+9
Сохранить Сохранено 7
×

Подорожавший бензин взвинтит цены на все самое необходимое


Подорожавший бензин взвинтит цены на все самое необходимое

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Рост цен на топливо автоматом потянет за собой рост цен на все товары, в первую очередь на продукты питания.

Поставщики продуктов и ретейлеры предупредили об этом премьера Дмитрия Медведева.

Нефтяники говорят, что им надоел собственный «альтруизм», однако не полагают ли они, что для них самих и их семей продукты будут продавать со скидкой?

Я бы вас попросил

Челобитная, которую транспортники направили на имя премьера, сможет возыметь воздействие лишь в одном случае: если глава правительства применит добрый старый механизм ручного управления экономикой, говорит финансовый аналитик Владимир Левченко.

Единственное, что может сделать премьер в этой ситуации, — надавить на сознательность нефтяников, объяснив им, что альтруизм лучше, чем эгоизм. Ведь прибыли производителей топлива десятикратно превысят рост цен в магазинах, поэтому никаких способов от такого поведения отказаться, кроме как административного, в России не существует, — сказал он «Ридусу».

В отличие от нефтяников, транспортникам просто некуда дальше перекладывать свои затраты — именно этим и продиктован их крик отчаяния.

С потребительским спросом уже и сейчас наблюдаются проблемы. Доходы-то у населения давно не растут, экономика тормозится. И как раз те товары, которые обедневшему населению нужнее всего — продукты питания, оказываются самыми чувствительными к росту затрат перевозчиков, — говорит эксперт.

Перевозка товаров длительного пользования от склада до магазина осуществляется раз в энное время (месяц, а то и год), поэтому доля «топливного сбора» в конечной цене такого товара пренебрежимо мала. А вот когда магазину надо доставлять продукты ежедневно, в их стоимости затраты на бензин начинают возрастать как снежный ком.

Затраты на топливо в среднем занимают не менее 30% в себестоимости услуг автоперевозчиков. В зависимости от дальности перевозок доля расходов на топливо в себестоимости товара может достигать 20%. Стоимость товара в магазине реагирует на это в пределах 8% (по максимуму — на скоропортящиеся продукты, которые надо привозить ежедневно).

Именно поэтому транспортники требуют от правительства ввести регулирование цен на топливо, а единственный экономический инструмент, который для этого существует, — налоговые льготы. Но правительство точно этим инструментом не воспользуется, так как он противоречит общей тенденции на повышение налогов и сборов. Так что нефтяников, скорее всего, снова „попросят“, — говорит Левченко.

Эксперт Международного института экономики и финансов Евгений Андреев ранее объяснял «Ридусу», почему рост затрат бизнеса в первую очередь влияет на удорожание именно самых необходимых товаров. 

Люди не покупают, как правило, автомобили и телевизоры каждый год, а за хлебом они ходят ежедневно. Поэтому рост цен на товары повседневного спроса люди ощущают моментально, при этом им совершенно безразлично, что телевизоры за год почти не подорожали, — сказал он.

Срочно к терапевту

Авторы письма Медведеву не рассчитывают на какое-то «хирургическое вмешательство» со стороны премьера, но даже терапевтический эффект будет лучше, чем бездействие, считает председатель Гильдии логистических операторов Светлана Домнина.

Мы хорошо понимаем, что от своих планов производители топлива не откажутся, но если глава правительства их попросит учесть интересы других субъектов экономики, то, скорее всего, они немного поумерят прыть и повышение цен на топливо будет не таким резким, — сказала она «Ридусу».

Такие прецеденты уже были — например, когда дальнобойщики потребовали смягчить условия системы «Платон», напоминает Домнина.

Конечно, если от письма премьеру и будет какой-то эффект, то он будет почти наверняка временным. Это как кошке хвост отрезать по частям. Но в любом случае такое обращение к Медведеву должно было быть направлено, потому что если сидеть сложа руки, то даже такому терапевтическому эффекту неоткуда было бы появиться, — говорит она.

Даже при том, что само по себе топливо занимает не самую большую долю в себестоимости товаров, в сочетании с ростом налогов и акцизов это генерирует синергетический эффект, прямо противоположный тому «терапевтическому», о котором упоминает Домнина.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (0)