Бизнес с Китаем глазами дилетанта: как начать и не прогореть сразу

Где увидеть тысячи новых идей для бизнеса в одном месте? Конечно же на выставке Canton Fair, которая проходит в городе Гуанчжоу и является олицетворением торговых традиций Поднебесной. Мероприятие длится несколько недель и собирает под одной крышей ведущих производителей, которые демонстрируют образцы своей продукции.

Автор этих строк подготовил своеобразную «инструкцию по применению», которая поможет вам посетить выставку и не даст потеряться в бесконечных улочках древнего Кантона.


Что такое Canton Fair

Canton Fair — это мировое комьюнити, где встречаются производители и закупщики со всего земного шара. Мероприятие проходит два раза в год (весной и осенью), начиная с 1957 года.

В Китае ежедневно проходят десятки выставок разной направленности, но «Кантон» считается самым большим и авторитетным. Производители стараются продемонстрировать свои лучшие новинки и разработки, а закупщики заключить выгодные контракты.

Количество участников Canton Fair измеряется десятками тысяч. За один день посетить все павильоны комплекса у вас точно не получится. Профессиональные закупщики приезжают на выставку с дорожными сумками на колесиках, куда складывают визитки и другой печатный материал.

В центральном холе находятся транспортные компании, которые помогут моментально отправить образцы продукции и другой материал в главный офис.

Время на выставке пролетает незаметно, за несколько часов умудряешься пройти 10−15 км. При этом понимаешь, что не обошел и половины стендов. От изобилия предлагаемых товаров разбегаются глаза. Трудно поверить, что всё это производят в Китае.

Выставка проходит целый месяц и разделена на несколько этапов. К примеру, на первой сессии вы увидите бытовую технику и автомобильную электронику, а придя на третий этап, сможете окунуться в мир кулинарии и напитков.

В осенний период можно встретить много товаров для празднования Нового года, а весной принадлежности для активного отдыха и спорта.

Вход на Canton Fair платный, плюс ко всему потребуется пройти некоторую процедуру регистрации. Вам нужно будет сделать фотографии (30 ¥) и заполнить анкету. Не забудьте взять паспорт и визитку.

Если у вас нет визиток, то закажите пару сотен на иностранном языке, они вам пригодятся. Сразу же укажите на визитках QR-код вашего аккаунта в WeChat, так будет проще общаться с представителями компаний.

За изготовление пропуска-бейджа с вас попросят еще 100 ¥. На первый взгляд может показаться дорого, но данный пропуск бессрочный и вы сможете использовать его даже через год. 

Ни в коем случае не передавайте свой пропуск другому человеку, специальная система на входе сравнивает ваш внешний вид с фотографией в базе данных.

Китай ближе, чем кажется

Как правило, даты проведения выставки Canton Fair всегда известны заранее. Следовательно, не стоит откладывать покупку авиабилетов в долгий ящик, чем ближе мероприятие, тем дороже билеты.

Если вы позаботитесь о своём перелёте заранее, то сможете уложиться в каких-то 40−50 тысяч рублей. Не обязательно лететь именно в Гуанчжоу, посмотрите билеты в соседние города. К примеру, можно прилететь в Шэньчжэнь, а оттуда доехать до Гуанчжоу за 30 минут на скоростном поезде.

Гражданам большинства стран открыт безвизовый въезд в Китай на месяц или более. Россиянам же придётся заранее позаботиться и обратиться в консульство.

К счастью, процедура получения китайской визы максимально упрощена. Достаточно оплатить сбор и предоставить некоторые документы (медицинскую страховку, фотографии, билеты на самолет и бронь отеля). Однократная туристическая виза на 30 дней обойдется вам примерно в 7000 ₽.

Стоит учесть тот факт, что визу, дающую право на многократный въезд в Китай, вам сразу никто не даст. С бизнес визой тоже придётся повременить, либо заплатить более дорогой сбор. 

Важно знать, что поехать на пару дней в Гонконг или Макао не получится, точнее получится, но обратно в Китай вас уже не пустят.

Ориентируемся на местности

Думаю, что вы захотите остановится максимально близко к комплексу, где будет проходить Canton Fair. 

Да, я тоже совершил подобную ошибку, когда впервые поехал на выставку. Во-первых, ценник на гостиничные номера и апартаменты будет изрядно завышен, а во-вторых, выставка может оказаться не так уж и близко, как это выглядело на карте.

