+1
Сохранить Сохранено 7
×

Почему пятая часть россиян оказалась в зоне бедности


Почему пятая часть россиян оказалась в зоне бедности

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Каждый пятый россиянин живет в бедности, а каждый третий может скатиться туда в любой момент. Таковы данные ежемесячного мониторинга социально-экономического положения, который проводит Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Речь идет о субъективном восприятии населением своего материального положения, и эти цифры заметно отличаются от официальной статистики, подчеркивают авторы исследования.

По итогам прошлого года Росстат насчитал 19,3 млн человек, живущих за чертой бедности (13,2% населения). Ведомство относит к этой категории тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. В РАНХиГС использовали другие критерии потребительского благополучия. Граждан разделили на четыре группы.

Зона бедности — 22% респондентов. Их доходы не позволяют приобретать «более чем необходимый набор базовых продуктов питания». Определенную часть этой группы составляют граждане, которым и на еду денег не всегда хватает.

Зона потребительского риска — 35,6%. Текущие доходы позволяют обеспечить нормальное питание и комплекты повседневной одежды, но покупка предметов длительного пользования вызывает крайние сложности. Перспективы повышения материального статуса при этом отсутствуют.

Зона возможных изменений — 14,1%. Текущие доходы позволяют обеспечить нормальное питание и комплекты повседневной одежды. Покупка предметов длительного пользования в настоящее время вызывает сложности, но респонденты ожидают повышения уровня материальной обеспеченности. Или, напротив, сейчас имеется возможность приобретения товаров длительного пользования, но предполагается снижение материального статуса в ближайшем будущем.

Зона потребительского комфорта — 28,3%. Имеется возможность приобретения товаров длительного пользования и не предполагается снижения уровня жизни.

Негатив — позитив — негатив

© Сергей Бобылев/ТАСС
К таким результатам мы пришли к концу четвертого года экономического кризиса, который начался в конце 2014 года. За это время население в целом потеряло более 10% располагаемых денежных доходов. Это достаточно серьезный объективный фактор, который снизил потребительские возможности, — сказал «Ридусу» один из авторов доклада, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов.

Понятно, что люди склонны оценивать свои потребительские возможности несколько хуже, чем это показывает статистика. По словам эксперта, пик негативных оценок социально-экономической ситуации пришелся на 2015 год — первую половину 2016 года. Затем началось сглаживание показателей — так называемая негативная стабилизация, когда массовый рост пессимизма в оценках прекращается, но и перспективы заметного улучшения материального положения граждан не очевидны.

На данный момент наблюдается небольшой перевес в сторону позитивных оценок, то есть чуть больше респондентов ожидают, что их благосостояние в ближайшем будущем вырастет. Пик позитива был отмечен во втором квартале 2018 года. Сошлось несколько факторов: предвыборная мобилизационная активность, сегментарный рост зарплат и краткосрочный рост реальных доходов, плюс весенние настроения.

Но ближе к осени снова пошел некоторый рост негатива. Реальные доходы вернулись к снижению, одновременно возникло много новаций, которые вызывают тревогу у россиян, — пенсионные корректировки, опасения относительно повышения НДС и роста инфляции. Добавим сюда резкое повышение цен на бензин. При этом экономические прогнозы тоже не радуют: даже самые заядлые оптимисты ожидают, что российский ВВП будет расти в пределах 2% в год — не более.

В итоге сейчас ситуация оценивается населением несколько хуже, чем во втором квартале текущего года, намного хуже, чем до кризиса, но пока еще существенно лучше, чем в 2015 году.

© Лев Федосеев/ТАСС

Безусловно, тот факт, что более половины россиян относят себя к зоне бедности или потребительского риска, показывает масштаб и актуальность социально-экономических проблем, которые необходимо решать в ближней и средней перспективе, отмечает Логинов.

