Никому не нужный «Буран»: чудо техники или выброшенные миллиарды

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

«Энергия-Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Она стала одной из двух реализованных в мире систем МТКС и одновременно ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме чуть более 30 лет назад, 15 ноября 1988 года.

И все эти тридцать лет специалисты спорят о том, чем являлся единственный полет советского МТКС, был ли это научный и технический прорыв или бессмысленное выбрасывание денег на ветер. Кстати, деньги это были немалые: около 16,5 млрд советских рублей, или примерно 2 трлн рублей по нынешнему курсу.


Зачем понадобился «Буран»?

Необходимость создания советской многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в период 1971—1975 годов. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему «Спейс шаттл», смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

Кроме того, советское руководство не исключало возможности использования космических челноков в качестве носителей ядерного оружия. Оно также боялось, что шаттлы будут похищать с орбиты Земли советские спутники, а также космические станции типа «Салют» и типа «Алмаз» ОКБ-52 В. Челомея.

И это опасение было понятным: габариты грузового отсека и вес возвращаемой полезной нагрузки шаттлов позволяли это сделать.

Для защиты космических кораблей от «похищения» не было придумано ничего лучшего, кроме как установить на них модифицированные автоматические пушки НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера, а затем две ракеты класса «космос — космос». Правда, при этом почему-то никто не подумали об отдаче при стрельбе из пушек или пуске ракет, способной унести сам корабль в другой конец космоса! Но, слава богу, до стрельбы дело не дошло!

Честно сказать, все эти опасения были напрасными и американцы не собирались похищать советские космические станции и спутники. В то время они разрабатывали собственные спутники оптической разведки KH-11 KENNAN и собирались запускать их на орбиту и возвращать их на Землю с помощью шаттлов.

Вся мощь Советского Союза

В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия-Буран». 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более 1 млн человек) принимали участие в создании системы.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года. К 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом на специальном самолете-транспортировщике ВМ-Т «Атлант» — на аэродром Юбилейный космодрома Байконур.

На нем для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса.

Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии)! Как уже отмечалось выше, свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Его продолжительность составила 205 минут, корабль сделал два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку. Полет прошел полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения («Шаттл» мог совершать посадку только на ручном управлении). Данный факт — полет орбитального самолета в космос и его посадка в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера — вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

На этом полеты советского челнока закончились, а в 1993 году программа МТКС была закрыта. В итоге 16,5 млрд полновесных советских рублей были выброшены на ветер.

А 12 мая 2002 года на многоразовую космическую систему «Энергия-Буран» в собранном состоянии, которая хранилась на Байконуре в монтажно-испытательном корпусе, с высоты 60 метров обвалилась бетонная крыша. Погибли восемь строителей, ракета-носитель «Энергия» и, естественно, «Буран».

Вместо эпилога

Еще 1972 году, сразу после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл», в СССР была проведена серия закрытых совещаний по этой проблеме. Многие специалисты указывали, что такая система существенно проигрывает по экономичности выведения полезных грузов на орбиту обычным одноразовым ракетам-носителям и не дает особых преимуществ в военном отношении; отсутствуют также серьезные задачи, требующие возврата с орбиты космических аппаратов.

Кроме того, до конца не была продумана конструкции самого орбитального корабля (отсутствие у него разгонного двигателя), была низкая экономичность применяемого топлива, корабль мог выводить на орбиту полезную нагрузку гораздо меньшего веса, чем шаттл. У советских военных после проведения успешного запуска не оказалось никаких предложений по использованию «Бурана». Он стал «подарком», от которого никто не знал, как избавиться.

Высказывались даже мнения о том, что это масштабная дезинформация или очередной блеф с целью втягивания СССР в новый виток космического противостояния и гонки вооружений.

Конечно, это было не так. Вот лишь некоторые данные по полезному использованию шаттлов. Правда, американских. За 30 лет их эксплуатации было произведено 135 пусков, включая две катастрофы. Больше всего полетов (39) совершил космический челнок «Дискавери».

Шаттл мог доставлять за один рейс к МКС 20—25 тонн груза, плюс к этому семь-восемь астронавтов. В общей сложности все шаттлы совершили 21 152 витка вокруг Земли и пролетели 872,7 млн км. На шаттлах в космос было поднято 1,6 тысячи тонн полезных грузов. Совершили полеты 355 астронавтов и космонавтов, а в общем 852 члена экипажей шаттлов за всю их эксплуатацию.

Если говорит откровенно, то главной причиной закрытия программы «Энергия-Буран» был распад Советского Союза. Сокращение ассигнований на развитие космонавтики в послесоветской России, потеря интереса к орбитальному самолету в связи с выработкой Министерством обороны РФ новой военной доктрины, общее экономическое положение страны, — все это заставило отказаться от намеченных планов возрождения программы.

И остались от нее, как могильные камни, макеты «Буранов»: один в качестве аттракциона на ВДНХ в Москве (автор на нем «летал»), второй — в немецком городе Шпайер (его продали за 10 млн евро и там он почему-то оказался более нужным, чем в России), третий — в ЛИИ им. М. М. Громова, четвертый — в Сочи, пятый — в ЦАГИ.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)