Изначально я арендовал апартаменты, которые находились от выставочного комплекса в нескольких километрах, плюс совсем рядом был вход в метро. Но, я не учел тот факт, что до Canton Fair надо было добираться полтора часа с тремя пересадками через самые перегруженные ветки. В итоге было принято решение переехать в отель, который находится в соседнем городе, стоит копейки, но от него до выставки ходит метро и на дорогу я трачу так же полтора часа.

Арендуя апартаменты или номер в местной гостинице, будте готовы, что в комнате вы будете жить не одни. С очень большой вероятностью к вам придут отвратительные тараканы. Причем без разницы на каком вы будете жить этаже. Поэтому всегда выбирайте только сетевые европейские отели, там не будет насекомых и есть вероятность на завтраке найти что-то приемлемое.

Трудности перевода

Перед поездкой в Китай вы можете полностью забыть про английский язык и даже не пытайтесь выучить китайский. Дело в том, что в Китае великое множество диалектов, даже если вы всю жизнь изучали пекинский (а его чаще всего преподают в России), то в том же Гуанчжоу вас никто не поймет. Не пытайтесь построить какие-то фразы с помощью электронных переводчиков, китайцы прочитав их будут очень громко смеяться.

Для работы на Canton Fair можно нанять переводчика, как правило они берут 5000−6000 ₽ за один день. С другой стороны, базовых знаний английского языка вам хватит, чтобы взять каталог продукции, уточнить цену и немного поторговаться.

На улице и в общественном транспорте придётся общаться с помощью жестов и калькулятора. Не стесняйтесь торговаться, для этого достаточно набрать на калькуляторе нужную вам цену и показать продавцу.

Перед поездкой в Китай обязательно установите несколько важных приложений: WeChat, VPN Master, такси DiDi и навигацию Maps. me.

Последняя помогает строить маршруты (включая метро и автобусы) в больших городах, но не будет работать в пригороде Китая.

Владельцам iPhone повезло больше всего, встроенная навигация отлично знает расписание местного транспорта и может указать путь до любой заданной точки, только не работает в офлайн режиме.

Банковские карты можете оставить в России, в Китае своя платежная система UnionPay. Русскому человеку, даже с бизнес визой, не откроют счёт в китайском банке — санкции.

Поэтому расплачиваться в магазинах и общественном транспорте придётся наличкой. Заранее закажите себе карточку банка, которые позволяют снимать средства заграницей без оплаты дополнительных процентов. Я по всему миру пользуюсь дебетовой картой Tinkoff, где храню деньги в евро.

Немного про местные устои

Самое главное помните, что в Китае нет приоритета у пешехода. Вас никто не пропустит на пешеходном переходе, как в России. Идя по тротуару, будьте готовы, что внезапно на вас начнёт ехать мопед или мотоцикл. Если он наедет на вас, то правым признают водителя. Вообще привыкайте к «двухколесным», они в Китае повсюду.

В автобусах на входе стоит специальная коробочка для денег, туда необходимо кидать деньги за проезд. Стоимость билета можно увидеть на экране, либо на специальной наклейке. Как правило, проезд стоит 2 или 4 юаня. Заранее приготовьте нужную сумму — сдачу вам никто не даст.

В метро вы должны указать станцию до которой хотите доехать, лишь потом купить жетон. Знайте, что на другой станции с данным жетоном выйти уже не получится. Не забывайте, что часть общественного транспорта в Китае перестает ходить уже в 19:30, а после 22:00 и вовсе закрываются все заведения (включая вокзалы и аэропорты).

Теперь поговорим про самое сложное — местную еду. Если после посещения китайского курорта вам кто-то будет с пеной у рта доказывать, что до безумия обожает китайскую еду, то можете рассмеяться ему в лицо.

На курортах и в китайских ресторанах, расположенных в России и Европе готовят одно, а вот сами китайцы едят совсем другое.

Как минимум, вас будут ждать пельмени с неизвестной и очень пахучей начинкой, сладкие сосиски и грибы непонятного происхождения. Отдельного разговора заслуживают запахи… жаль, что их нельзя передать с помощью фотографии и видеозаписей.

Даже завтрак в европейской гостинице будет состоять на 90% из китайской еды, которая не приемлема для европейца.