Мы бы очень хотели увидеть значимый экономический рост, максимизацию менеджерской эффективности государства в распределении ресурсов и в социальной политике, а также развитие рынка труда с точки зрения расширения инновационных высокотехнологичных отраслей, потому что проблемы рынка труда состоят как раз в узости этого сегмента. С одной стороны, безработица крайне невелика, а с другой — слишком большая доля рабочих мест не являются инновационными, перспективными, обеспечивающими высокие доходы и дальнейший цикличный рост экономики, — рассуждает эксперт.

Не уникально, но тревожно

Полученные коллегами цифры говорят о том, что население России действительно уязвимо к большим рискам, в первую очередь — риску ухудшения здоровья одного или нескольких трудоспособных членов семьи, продолжает тему заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. Необходимость покупки дорогостоящих лекарств может выбить из колеи и моментально отправить в группу бедняков те категории граждан, которым сегодня впритык хватает средств на питание и сезонную одежду.

С точки зрения государственной политики здесь основной вывод в том, что надо выявить эти зоны риска и закрыть их, — считает эксперт.

В целом же, по его мнению, ситуация не уникальна и не сильно отличается от положения других стран с уровнем развития как в России. Если подобный опрос провести в Казахстане, Турции или даже Польше, картина была бы примерно такой же. Да и в развитых странах градация может оказаться похожей, и доля тех, кто сам себя относит к беднякам, сопоставимой. Просто средний класс там гораздо более обеспечен, чем российский. Но расслабляться все же не стоит.

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк

Это, конечно, не очень здорово. Нормально, когда таких граждан в районе 10—15%. Во-первых, скорее всего, эти люди не имеют возможности для значимых инвестиций в свой человеческий капитал и т. д. С другой стороны, это создает риски для развития всего общества, потому что в любой момент какие-то популисты могут предложить этой пятой части населения молниеносно перебраться на 2—3 ступеньки выше. На самом деле чудес не бывает, потом будет только хуже, но это все поймут уже потом, — предупреждает Назаров.

Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов в свою очередь добавляет, что это очень тревожный и неприятный показатель для экономики в целом, поскольку такой большой процент людей с низкой покупательной способностью закономерно влечет за собой слабый спрос на непродовольственные товары. Соответственно, производители не имеют возможности наращивать производство, зарабатывать и инвестировать в развитие. Это создает риски дальнейшего торможения экономики.

В России на продукты питания тратится в среднем 32—33% доходов (у большинства людей и того больше), тогда как в Европе хорошим показателем считается не более 12%, замечает экономист. Это говорит о том, что действительно почти все деньги у россиян уходят на продукты питания и ни на что другое не остается.

Не удивительно, что уровень пессимизма среди руководителей компаний за последние полгода вырос вдвое. Исключение — только сфера IT, которая сейчас развивается за счет программ цифровизации, и финансы, где правят бал несколько крупнейших госбанков.

При этом ключевым тормозом для развития промышленных предприятий большинство топ-менеджеров называют не угрозу внешних санкций, а внутренний рост налоговой нагрузки. Все это напрямую связано с низкими доходами населения, и тенденция сейчас идет к тому, что доля двух наиболее уязвимых категорий потребителей будет лишь увеличиваться.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (22)

  • Ivan
    Ivan 22 ноября 2018

    "Ну за чем им давать деньги? Они же их проедят!" Это сказал Силуанов. И вывел денги в америку. Еще есть вопросы почему люди голодают ?

