Opel: молниеносная история Германии

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

История компании Opel — не просто рассказ о компании, производившей автомобили. Жизнь Opel — хитросплетение огромного количества факторов, на основании которых можно проследить историю центральной Европы в XX веке

От швейной машины до бензиновой

Opel начался отнюдь не с автомобилей. В середине XIX века в земле Гессен на западе современной Германии основным производством было создание тканей. Считается, что именно с текстильной промышленности на этих землях начался промышленный переворот, выведший раздробленную Германию в европейские лидеры.


Тканями занялся и сын фермера Тонгеза Опеля Адам. Поездив по Европе, он не захотел продолжить дело отца. На Парижской выставке 1862 года он узнал о существовании швейной машины и, вернувшись домой, организовал производство шляп в маленьком городке Рюссельхайм. Так возникла компания Adam Opel.

Швейная машинка, принесшая Опелю хорошее состояние, была не единственной технической новинкой, которую сын фермера подсмотрел за границей. Второй был велосипед с большими колесами, которые Адам Опель начал продавать в 1886 году. Но важней всего тот факт, что любовью к двухколесным созданиям он заразил своих детей. Те не только работали в отцовском бизнесе, но и участвовали в соревнованиях, способствовавших развитию фирмы. К 1895 году, когда Адам Опель умер, его компания была ведущим производителей велосипедов в Германии.

© wikipedia.org

Как выяснилось, дети Опеля унаследовали у него интерес к техническим новинкам. Побывав на выставке в Берлине, они впервые увидели автомобиль (тогда он скорей напоминал коляску с мотором) и загорелись идеей создать собственное производство. Первым партнером братьев стал дизайнер Фридрих Лютцманн (отсюда название первой машины Opel-Lutzmann), а затем Opel вышел на международный уровень, заключив договор на поставку запчастей с французской компанией Darracq. Выпускавшиеся машины были простыми, но качественными, а грамотный маркетинг способствовал тому, что автомобилями заинтересовалось государство, закупавшее машины для армии во время Первой Мировой войны.

Разгром Германии в 1918 году и тяжелейший мирный договор загнали экономику бывшей империи в тяжелейший кризис. Страна была раздираема внутренним конфликтами, а гиперинфляция привела к тому, что зарплату можно было выплачивать каждый день — к вечеру на нее уже было сложно что-либо купить.

© wikipedia.org

О внутреннем развитии говорить не приходилось, но вновь компанию выручила семейная страсть к мировому прогрессу. Один из братьев Вильгельм Опель вместе с группой инженеров отправился в США, откуда привез идею конвейера Генри Форда. Первая в Германии линия по массовой сборке автомобилей позволила компании не только пережить кризис, но и стать крупнейшим производителей в стране. Этому способствовал и тот факт, что машины продавались по низким ценам. Способность изготавливать по 39000 автомобилей «4/12 PS» в год позволяла идти в плюс.

В конце 1920-х на немецкий рынок ворвался американский концерн General Motors, успевший купить английскую компанию Vauxhall. Заинтересовались гости из США и новаторством Opel. Желание оказалось обоюдным, и в 1929 году братья согласились на продажу семейного бизнеса. Сделка обошлась GM более чем в $30 млн.

Opel участвует в оккупации Европы

Приход американцев способствовал увеличению производства, доведя его до 100 тысяч машин в год. Был создан новый завод в восточногерманской земле Бранденбург, а в 1936 году на рынок вышел «народный автомобиль» Opel Olympia, производство которого было приурочено к Летней Олимпиаде в Берлине, которую рейхсканцлер Адольф Гитлер рассчитывал сделать витриной Третьего рейха.

Впрочем, нацистов больше интересовала не популярная малолитражка, а производство военной техники. К слову, Вильгельм Опель к тому времени вступил в НСДАП и стал одним из спонсоров СС.

Американцы были не очень довольны, но бизнес-интересы превысили моральные доводы. Завод в Бранденбурге сосредоточился на выпуске грузовиков Opel Blitz. Слово «Blitz» в переводе немецкого означает «молния». От него и пошел логотип компании — молния пересекающая букву «О» (от первой буквы основателя компании).

