Россияне выступили за свободу рисовать на стенах, но по разрешению

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Три четверти россиян поддерживают идею получения разрешений для желающих рисовать граффити на стенах общественных зданий, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.

Граффити считают видом современного искусства 27% опрошенных, 45% респондентов полагают, что это искусством не является, но такие рисунки могут быть уместны в отдельных случаях, отмечают социологи.


В свою очередь, каждый четвертый россиянин (24%) убежден, что граффити является порчей объектов общественного назначения.

И пишут на стенах слова

С профессиональной точки зрения в этом опросе перепутаны понятия, считает основательница художественной галереи Street Kit Сабина Чагина.

С этой точки зрения граффити, которое создается по разрешению или по заказу, — это оксюморон. Граффити по определению — это андерграундный, „партизанский“ жанр. Только оттого, что рисунок нанесен на стену здания, он граффити не становится, — объяснила она «Ридусу» тонкости стрит-арта.

Рисование на стенах, естественно, не является вотчиной одних лишь «партизан от искусства». Сама возможность покрывать стены «обоями» не только изнутри, но и снаружи зародилась еще в середине XX века.

В Раменском «мурализм» процветает

Но такой вид монументального искусства называется, во-первых, не граффити, а мурализм (от французского le mur — стена). И главное: в основе граффити лежат преимущественно надписи, графика, а не изображения.

Не продается вдохновенье

Когда начинают смешивать эти два жанра, в общественном сознании возникает диссонанс и подмена понятий.

Создатель граффити, даже если он профессиональный художник, никогда не пойдет получать какое-то разрешение на создание своих работ. Это все равно как если музыкант пойдет получать разрешение на написание симфонии. Искусство рождается по вдохновению, а то, что делается под заказ, надо называть каким-то иным словом, — говорит Чагина.

Точно так же наличие лицензии на разрисовку стен и заборов никак не гарантирует качества и художественной ценности того, что в итоге получится. Верно и обратное — подпольные художники иногда создают такие рисунки, что они вполне могут претендовать на место в картинных галереях. Как говорится, талант не купишь и не пропьешь.

Вряд ли создатель этого граффити пойдет получать разрешение

В России достаточно примеров и того и другого — от стихийных «выставок» граффити на арбатской «стене Цоя» или в булгаковском подъезде (до того, как там разместился официальный музей писателя) до целых кварталов домов, разрисованных во все цвета радуги (например, в московском районе Лосиноостровский, в подмосковном Раменском или калужском Боровске).

К сожалению, большинство таких „произведений мурализма“ трудно отнести к искусству. Их авторы часто маскируют отсутствие таланта подделкой под „детские“ рисунки, но профессионал моментально отличает руку ребенка от руки ремесленника, — утверждает Чагина.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)