В лучшем случае вы сможете сделать себе тосты, съесть пару яиц и выпить кофе. Настоящих молочных продуктов в Китае тоже не найти, организм местных жителей не переносит лактозу. Мой вам совет: возьмите с собой пару пачек гречки и семечек. В ресторане заказывайте море продукты, фрукты и рис с овощами.

На первый взгляд Китай поражает своей свободой: людям дозволено распивать алкогольные напитки в общественных местах. Можно встретить курящих людей посреди продуктового магазина.

Такая свобода и вседозволенность дурманит голову, но не стоит забывать про тотальную слежку и суровые китайские законы. Только троньте кого-то пальцем или сломайте что-то, как моментально появятся сотрудники полиции, а дальше либо штраф и депортация, либо местная тюрьма.

Не думайте, что в Китае может что-то пройти незамеченно. Камеры тут можно встретить даже в трущобах, которые готовят к сносу.

В обычном автобусе я насчитал целых восемь видеорегистраторов, направленных в разные стороны. Специальная система сканирует лица и знает о каждом вашем шаге. Полностью контролируются посещаемые вами интернет-сайты и все переписки в WeChat. По приезду в Китай, вам придётся сдать отпечатки пальцев, которые будут храниться в базе данных.

Как не пойти по ложному следу

В Китае проживает достаточное количество русских, которые активизируются на период проведения Canton Fair. Будте готовы к «случайным» встречам в метро с людьми, которые готовы вам помочь и подсказать, где лучше всего купить тот или иной товар.

В пример могу привести парня, который подошел ко мне в метро и сказал, что на выставке делать нечего, и если надо, то он мне подскажет как правильно вести бизнес с Китаем.

Сам же молодой человек ехал именно на выставку. Зачем? Ведь там нечего делать?!

За месяц пребывания в Гуанчжоу мне уже что только не предложили в метро, от пакета с гречкой и баллона пива «Белый медведь» до «выгодных» инвестиций в биткоин.

Короче говоря, остерегайтесь подобных «помогал» и пытайтесь отказаться от их услуг всеми возможными способами. В лучшем случае, просто купите товар самого низкого качества, в худшем — останетесь без денег. При заинтересованности китайские партнеры сами вам подскажут как перевести им деньги и как организовать доставку товара.

Бизнес с Китаем по-европейски

Не удивляйтесь, если вы увидите на Canton Fair давно уже знакомый вам товар, но без привычного логотипа. Это не подделки, а так называемая OEM-продукция. 

Вы можете подойти к производителю и заключить контракт на поставку крупной партии каких-то гаджетов. К примеру, это могут быть мультиварки, автомобильные видеорегистраторы, смартфон, какая-то одежда или еда. Производитель нанесет на товар ваш бренд, запакует его в коробку с вашим дизайном и отправит его к вам на российский склад.

Сейчас весь мир работает по такому принципу, все бренды заказывают OEM-продукцию в Китае, затем продают её на своем рынке. Разработать индивидуальный дизайн и построить свою фабрику под силам только мировым брендам уровня Samsung и Apple.

Правильный бизнес с Китаем строится следующим образом: выбирается товарная ниша, разрабатывается бренд, заказывается продукция. Больше не надо тратить крупные средства на разработку самого товара и организацию производственного процесса. Также можно забыть про социальный пакет для сотрудников завода. Китайцы всё возьмут на себя. Главное хорошо продумать маркетинг и то, каким образом вы будете продвигать свой товар на рынке.

Если вы нашли на Canton Fair что-то действительно уникальное, то знайте, что у вас есть 2−3 месяца, чтобы стать первым. Потом вашу идею начнут перенимать конкуренты. Так было с мультиварками, электрическими велосипедами и массой других товаров. Особо переживать не стоит, выставка проходит два раза в год, следовательно можно постоянно черпать новые идеи для бизнеса.

В Китае считается нормальным попросить отвезти вас на производство и показать как делается товар. Представители фабрики обеспечат трансфер, угостят вас вкусной едой и покажут полный цикл производства. Таким образом, вы не покупаете «кота в мешке», а видете наглядно где и в каких условиях будет исполняться ваш заказ.

Бизнес с Китаем по-русски

Знаете, чем занимаются русские на выставке, пока европейцы заключают контракты на поставку крупных партий? Они пытаются бесплатно, либо за какие-то минимальные деньги выпросить у производителей образцы. 