© pixabay.com

Opel Blitz стал одним из символов немецкой оккупации Европы. Если Штирлиц ездил на Mercedes, а немецкие мотоциклисты на BMW, то пехоту перевозили именно на этих машинах. Именно этот грузовик фигурирует во многих советских фильмах про Великую Отечественную войну. Более того, в книге «Эра милосердия», по которому был снят фильм «Место встречи изменить нельзя», оперативники МУРа во главе с Глебом Жегловым, ездили именно на трофейном автобусе Opel Blitz, который они ласково называли «Фердинандом». В самом фильме Opel заменил более современный ЗиС, поскольку найти старый Opel создателям ленты не удалось.

Война тяжело отразилась на немецкой компании. После объявления войны США в 1941 году предприятие было национализировано, а американские бомбардировщики не пощадили завод в Рюссельхайме, разрушив его до основания.

Возрождение и возвращение американцев

После 1945 года заводы Opel постигла разная судьба. Завод в Бранденбурге оказался в советской зоне оккупации. Именно благодаря полученным технологиям и чертежам предвоенный Opel Olympia (и его усовершенствованный вариант Opel Kadett) стали основой для создания автомобиля «Москвич-400». По факту это был первый немецкий автомобиль, сделанный в СССР, хотя и с определенными усовершенствованиями.

В западной части Германии GM сначала не особо интересовалась разрушенным предприятием, а восстановлением завода в Рюссельхайме занимались люди, которые работали на нем перед войной. Американцы по факту вернулись на свой завод уже после начала холодной войны, чему поспособствовал СЕО General Motors Альфред Слоун. В 1948 году заокеанская администрация вновь утвердилась в компании, а руководить Opel поставили Эдварда Здунека.

За 1950-е годы Opel обновил довоенный модельный ряд легковых автомобилей, а первым реальным хитом стал Opel Kapitan. Внешне он очень напоминал американские машины, что подчеркивали маркетологи. «Большой автомобиль за небольшие деньги», — говорилось в рекламе тех лет.

© wikipedia.org

Большие модели Opel стали отличительной особенностью компании в 1950—1960-е годы. Различные версии Kapitan, Commodore и Rekord первого поколения пользовались спросом, благодаря чему GM удалось не только восстановить производство, но и занять определенную нишу на европейском рынке. Машины не были компактными как Volkswagen, не роскошными как Mercedes и не дорогими как BMW. А для советского зрителя они неожиданно стали одним из символов западной жизни. В Советский Союз Opel не поставлялся, однако в кино эти машины встречались нередко. В популярном детском фильме «Приключения Электроника» бандиты в «иностранной» Риге ездили в том числе и на «Опелях».

Энергетический кризис начала 1970-х сказался на Opel. Компания стала производить доступные машины, которые под маркой Vauxhall (с правым рулем) делались в том числе и на заводе в Великобритании. Opel Astra или Opel Vectra, например, вполне успешно продавались под брендами Vauxhall Astra и Vauxhall Vectra. Определенные отличия, правда, были. Например, в Германии машина называлась Opel Kadett D, а в Англии — Vauxhall Astra 1. Слово «Kadett», которое было придумано еще в 1937 году, было придумано еще при нацистах и было слишком военнизированным.

Машины Opel в 1970—1980-е представляли собой продолжение таких марок как Ascona, Kadett, Manta, Omega, Vectra. Kadett E (каждое новое поколение именовалось следующей буквой латинского алфавита) в 1985 году был признан автомобилем года в Европе по версии журналистов, обойдя Renault 25). Спустя два года этот же успех повторил Opel Omega, обошедший Audi 80 и BMW 7-й серии.

© pixabay.com

Именно эта линейка в конце 1980-х годов хлынула на рынок Восточной Европы и СССР. Opel в постсоветских странах не был ни престижной иномаркой, ни скоростной «тачкой», которую использовали бандиты. Он был просто машиной, стоявшей во многих московских дворах.

Удивительно, но популярность Opel в начале 1990-х мало сказалась на последующих годах. Следующий серьезный наплыв немецких машин этой марки произошел уже в начале 2010-х годов, когда старенькие автомобили из Прибалтики стали пригонять в Европейскую часть Россию с литовскими номерами. Однако и это бум оказался временным.

GM с Opel пытался закрепиться на российском рынке, однако производство в Санкт-Петербурге и Калининграде, где собирались Astra, Insignia, Antara, Mokka, Meriva и Zafira оказалось невыгодным. Компания покинула Россию, но пообещала вернуться, законсервировав свои заводы.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)