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    У меня другие вопросы. Почему, когда журналисты пишут на такие социально-экономические темы, для иллюстрации помещается или какой-нибудь бомж, или старушка, подсчитывающая деньги на ладошке? Это такой журналистский финт? Или вишенка на торте? Ленин когда-то назвал прессу коллективным информатором, агитатором и пропагандистом. От прессы во многом зависит настроение населения. Почему при СССР люди смотрели в будущее оптимистичнее? Потому что не только партия и правительство внушали населению оптимизм, но и пресса. Поэтому были и БАМ, и целина, и Комсомольск, и сотни комсомольско-ударных строек. Сейчас замутить БАМ практически не возможно. Потому что не только падение железного занавеса, но так называемая свободная пресса культивируют в людях любовь к халяве. Джон Кеннеди как-то сказал: "Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси, что ты можешь сделать для своей страны." Даже когда вовсю был популярен миф о США, как стране равных возможной, об американской мечте, никогда не говорилось, что эту мечту вам подарит правительство США. Нет! Ты можешь осуществить свою мечту, но своими руками! Какая психологическая установка работает у нас? Государство должно тебя бесплатно лечить, государство должно тебя бесплатно учить, государство должно предоставить тебе хорошо оплачиваемую работу. И ни слова о том, что ты должен государству. Журналисты вскармливают армию плебеев, которые за хлеб и зрелища готовы заткнуться. А если бесплатных хлеба и зрелищ нет, то народ готов браться за вилы. У нашего населения хорошо развиты две черты - лень и любовь к халяве. И журналисты тщательно подогревают эти две черты.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    Виктория, профанация. происходящее неплохо описано неким Карлой, как кризис капитализма. куда дели механизмы перераспределения? так более того, деньги уходят не просто элитам, а компрадорским элитам. в стране офшорная экономика. не говоря уже о личных капиталах, госкорпорации в офшорах!!! но земля так жирна, что всё равно выпадает маржа. но и этот выхлоп всей страны умудряются вложить в экономику конкурента. даже под отрицательный процент. как Вам -1,6% с учётом инфляции, А? так на кого работают, смотри куда идут деньги. спят с углеводородицей, зачем им мы? у власти коллективный чубайс. помните его: достаточно 40-50 миллионов, чтобы обслуживать трубу, остальные - не вписались в рынок. теперь "государство вам ничего не должно". а зачем тогда мне такое государство? я, наивный, полагал, что оно должно выражать мои интересы, нет? а мы, так на минуточку, платим налоги. и углеводородица нам не мачеха. так-то по праву рождения .. фсё лечат нас банда картавая в мыслях ..

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Валерий, а вам нужно государство, которое вам постоянно что-то должно? Давайте возьмем с факта вашего рождения. Медпомощь получали бесплатную? Образование получили бесплатное? То есть выросли в доброго молодца с профессией за счет государства? Стоите на своих ногах, а государство все обязано вас поддерживать? А вы согласны налоги платить, не более? Теперь о механизме перераспределения. Думаете, в СССР не было бедных и богатых? Была та же элита и была масса, только это не афишировалось. То, что наверху воруют, согласна. Только ведь, опять-таки, это не варяги и не инопланетяне воруют, а наши же граждане. Просто одни успели урвать свой кусок, другие не успели. И дело тут не в порядочности, а в ловкости. О том, какие "порядочные" люди у нас внизу, я уже писала. Слегонца напомню: финансовые пирамиды, черные риэлторы, рэкетеры, микрофинансовые организации. Да вы и сами можете дополнить этот список. Поэтому не надо казаться святее Папы Римского, все мы одним миром мазаны.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    да что вы булавкой кАвыряете? голову поднимите. есть макроэкономические показатели. а так же экономические инструменты. так вот они настроены не правильно. вся эта курица-ряба с утра до вечера чирикает об экономической войне и санкциях. так по законам военного времени их в самый раз к стенке прислонить ..

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 22 ноября 2018

    Таки ви искренне считаете что если журналисты будут писать шо всё у вас в стране прекрасно люди повеселеют? Сколько раз не скажи халва, во рту слаще не станет, не? Таки да, а в вашей версии мировоззрения государство для человека или человек для государства?