Больше всего русских было замечено возле электросамокатов и гироскутеров. Не удивительно, ведь на выставке можно купить образец электросамоката за каких-то 2000−3000 ₽, а продать его в России уже тысяч за 15−20 ₽. Особо изворотливые ребята умудряются заполучить образцы бесплатно, я прозвал их «самокатчиками».

Распродажа и раздача образцов начинается в последний день выставки, туда слетается больше всего «стервятников». Порой дело доходит до драки, лишь бы урвать заветный самокат или еще какой-то гаджет. 

Но, на самом деле не всё так плохо, в общей массе мне удалось найти несколько соотечественников, которые действительно приехали в поисках идей для бизнеса и заключили контракты. К примеру, один мой знакомый планирует начать поставки небольших саун из Китая, которые можно монтировать в ванные комнаты обычных квартир.

Делаем выводы

Если вы хотите знать, как появляются на рынке различные товары и ищите новые идеи для бизнеса, то без промедления покупайте билет до Гуанчжоу. Посетив Canton Fair, вы резко измените свое представление о китайских товарах. 

В моей голове давно уже сломан самый распространенный стереотип о качестве продукции, произведенной в Поднебесной. Как оказалось, российские закупщики сильно экономят, заказывая в Китае товары и продукты питания низкого сорта. На деле конечный потребитель получает большое количество брака и гаджеты, работающие не больше 2−3 месяцев.

Кто знает, может быть приехав на Canton Fair, именно вы найдете что-то эксклюзивное и станете первым в России или мире. Ведь для этого даже думать не надо, достаточно проявить наблюдательность и вовремя заключить контракт. Не стоит забывать, что именно из Китая брал свое начало великий Шелковый путь.

Что нужно для поездки на Canton Fair

  1. Заранее приобрести билеты на самолет;
  2. Найти недорогой европейский сетевой отель без насекомых;
  3. Установить необходимые приложения на смартфон;
  4. Заказать банковскую карту, которая позволяет снимать деньги с иностранных банкоматов без процентов;
  5. Найти человека, предоставляющего услуги переводчика (русский-английский-китайский);
  6. Распечатать некоторое количество визиток;
  7. Получить бейдж-пропуск на выставку, чтобы не стоять в очереди можно пройти предварительную регистрацию на официальном сайте Canton Fair.

Источник

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

«Морской старт»: возвращение блудного космодрома

© zelenyikot.livejournal.com

© zelenyikot.livejournal.com

На Дальнем Востоке, в порту Славянка, у списанных плавучих доков и стареньких буксиров, над серыми пятиэтажками инопланетной белоснежной громадой возвышается «Морской старт».

Плавучий стартовый комплекс космических ракет состоит из двух судов Sea Launch Commander и Odyssey. Более двадцати лет своей активной жизни они провели неподалеку от Лос-Анджелеса, а сейчас вернулись домой.

«Морской старт» можно считать историческим наследником программы «Энергия-Буран». Хотя напрямую они не связаны, но занимались созданием плавучего космодрома во многом те же специалисты. Идея запускать ракету из самой географически подходящей точки на Земле — акватории Тихого океана в области экватора — понравилась многим и в консорциум вступили российская РКК «Энергия» (25%), норвежский производитель нефтяных платформ Kvaerner (20%), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (15%), и американский Boeing (40%).

Основным источником средств выступал Boeing, остальные же участники больше вкладывались технологиями и работой. Для американцев интерес был двойной: с одной стороны загрузить работой постсоветских ракетчиков, чтобы они не разъехались по Иранам, Северным Кореям и прочим «дружественным» Америке странам; с другой — США было нужно более дешевое средство запуска тяжелых геостационарных спутников чем Space Shutlle. 

Проект стартовал в 1995 году, и в 1999 состоялся первый успешный пуск демонстрационной «болванки». Место запуска из Тихого океана выбрано по трем причинам: — с экватора наименее энергозатратны запуски на геостационарную орбиту телекоммуникационных спутников, т. к. не приходится тратить топливо на изменение наклонения орбиты;— пуску с экватора дополнительно помогает осевое вращение Земли, добавляя около 150 м/с скорости или около 3% экономии массы топлива, по сравнению с Байконуром;— после старта отработавшие ступени ракеты падают в океан, и не надо тратиться на их утилизацию. 

