Почему депутат от ЛДПР предложил разрешить материться со сцены

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР) заявил о том, что нельзя запрещать музыкантам использовать в своем творчестве мат.

В пример он привел солиста группы «Ленинград» Сергея Шнурова, которого любят «именно за то, что он такой открытый, честный и так выражает свои мысли».


Какие категории слушателей любят группу именно за это, депутат решил не распространяться. Хотя электорат ЛДПР и почитатели Шнура — множества, по большей части пересекающиеся.

Однако речь ни в коем случае не идет о вседозволенности, сказал «Ридусу» Андрей Свинцов.

Я совсем не предлагаю разрешить исполнителям употреблять любую лексику, которая им придет в голову, без разбора. Хочет музыкант со сцены материться, если он без таких слов не в состоянии донести до аудитории свои мысли и чувства — его право. Но в этом случае исполнитель и его продюсеры обязаны ВОТ ТАКИМИ буквами писать на афишах, что со сцены будет звучать мат, и организаторы концертов будут обязаны ограничивать возрастную категорию аудитории, — объяснил депутат.

По мнению Свинцова, журналисты сделали слишком далеко идущие (и неправильные) выводы из его предложения о том, что исполнители могут самовыражаться (и выражаться) со сцены как им угодно.

Если будет введен уведомительный контроль за содержанием выступлений, это никак не ограничит право исполнителей на самовыражение, но послужит очень действенным инструментом самоцензуры, считает он.

Если какой-то музыкант добровольно готов ограничить свою аудиторию категорией 18+, это его право. Но, мне кажется, любой исполнитель, наоборот, стремится число своих слушателей и зрителей расширять. И поэтому такие исполнители, возможно, станут искать способы выражать свои эмоции в рамках общеприемлемой лексики, — надеется он.

При этом правило 18+ должно распространяться на все концерты независимо от количества присутствующих, будь то стадион на 30 тысяч мест или квартирник на два десятка слушателей.

Идею, предложенную на днях актером Михаилом Боярским о том, что было бы полезно возродить советскую практику «литования» текстов худсоветами, депутат считает чрезмерной.

Боярский призвал ввести «запрет на пошлость, запрет на насилие, на грязь» и предложил, чтобы в худсоветы входили интеллектуалы, художники, ученые и цвет общества.

Непонятно, по какому принципу в эти худсоветы будут отбираться эксперты, и зачем они вообще нужны, если существующая законодательная база позволяет привлекать к ответственности за нецензурную брань в публичном месте. Незачем огород городить: если кто-то из публики сочтет, что его оскорбило поведение исполнителя, и что организаторы выступления не предупредили о специфике концерта, человек может обратиться в суд, — говорит Свинцов.

Он отдельно подчеркнул, что для принятия решения о дозволенности или недозволенности той или иной песни важнее смотреть не на то, какие слова автор употребляет, сколько на содержание текста.

Если песня пропагандирует наркотики или экстремизм — то какая разница, делает это исполнитель с использованием нецензурных слов или без них? А если он, наоборот, употребляет плохие слова в адрес отрицательных персонажей — то что в этом предосудительного? — рассуждает депутат.

6 декабря в Госдуме пройдет круглый стол, посвященный массовым отменам концертов российских музыкантов.

Спор о допустимости или недопустимости (или о границах того и другого) при употреблении непечатной лексики тянется ровно столько времени, сколько существует книгопечатание.

Интересующихся можно отослать к моментально ставшему раритетом номеру журнала «Литературное обозрение» за ноябрь 1990 года. Номер целиком посвящен тому, что редакция стыдливо (советское время все-таки!) назвала «потаенной русской литературой».

В журнале опубликованы были тексты Пушкина, Чехова, Некрасова, Толстого и прочих хрестоматийных авторов, которые, однако, никогда не были напечатаны в «официальных» собраниях сочинений по причине наличия в них «обсцентной лексики». При всем уважении к аудитории группы «Ленинград», на фоне текстов вышеупомянутых авторов песни ее фронтмена — полная @#$%&.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)