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Я искренне считаю, что при нашей природной лени журналисты не должны культивировать наши пороки. Нам так нравится, когда нас жалеют! Журналисты должны помочь оторвать задницу от завалинки и начать искать пути выхода из бедности, а не ждать, когда добрый барин им кастрюлю со щами принесет.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 22 ноября 2018

    Журналисты никому ничего не должны, как никому ничего не должно зеркало. А они - зеркало и не более того. И если кому не нравится, то что он видит в этом зеркале - это проблема того, кто в него смотрит. Как говорится: нечего на зеркало пенять... Если кому-то хочется от СМИ чего-то другого, то это уже к Соловьеву и Киселеву

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Максиму Легуенко. На каких-то сайтах на задворках я нахожу информацию, сколько производств было открыто в РФ в последние годы. Почему вы, как зеркало, не отражаете этой информации? Почему вас, как мух, все время тянет на помойки? Или у вас зеркало окривело? Хорошая у вас позиция: население государству ничего не должно, журналисты никому ничего не должны. Только государство всем должно. Я привела слова Джона Кеннеди. Так вот в США на государство никто не надеется, каждый может надеяться только на себя. Поэтому США сегодня - самая процветающая страна. И в бомжах ходят действительно тунеядцы. А у нас такой славный народ, а все побирается. Причем не только старики, но и молодняк.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 22 ноября 2018

    Таки ви путаете врачи не должны стругать доски, а каменщики лечить зубы. Журналист подает только правдивую информацию, вот и вся его задача, а чего от этого знания произойдет в вашей голове это ваши личные трудности. Мотивацией для вас не должны быть журналисты, если это они то у меня для вас плохие новости.

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Абраша, не выпендривайся. Я в журналистике проработала 30 лет, и какую информацию могут подавать журналисты, знаю не понаслышке, как вы.

    Ответить
    0 +
  • Абрам
    Абрам 22 ноября 2018

    Таки ви тогда и говорите по делу, шо так вот и так, обладаю вот такой вот информацией, из которой видно как журналист соврамши. А то ви проецируете свои личные переживания на всю россию, ви наверное слышали за ту историю где колхозники едят капусту, а председатель мясо да все вместе они лопают голубцы? Если ви хотите оспорить материал, дайте циферки, а не свои представления о жизни.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 22 ноября 2018

    Точно! Государство тебе ничего не должно, ты должен государству. Где-то это я уже недавно слышал...

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Максиму Легуенко. А вы хотите, чтобы государство вам должно было от рождения до смерти? Ладно, вы меня не хотите слушать, но наших мужиков инфантильными считают и иностранцы, приезжающие в РФ. Русских женщин в жены берут с удовольствием, а русских мужиков и даром не надо. И когда русская женщина выходит замуж за иностранца, не надо ее полоскать, дескать, шкура продажная. Она просто хочет видеть рядом с собой нормального, здорового, работящего мужчину, а не хронического лодыря и нытика. Может, хватит плакаться, может пора прислушаться к мнению со стороны?

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    если где-то убыло, то где-то прибыло ..

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    О! И это - известный журналистский финт. Людей не призывают обратить внимание на свои возможности и способности, а отвлекают на чужое благополучие: у тебя нет машины, а у соседа целых две, пойди и отбери одну. Возьмем двух людей одного возраста. У одного дом, машина, деньги. У другого - ни дома, ни машины, ни денег. При рождении природа обоим дала по две руки, по две ноги, по голове, но один смог использовать божий дар себе на пользу, другой не сумел. Кто виноват? Я не беру в расчет детей олигархов или инвалидов, я беру в расчет среднестатистических людей. Дворян у нас искоренили в 1917-м, поэтому наследство получить никто не мог. Не беру в расчет бандитов 90-х. А если вы мне скажете, что среди богатых у нас мало Фордов, соглашусь. И опять-таки это вытекает из нашего менталитета. Я с огромной печалью вынуждена повторить: наш народ склонен к халяве и лени. Кто сейчас в списке богатых? Бывшие советские чиновники, оказавшиеся ближе всего к кормушке, бывшая парт и комсомольская номенклатура. Они денежки просто присвоили. Или бывшие бандиты 90-х, которые деньги тоже сперли. Нет у нас Фордов, нет! Среди бедных те, кто дальше всего стоял от кормушки. Они, правда, считают, что бедные потому что честные, но откуда тогда страсть ко всем этим финансовым пирамидам? Пирамиды в развитых странах срабатывают один раз, у нас они возникают регулярно. Потому что надежда на халяву неистребима. И у тех, кто эти пирамиды создает, и у тех, кто тащит туда свои деньги. Посыл один - каждый пытается обогатиться за счет других. Говорят, сказки лучше всего отражают менталитет народа. Возьмите наши сказки: за главного героя всегда кто-то решает его проблемы, то щука, то Василиса Прекрасная или Премудрая, то Конек-Горбунок, то корова, то старик Хоттабыч... Не надо жалеть наших людей. Жалость в принципе унижает человека, а для нашего она - отрава. Одно время жалели врачей, теперь они больных лупцуют. Жалели учителей, теперь они детей лупцуют. Сейчас жалеем нищих, они и работать не хотят. Журналисты нашли виноватого - государство. В общем, всеми силами культивируем в нашем населении иждивенчество.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    причём тут журналисты. на старте атлет, а ему вместо капельницы гемоглобина - откачивают кровь в жилы конкурента. а рядом доброжелатели: - 0о какой-то ты не резвый ..