Морской старт требовал уникальных технологий, ведь в относительно компактных масштабах пришлось разместить монтажно-испытательный комплекс, заправочную систему, наземную станцию управления, Центр управления полетом, и стартовый стол. Причем всё это для ракеты тяжелого класса. Всё это на обычных космодромах занимает сотни гектар, а тут распределяется между судном обеспечения Sea Launch Commander длиной 203 м и пусковой платформой Odyssey длиной 133 м. Но всё равно это получились колоссальные конструкции, масштаб которых сложно оценить по фотографиям.

© zelenyikot. livejournal.com

Юридически там тоже была непростая схема. Компания Sea Launch была американской, но её долями владели участники проекта из разных стран. Требования Госдепа США о нераспространении технологий относились к этому проекту, несмотря на мир, дружбу и жвачку между американцами и постсоветскими странами. 

Головной частью ракеты занимался Boeing и она доставлялась в порт уже в полностью собранном и капсулированном виде — чтобы российские и украинские пусковые команды не могли заглянуть под обтекатель. Ракета использовалась украинская — «Зенит-3» в «морской» модификации. Разгонный блок — российский ДМ от РКК «Энергия», также на «Зените» использовались российские двигатели РД-171.

© zelenyikot. livejournal.com

Все компоненты: американская головная часть с полезной нагрузкой, российский разгонный блок и украинская ракета собирались в порту Лонг Бич в трюмах Sea Launch Commander. Там же готовая к пуску, но незаправленная ракета перегружалась на Odyssey, после чего проходил сухой вывоз и установка ракеты — для последних проверок.

© zelenyikot. livejournal.com

Успешно проведя «репетицию» платформа прятала ракету в ангаре и своим ходом отправлялась в море. Командный корабль догонял платформу через несколько дней. На точке пуска проходили последние приготовления, заправка, и команда Odyssey переходила по трапу на Commander. Несколько человек, которые завершали предстартовую подготовку, перемещались уже вертолетом. Поэтому площадки на обоих кораблях — производственная необходимость.

© zelenyikot. livejournal.com

Предпусковая подготовка ракеты выполнялась в автоматическом режиме, и следовал старт. Далеко не все пуски проходили успешно. Из 36 стартов было три аварии, причем одна прямо на стартовом столе.

От взрыва никто не пострадал, но корабль пришлось почти год ремонтировать. Ещё через год компания подала на банкротство. Трехмиллиардные инвестиции не окупались, у США появились свои тяжелые ракеты благодаря программе EELV, и спрос упал. Бизнес-план «Морского старта» предполагал не менее четырех пусков в год, но удалось такое только три раза. Последний пуск состоялся в 2014 году после чего любое сотрудничество России и Украины в космосе стало невозможным. 

После банкротства 2009 года проект перешел практически в полную собственность РКК «Энергия», но долг перед Boeing в $330 млн оставался. За эту юридическую «спецоперацию» тогдашний глава РКК «Энергия» Виталий Лопота получил уголовное дело и сейчас находится под подпиской о невыезде. В 2016 году проект выкупила российская частная компания S7 Space, а долги перед американцами компенсировал Роскосмос. За счет российского госбюджета астронавтам NASA предоставили дополнительные места в российских космических кораблях «Союз». Подробнее я уже рассказывал.

Всё это время пара кораблей базировалась в порту Лонг Бич в Калифорнии. S7 Space попыталась деполитизировать российско-украинско-американский космический проект с помощью сборки ракет там же в порту, но не справилась с этим. Производство «Зенитов» восстановить не удалось, а запускать другие ракеты не давал Госдеп США. Ситуация серьезно усугубилась после гибели в авиакатастрофе совладелицы группы компаний S7 Наталии Филёвой. 

Окончательно подкосил российского авиа-космического частника коронакризис, который сильно ударил по основному бизнесу компании. Главное достижение S7 Space — транспортировка пусковой платформы и командного судна в российский порт — Славянка, под Владивостоком. Но за этот заплатить пришлось не только деньгами.

© zelenyikot. livejournal.com

Главная потеря — часть радиоэлектронного и пускового оборудования плавучего космодрома. Американское правительство потребовало, чтобы американская техника осталась на родном берегу, и украинская тоже. Глава Роскосмоса так описывал потери: «перед его передачей компании S7 все оборудование управления космическим пуском буквально „с мясом“ было выдрано».

