Чем опасны самостоятельные турпоездки

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

В социальных сетях под постами об обманутых туроператорами туристах всегда появляются комментарии, что в XXI веке пользоваться услугами посредников — странно. Дескать, сервисов в Сети, благодаря которым легко организовать путешествие, вагон и маленькая тележка. Конечно, надо предпринять определенные усилия, зато от злобных турагентств вы зависеть никак не будете.

Действительно, используя разные агрегаторы для бронирования жилья и авиабилетов, можно иной раз неплохо удешевить свою поездку по сравнению с пакетным туром. Однако, как говорила незабвенная «дочь офицера», все не так однозначно.


На волне банкротств туроператоров в этом году некоторые эксперты заговорили о том, что самостоятельный туризм в ближайшем будущем убьет рынок пакетных туров, благо сервисы сегодня вполне удобные. Представители турагентств данную точку зрения не разделяют.

«Действительно, сегодня многие активные люди сами занимаются своими поездками, не пользуясь услугами турагентств. Тем не менее подавляющее большинство туристов предпочитают переложить эти заботы на плечи организаторов. Таким образом, им не приходится лично заниматься оформлением виз, организовывать трансфер из аэропорта в отель и так далее. Вероятно, доля самостоятельных туристов выше по европейским и экзотическим направлениям. По пляжному отдыху, например, по той же Турции, люди предпочитают пакетные туры. По сравнению с прошлым годом, в нынешнем по турецкому направлению у нас произошел всплеск продаж примерно на 40%», — говорит «Ридусу» руководитель сети региональных туристических офисов Ольга Сергеева.

Ожидание vs реальность

Самая частая проблема с арендуемым через интернет жильем — несоответствие описания реальности. В объявлении вам обещают комфорт, чистоту и негу, а по приезде вы можете оказаться в дурно пахнущей комнатушке, ремонт в которой последний раз делали еще при царе горохе.

Вы, конечно, начнете возмущаться, вот только агрегатор, например тот же «Букинг», ответственности за информацию в размещенных объявлений не несет. Хозяева жилья сами расписывают яркими красками свою собственность, а сервис — он только предоставил информацию.

Слева — фото бассейна из описания отеля, справа — фото не с такого выигрышного ракурса

Вы начинаете качать права, отказываетесь от брони и ищете себе другое место для постоя, но тут выясняется, что стоимость брони вам могут и не вернуть.

Если внимательно посмотреть на условия бронирования, можно найти пункт о том, что при отмене потраченные деньги не возвращаются или что бесплатную отмену можно сделать лишь до определенного времени. Если же вам удалось доказать сервисной поддержке свою правоту, денег придется подождать. Иной раз и двух месяцев не достаточно.

Один из пунктов правил с сайта booking.com

Бывает и так, что, приехав в гостиницу на постой, турист узнает, что свободных номеров нет. В этом случае сервисная служба может попытаться найти альтернативное жилье и даже обещает компенсировать разницу в расходах.

Вот только прямо сейчас за новый отель вы все равно должны заплатить из своего кармана. Компенсация будет позже. Да и далеко не факт, что предложенная альтернатива вас устроит.

«Мы можем вас поселить в двухстах километрах от выбранной точки, добирайтесь сюда сами», — да, это фрагмент вполне себе реальной истории.

Иной раз ситуация может и вовсе дойти до абсурда. Представьте, улетели за тридевять земель, а гостиницы по адресу не нашли. Одни развалины остались. Так, например, случилось с Натальей Мельниковой. В июне она вместе с друзьями забронировала на острове Гили Мено номер стоимостью 9 тысяч рублей с человека за ночь.