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Валера, я уже писала, вынуждена повториться. Я полгода (все лето) прожила в деревне Тамбовской губернии. Несколько картинок. Мне надо было снести старый сарай, согласились 3 мужика. Каждый вечер приходили изрядно поддатые, один вообще на ногах не держался. 3 дня я их терпела, выгнала. Половину снесла сама, половину муж, приехавший на следующее лето. Собрался председатель строить ток, пригласил армян (армяне работу везде находят, а местным работы в деревне нет - по их утверждению), потому что среди местных престижнее нажраться с утреца, чем работать. Живут в деревне 2 коня - Женя и Серега - один 2 метра в высоту, другой 2 метра в ширину. Женя проработал в хозяйстве ровно до зарплаты, потом ушел в запой. Сидит на шее у жены. Серега принципиально не работает, сидит на шее у 90-летней матери. Как-то пришла я к председателю порешать некоторые вопросы. Он бегает, матерится - после заплаты 3 человека не вышли на работу. Если в кране нет воды, значит запил Саша. Тогда его жена бежит на водокачку и включает воду. И кто это им откачивает кровь? Кстати, в деревне нет своего электрика, своего сантехника, спецов приглашают из соседней деревни.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    когда везу что-нибудь по работе, всегда разговариваю с менеджерами ТЭК. грузопоток очень серьёзно упал. неужели, ленятся возить?) для ведения бизнеса нужно два условия: стартовые возможности и самое главное - покупательная способность. а откуда она, если деньги потоком из страны? не призываю руки крутить. есть вполне цивилизованные инструменты. нужна политическая воля. её нет. или? вот здесь вопрос, так ли безвольны дядьки пришедшие в высшие эшелоны власти. или они выражают какие-то иные интересы? а что касается мухоморов, что о них речь вести? в каждом обществе есть процент безвольных. так они на многое и не претендуют. журналисты? так смотря на кого работают. это нормально, что зеркало во все стороны, а не гвоздями прибито. лишь бы не врали намеренно. ну, не Вам мне пояснять за журналистику ..