Были слухи, что к плавучему космодрому присматривался Росатом, и оценил восстановление в $1,2 млрд, Но официального подтверждения не было. Позже вице-премьер Юрий Борисов озвучил планы правительства: «Морской старт» восстанавливается за бюджетные средства в размере примерно $0,5 млрд, Роскосмос создает ракеты «Союз-5» и «Союз-6», S7 Space продолжает участие в частно-государственном партнерстве. 

Возможно какое-то участие примет и Росатом. В сентябре 2020 года уже российский космодром «Морской старт» впервые показали журналистам и блогерам. Первое, что поражает — это масштаб. Корабли огромны, особенно для тех, кто не привык к таким размерам.

© zelenyikot. livejournal.com

С пирса даже широкоугольного объектива не хватает чтобы охватить взглядом хотя бы одно судно. Второе — диссонанс между ухоженными, хоть и не самыми современными кораблями Sea Launch, и окружающей приморской действительностью. Серые безлюдные цеха, с выбитыми стеклами и эко-крышами, поросшими молодым тропическим лесом. Брошенные умирать плавдоки, и корабли, которые если и выйдут в море, то только на разделку.

© zelenyikot. livejournal.com

© zelenyikot. livejournal.com

© zelenyikot. livejournal.com

И над всем этим возвышаются капитанские рубки Odyssey и Sea Launch Commander. И сразу хочется их спасти, дать новую жизнь и работу, чтобы они не поросли той же ржавой плесенью и безнадегой, которая царит вокруг. Поэтому туда и возят представителей правительства, Роскосмоса и общественности — никому не захочется, чтобы такое чудо техники смешалось с местным ландшафтом.

© zelenyikot. livejournal.com

Многих журналистов и блогеров интересовали те самые места на кораблях, разоренные «когтями американских ястребов». Но их-то и не показали, чтобы не портить впечатление. Зато проводили на верхнюю палубу командного судна.

© zelenyikot. livejournal.com

© zelenyikot. livejournal.com

Кают-компанию.

© zelenyikot. livejournal.com

Командную рубку.

© zelenyikot. livejournal.com

Важное технологическое оборудование управления пуском.

© zelenyikot. livejournal.com

Место капитана напомнило что-то из Star Trek.

© zelenyikot. livejournal.com

© zelenyikot. livejournal.com

На вертолетном ангаре из окон видны логотипы спутников, которые запускались Sea Launch.

© zelenyikot. livejournal.com

Монтажно-испытательный трюм.

© zelenyikot. livejournal.com

Сейчас это просто склад для оборудования, которое «эвакуировали» из США. Например этот контейнер от разгонного блока ДМ.

© zelenyikot. livejournal.com

Крестовую отвертку под этот винт я так и не нашел.

© zelenyikot. livejournal.com

Хотя, на самом деле, это крепления для найтовки груза.

© zelenyikot. livejournal.com

Следующий на очереди посещения — стартовая платформа Odyssey. Необычная конструкция под рубкой управления — устройство перегрузки ракеты из командного судна в пусковое.

© zelenyikot. livejournal.com

И тут кроется ответ на один из вопросов относительно эффективности всего проекта: можно ли было производить несколько пусков за один выход в океан? Ответ — нет. Передача ракеты из одного корабля в другой возможна только в порту, и даже там выбирали спокойную погоду и утреннее время чтобы избежать заметной качки. После перегрузки, ракету закрепляли в лежачем виде на подъемном устройстве, и так, в закрытом ангаре, проводили транспортировку.

© zelenyikot. livejournal.com

Любопытно, что парой лет ранее я побывал на «Атоммаше» где делали этот подъемник, а сейчас производят корпуса атомных реакторов. О своем вкладе в космонавтику там до сих пор помнят и гордятся.

© zelenyikot. livejournal.com

Наконец, апофеоз экскурсии — стартовый стол. Газоотводный канал, который принимал струи всех 36 ракет, что отсюда стартовали. Необычные «клыки» в канале — это система охлаждения пламяотсекателя и гашения аккустических волн. Через них подается пресная вода, которая снижает нагрузки на конструкцию стартового стола.

