Какой след в истории оставил «персидский мусор»

© shakko-kitsune.livejournal.com

Это есть такой термин, очень любопытный. (Нет, это не означает «милиционер иранского происхождения»).

Исходный термин — немецкое слово Perserschutt (букв. «персидский [строительный] мусор [щебень]»), и он относится к крайне ценным археологическим находкам.

Дело было так: в 480 году до н. э. персы пришли с войной в Грецию. И даже захватили сам Акропольский холм (а это не такое уж и простое дело).Сами афиняне на время погрома эвакуировались кто куда. А когда вернулись домой, то застали в городе полный бардак.


Персы разграбили все, что можно, дома и храмы подожгли, а статуи поскидывали с постаментов (выковыряв из них перламутровые глазки).

Но бюджет у мэрии был большой, и подумав немного, афиняне решили не реставрировать разбитое, а отгрохать себе новое. Оскверненные и разбитые скульптуры торжественно захоронили. И украсили Афины новыми, красивенькими зданиями и статуями (заказав их местным ремесленникам, и тем самым обеспечив рабочие места в разоренной стране, что очень мудро экономически).

Euthydikos Kore

С точки зрения искусства это важно тем, что предыдущая обстановка Акрополя была выполнена в стиле архаики и ранней классики.

А теперь, из-за того, что архаику война смела бульдозером, Перикл и др. градоначальники получили возможность заказать новый облик города уже мастерам нового поколения -представителям высокой классики. То есть САМОГО лучшего стиля в мировом искусстве (все последующие поколения будут пытаться либо его победить, либо ему подражать — и в обоих случаях безуспешно, хотя попытки победить все-таки интересней разглядывать).

Что было дальше с точки зрения археологии и музейного дела: классические (а также последующие эллинистические) скульптуры в Афинах оставались на виду. Их грабили римляне. Их вывозили византийцы. Их пережигали на известь оттоманы (владевшие страной почти полтысячелетия). Наконец, в начале 19 века приехал лорд Элджин и вывез в Англию все, что осталось приличного. В последующие полвека освобожденные от турок Афины стали модным местом, и все европейцы перли оттуда всю античность, какую только было можно.

Акрополь — турецкая крепость (1794)

Само новорожденное греческое государство только крепло, ему было немножко не до этих стервятников. В итоге в афинских музеях, по идее, оказалось намного меньше произведений афинского искусства, чем в прочих «культурных» странах.

Но, слава богу, экспонаты, чтобы наполнить музеи Афин, нашлись. Потому что существует археология. И то, что выкопали, когда Греция уже окрепла и спохватилась, что из нее все тырят, и пресекла это пагубное дело, как раз оказалось в местных музеях. Именно поэтому великие произведения эпохи классики — в Парижах и Лондонах всяких, зато более древняя архаика лучше представлена на родине. (А еще её меньше воровали через границу в XIX веке, потому что считали уродливой и не ценили).

Знаменитый «Мосхофор», найденный в персидском мусоре. Повреждения, по идее, нанесены еще персами

Самое ценное — это «персидский мусор».Представляете себе радость и ошеломление археологов, когда в 1863 году перед ними в карьере открылись эти сокровища искусства! По слоям быстро вычислили дату «захоронения» и восстановили его обстоятельства.

Первая порция была найдена в 1863—1866 гг. французским археологом Шарлем Эрнестом Бёле. Вторую дозу раскопали в 1885 — 1890 гг. Панайотис Каввадис, Вильгельм Дёрпфельд и Георг Каверау.

Фото «персидского мусора», 1860-е годы

Среди находок — многочисленные архаические коры, а также фрагменты фронтонов храмов, которые предположительно были расположены на Акрополе.

На многих скульптурах хорошо сохранились следы краски, которые позволяют сделать выводы о том, как раскрашивались раньше скульптуры (с классики же, которая была в открытом доступе, все давно выветрилось).

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)