«С нас сразу честно списали 27 тысяч, и мы успокоились. Потому что поездка была запланирована на август. В августе, пошатавшись по Бали и другим не менее живописным местам, мы, наконец, собрались перебраться на остров Гили Мено, где рассчитывали честно отсидеть три дня в оплаченном отеле. Местное население на наш смелый план реагировало настороженно. Нам сказали, что недавно в этом районе было землетрясение, большинство отелей на нескольких островах разрушено, а власти эвакуировали оттуда туристов и местное население», — объясняет Наталья.

«На всякий случай мы решили связаться с отелем. Отель презрительно молчал. Тогда мы написали в booking.com, потом позвонили, потом послали почтового голубя и на всякий случай зарезали ритуального петуха, чтобы сообщение скорее дошло до адресата (ну это я преувеличила — голубя не отправляли). Booking.com, в отличие от отеля, был рад нас слышать и бодро ответил, что все наши опасения — полный бред, отель стоит, как и стоял. А возможно, даже стал еще крепче и краше прежнего, поскольку никаких жалоб оттуда не поступало. „У нас там есть свои супервайзеры, и если вдруг случится что-то неординарное — допустим, бешеный морской огурец нападет на туриста — об этом нам сразу сообщат“, — заверил „Букинг“», — продолжает она.

По словам Натальи, представители службы поддержки сообщили, что на месте все отлично и туристы могут отправляться на отдых.

«В пятнадцатых числах августа, перебравшись на остров, на месте отеля мы обнаружили развалины. То есть даже не так: весь остров был — сплошные развалины; уцелели полтора отеля, и нашего среди уцелевших, естественно, не было. Более того: остров патрулировался военными. Всё, что имело двери, — было закрыто от мародеров. Всё, что дверей не имело, — лежало в руинах. Военные нас крайне неохотно приняли на острове, заставили расписаться в каком-то гибриде Большой Амбарной Книги и Тибетской Книги Мёртвых, после чего нас с нескрываемой радостью отправили на соседний остров. Где мы остановились в первом уцелевшем отеле», — рассказывает собеседница «Ридуса».

«Немного успокоившись, мы позвонили/написали/телеграфировали в „Букинг“. «„ОЙ! — ответили нам. — Какая важная и любопытная информация! Пришлите, пожалуйста, фотки, если вам, конечно, не сложно!“ Нам было не сложно. Прислали им фотки. По уровню драматичности способные составить достойную конкуренцию сюжету панорамы Бородинской битвы. „Букинг“ замолчал на какое-то время и через пару дней пометил все отели острова Гили Мено значком „Все места заняты“», — продолжает рассказ Мельникова.

«Мы вновь связались с booking.com и деликатно попросили вернуть деньги за отель, в котором нам так и не довелось пожить, а также предложили оплатить наш недешевый трансфер в несуществующий отель (9 тысяч). Нам оплатили половину стоимости трансфера (хотя, может быть, это просто был гонорар за наш фоторепортаж?). А также попросили прислать им банковскую выписку о том, что отель списал с нас деньги и не вернул. Скрин с мобильного банка им не подошел. Пришлось нам для этого, вернувшись в Москву, запросить документы в банке и отправить сотрудникам „Букинга“», — говорит она.

Деньги от «Букинга» Наталья в итоге получила, но для этого пришлось писать публикации в соцсетях и вести переписку со службой поддержки. Ушло на это более двух месяцев.

В сухом остатке выходит так, что самостоятельные путешествия таят не меньше опасностей, чем пакетные туры. Разве что от банкротства туроператора вы защищены. Во всем остальном — будьте морально готовы к любым приключениям и неприкосновенный запас денег приготовьте. В случае чего, проблемы придется решать самостоятельно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small e1db65bf8f
    Bupyc30 октября, 23:52

    В этом году забронировал в Костроме через букинг номер. За неделю до заселения позвонили из Лондона (судя по коду) и на русском с акцентом сказали, что отель не сможет предоставить номер, поэтому они вышлют предложения замены. В результате жил в 4* вместо трех. Разницу в оплате по возвращению и отправке на мыло букинга фото чека вернули на карту менее чем через неделю.