© zelenyikot. livejournal.com

На «дне» газоотводного канала — пламяотсекатель, который делил напополам, отклонял под прямым углом ракетную струю и не давал ей возможности ударять в океанскую воду. Судя по всему, это было необходимо чтобы не давать возмущений на поверхности воды и чтобы газ ракетной струи не прилетел обратно в сопло двигателя. Вот так эта часть конструкции выглядит со стороны.

© zelenyikot. livejournal.com

В момент включения ракетного двигателя видно как гигантские струи пара разлетаются в стороны из-под стартового стола.

Совсем неподалеку — емкости хранения жидкого кислорода. Обычно они защищаются от ракетных газов небольшим заслоном.

© zelenyikot. livejournal.com

Удивительно, но эти баки не только не повреждаются нормально стартующей ракетой, но остались практически целы после взрыва «Зенита».Кабель-мачта. (А-образные элементы, расставленные по всему столу — это опоры для корабля на случай его установки в сухой док).

© zelenyikot. livejournal.com

Наконец, ответы на самые важные вопросы:

Может ли космодром совершать пуски сегодня, если будет ракета? Нет, не может из-за удаленной американцами электроники и украинских стартовых систем.

© zelenyikot. livejournal.com

Что из электроники удалено и требует замены? Системы радиосвязи между двумя судами. И это не только рации для переговоров между экипажами. Это практически вся командно-телеметрическая система, передающая информацию между ЦУПом и стартовым столом вместе с ракетой. Такая система есть на каждом космодроме, но, как правило — это кабельная сеть.

На «Морском старте» была дистанционная, и её уже нет. И это еще не всё. Вторая жизненно-необходимая система — позиционирования, без которой невозможно идеально точно поставить два гигантских корабля рядом в центре океана. Такое позиционирование необходимо для перехода экипажа с пускового судна на командное перед стартом.

© zelenyikot. livejournal.com

Если же задаться целью перегрузки ракет в открытом море, то задача станет на порядок сложнее, хотя и значительно повысит эффективность космодрома. Наконец, третья часть, которую в любом случае пришлось бы менять — это системы подготовки космических аппаратов к старту. 

Способна ли Славянка обеспечить «Морской старт» в режиме работы активного космодрома? Нет, нужна новая теплоэлектростанция, а для неё нужно тянуть газ в Славянку. Тут можно рассуждать об улучшении уровня жизни в поселке после прихода газа, мне же подумалось, что эта задача — подходящее применение для плавучей атомной электростанции Росатома.

© zelenyikot. livejournal.com

Сможет ли «Морской старт» конкурировать со SpaceX? Нет, не сможет. Однозначно. Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире ставит крест на всех надеждах добиться прибыльности российских космических ракет на мировом рынке, с какого бы космодрома, какая бы ракета ни запускала. 

Когда SeaLaunch был американским оставалась надежда, что его получится использовать для обхода ограничений Пентагона, но сейчас уже никак. Поэтому впереди только госзаказ, и редкие заказы третьих стран, которые не боятся американских санкций. 

Зачем тогда вообще нужен России «Морской старт»? Да, просто. Крутая же штука, жалко резать на металлолом. А если серьезно, то это прежде всего хороший имиджевый проект. Красивый и романтичный, хоть и бесполезный для экономики, как город на Марсе. Для Роскосмоса он дает ряд косвенных выгод — это дополнительный удобный повод перейти на новые ракеты «Союз-5» и «Союз-6», и сэкономить на строительстве стартовой площадки для них. А ракеты эти, в свою очередь, нужны чтобы дать работу химкинскому «Энергомашу», который двадцать лет держался продавая двигатели украинским «Зенитам» и американским Atlas V, и находится под угрозой остаться совсем без работы через год-два. 

Нынешняя «рабочая лошадка» Роскосмоса «Союз-2» прекрасная ракета и эстетически и технически, но двигатели для неё производит предприятие Ростеха, т. е. «вне контура», что выводит часть бюджетных средств на сторону от Роскосмоса, это его не устраивает. Также «Союз-5» и «Союз-6» — это элементы проектируемой Роскосмосом лунной ракеты, поэтому если будут летать они, то покорение Луны станет немного дешевле и реальнее, если государство-таки найдет средства на эту задачу.

Будет ли жить «Морской старт» и вообще российская космонавтика? Да, но за наш с вами счет, дорогие налогоплательщики. Так, что обогащайтесь, господа, законопослушные граждане, обогащайтесь. Поднимайте ВВП и космос будет наш.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)