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 ноября 2018

    Масленку. Стартовые возможности могут быть разными. Я лично знаю нескольких человек, которые открыли свой бизнес без участия государства и процветают. Когда я сидела в декрете и нам не хватало зарплаты мужа, я подала объявление в газету о поиске надомной работы. Среди прочих мне позвонила молодая семейная пара. Они шили женские модные брючки. Вначале купили пару самых популярных брюк, распороли их (китайский метод), сняли выкройку. Сначала купили 10 метров материи, сшили, продали, на вырученные деньги купили 30 метров, сшили, продали, купили 50 метров ткани и т.д. Через 2 года на них работало до 10 надомниц. Они привозили ткань, а через неделю забирали товар и везли его на рынки. Брючки расходились не только по Казахстану, но и по России. Скоро они стали миллионерами. Показателен и опыт Форда, для того, чтобы стать миллионером, он в молодости недоедал, ходил в рванье. Моя знакомая открывала бизнес, несколько раз закладывая квартиру в банке. Возьмет кредит, раскрутится, потом швах. Опять берез кредит, опять раскручивается, опять швах. Но в конце концов дело пошло, сейчас у нее свой домик за границей. А вот другой пример, вернее, антипример. В Казахстане лет 15 назад для поднятия малого бизнеса на селе сельчанам выдали определенную сумму в баксах на семью. Что вы думаете, они купили кур или гусей? Нет, прожрали всю матпомощь. Как говорится в одном анекдоте, эксперимент провалился. Далее, покупательная способность. Вы всерьез думаете, что ваша покупательная способность зависит от государства? Опять пример из моей деревенской жизни. Через дом от моего живет семейная пара. Не пьют, держат кур, коров, баранов, телят. Встают с рассветом (а летом в деревне рассветает в 4 часа), поставили бычков на прикол в лугах и весь день косят сено. Имеют мотоблок, маленький грузовичок, легковую иномарку. И это при том, что пол-деревни жалуется на нехватку денег, пьет, и ругает правительство. Как говорится, два мира, два образа жизни. И все этой в одной деревне. Далее, деньги уходят из страны. Я сама против этих нуворишей, которые за счет России подкармливают другие страны. Но и у них есть свой довод: страшновато держать деньги в стране, где "пролетариат" всегда с вилами наготове и только ждет призыва Ленина с броневичка. И, между прочим, этот "пролетариат" всегда был бедным, и при царе, и при большевиках, и при сегодняшнем рынке. И у него один способ удовлетворить свои потребности - экспроприировать экспроприированное.

    Ответить
    0 +
  • maclen0k
    maclen0k 22 ноября 2018

    пусть везут, на здоровье. только заплатят за вывоз. да только в офшорах сидят и организации с контрольным пакетом от государства. это как? сверхдоход тут же выводят в чужую экономику. "таргетирование", подъем налогов, тарифы, да вся фискалка вверх. сушат экономику, какой на рост? что касается тех, кто поднялся "вопреки", уважаю. сам не копейки не брал. у бати подзанял, на лицензию не хватало, через несколько месяцев вернул. только речь не об этом. почему то сворачиваете всё время на личное. разговариваете, что государство ничего не должно? да хрен с ним, лишь бы не помогать не лезло ..

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 29 ноября 2018

    Валера, прошу прощения, что отвечаю поздно, была в отъезде. Теперь по сути вашего комментария. Я сворачиваю на личное, потому что не хочу бросаться общими фразами, как это делают "эксперты" в каждой информации. И еще потому, что доподлинно могу оперировать только собственным опытом или опытом знакомых мне людей. Вот вам еще пример. Еще в советские времена в Алма-Ату из аулов приехали два выпускника школы. Мальчик поступил в политех на экономический, девочка - в мединститут. Встретились, поженились. Родился первенец. Семья жила бедно. Снимали сарай у пьющего мужика. На обед варили огромную кастрюлю вермишели, смешивали их с одной магазинной котлетой, получались макароны по-флотски. Потом перестройка, жена открыла маленькую частную аптеку, стали подниматься. Открыли вторую аптеку, третью. Муж преподавал в нескольких вузах. Котлет в доме стало больше. А потом развал СССР, в Казахстане не было своей валюты, поскольку не было золотого запаса. Семье (муж все-таки экономист) предложили возглавить компанию "КазахАлтын". И семья подняла компанию, в Казахстане появилась своя валюта - тенге. И сама семья стала миллионером. Появились дома во Англии, Франции. И, заметьте, у них не было родителей-олигархов, не было мохнатой лапы в правительстве. Вот такие люди для меня - маяк по жизни, я уважаю таких людей. Кстати, этот урок мне преподала моя мать. Когда я была школьницей и приносила в дневнике или в тетради трояк, и она меня журила, я пыталась оправдаться: другие вообще двойки получили. Она сказала мне замечательные слова, которые стали моим жизненным девизом: никогда не ровняйся по тем, кто хуже тебя, всегда ровняйся на тех, кто достиг больше тебя, кто успешнее тебя.

    Ответить
    0 +