ситуации путем: само заказываю — само эксплуатирую,. Это означает перекладывание бюджетных денег из одного государственного кармана в другой его же, но ровным счетом никак не способствует развитию отрасли.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (8)

  • Roman
    Roman 10 января 2019

    Я вот только одно не понимаю! Зачем покупать иностранное, когда можно всё сделать самим?? Ведь военные самолёты делаем же сами?! Так в чём проблема сделать и пассажирский? И не нужно изобретать велосипед. Есть ведь свои уже известные марки самолёта, ТУ, ИЛ. В чём проблема продолжить их модернизировать?? Зачем что-то придумывать новое МС-21, зачем? Или опять происходит очередной распил денег.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 10 января 2019

    Таки а как сделать самим??? Самолет сделать это не выстругать из полена лошадку на палочке, тут немножко посложнее. Ви саму статью читали? Кто будет покупать это самое "своё" которого к тому же еще и нету, когда можно приобрести за нормальные деньги боинг, айрбас или тот же эмбраер или бомбардье которые зарекомендовали себя и имеют нормальный сервис?

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 января 2019

    они уже исчерпали возможности модернизации

    Ответить
    0 +
  • Василий
    Василий 10 января 2019

    Ощущение, что болтуны имеют больший вес, чем власти... "Знатоки" (задним числом) не у дел! А вот по санкциям вообще проблема высосана из пальца. Просто контрсанкциями должен быть запрет продажи титана за рубеж. Глядишь боинги строить тоже появятся сложности, а санкционеры станут сговорчивее.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 10 января 2019

    Таки ви если перестанете продавать за рубеж своё сырье, что кушать будете?? Ви же практически не производите конечный продукт, торгуете сырьем, не будет продаж не станет денег. Титан грызть будете да нефтью запивать и занюхивать газом?

    Ответить
    0 +
  • Евгений
    Евгений 31 января 2019

    ну с с/х у нас не все так плохо, другой вопрос что именно законченного конечного продукта немного, но это дело поправимое, и недолгое, было бы желание

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 10 января 2019

    Поставщиков титана в мире достаточно, и они, уважаемый Василий, будут очень рады, если мы прекратим его поставки. Может даже спасибо скажут. Поднимут немного цену, Боингу, тот поднимет цены на самолеты. Копейки так на три. В итоге: иностранные производители титана в шоколаде, Боинг тоже мало чего потеряет, буржуйские пассажиры заплатят на три копейки больше за билеты, а мы останемся со своим титаном и без своих самолетов. Зато все такие гордые-гордые

    Ответить
    0 +
  • Ivan
    Ivan 10 января 2019

    А помните как министр Фрадков запретил строить ИЛ96 и закрыл заводы? И куча народа и их семьи несколько сотен тысяч человек пошли в самозанятые? А потому что у фрадкова деньги были в акциях боинга. И здесь тот же саботаж. Если ваше честно наворованое бабло и золотые парашуты в американских банках, то вы кровно не заинтересованы что бы МС21 летал. Вы заинтересованы что бы его еще 200 лет разрабатывали и строили. Деньги и так государственные вы освоите. А если вдруг закочевряжитесь, и задумаете боингу конкуренцию создать, то вам напомнят прямо из белого дома чей хлебб едите и где ваши дети учатся. А еще посоветуют вышестоящему руководству вас заменить. Вот как то так. А еще мало построить самолет дешевый и экономичный и всеми сертифацированый для полетов. Надо еще его ремонтировать и хранить запчасти и расходники и т.д. Целая отрасль и структура нужна. Это безумно много денег. Их как раз и не дают. Ибо у "генералов свои внуки есть"

    Ответить
    1 +