+2
Сохранить Сохранено 7
×

Фотопутешествие на одно из самых загадочных производств России


Фотопутешествие на одно из самых загадочных производств России

© russos.livejournal.com

Давным-давно, смотря по видику боевик, где главные герои выясняли отношения на каком-нибудь безлюдном металлургическом заводе, многие задавались вопросом — что это за предприятие такое, где нет работников?

Конечно, и тогда, и сейчас такой завод выглядит, мягко говоря, необычно.

Но если 30 лет назад это была прям фантастика-фантастика, то сейчас у нас на дворе четвертая промышленная революция. Сегодня события прогнозируются, киберфизические системы массово внедряются в производство (индустрия 4.0), а машины удовлетворяют человеческие потребности, включая быт, труд и досуг.

Естественно, сразу ожидать появления терминатора, скайнета и больших человекоподобных роботов не следует. Но мы, человечество, вполне к этому стремимся.

И опять же надо понимать, что сейчас не будет таких изменений, которые мы сможем физически наблюдать как, например, в предыдущие технические революции. 

Массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике во время Великой индустриальной революции в XVIII—XIX веках колоссально изменил общество. Равно как и вторая промышленная революция (или техническая), которая случилась во второй половине XIX и начале XX века. Она происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов. 

В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях.

Даже третья революция, которая получила название «цифровая» (это повсеместный переход в производстве к применению информационно-коммуникационных технологий, способствовавший формированию постиндустриального общества) колоссально изменила многие аспекты нашего общества и все это, причем, происходило и происходит у нас на глазах прямо сейчас.

Четвертая же революция, скорее всего, на первоначальном этапе коснется только крупнейших предприятий, которые будут переведены на полностью автоматизированные производства. И процесс этот будет небыстрым. Надо понимать, что предприятие — это не только цех со станками, но и множество сопутствующих подразделений и отделов, и все это нужно интегрировать в единую систему.

Это очень сложный процесс, который только начинается. В этом репортаже я расскажу о базовых шагах, которые делает компания «Металлоинвест» на пути к Индустрии 4.0, и покажу само предприятие.

Компания запустила комплексную программу трансформации бизнеса Industry 4.0 в 2016 году. Основными целями программы являются трансформация и повышение эффективности бизнес-процессов, снижение трудозатрат на выполнение операций, повышение точности планирования и качества контроля за исполнением планов, обеспечение прозрачности учета и своевременности принятия решений.

В ходе реализации программы создан многофункциональный общий центр обслуживания (МФ ОЦО), объединивший финансы и учет, управление персоналом, казначейские функции, централизованные закупки и другие сервисы. Позднее в компании была запущена единая интегрированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью (ИСУ ФХД) на базе решения SAP S/4HANA. На сегодняшний день завершена первая волна внедрения данной системы, в рамках которой SAP S/4HANA запущена на входящих в холдинг двух предприятиях: Лебединском и Михайловском горно-обогатительных комбинатах. Платформа заменила более 100 производственных и управленческих систем и объединила в одном информационном пространстве 4 тыс. пользователей.

В целом, бюджет Металлоинвеста на цифровую трансформацию в 2016—2020 гг. оценивается в 6 млрд руб. Данные затраты включают в себя создание Центра инноваций в городе Старый Оскол (Белгородская область), строительство ЦОД, прокладку каналов связи и внедрение на предприятиях холдинга системы SAP S/4HANA.

SAP S/4HANA — интеллектуальная ERP-система (планирование ресурсов предприятия), способная в реальном времени предоставлять полную информацию обо всех бизнес-процессах в компании. Это решение соединяет в себе все тренды «Industry 4.0»: гиперподключенность, возможность работать с технологиями In-memory и больших данных в режиме реального времени, что подразумевает реализацию концепции real-time Enterprise.

Давайте смотреть уже на предприятие!

1. Начнем с карьера Лебединского ГОКа — именно здесь добывают железную руду. Это крупнейшее в России предприятие по добыче и переработке железной руды

© russos. livejournal.com

2. Запасы месторождения, которое разрабатывает комбинат, составляют более 8 млрд тонн.

© russos. livejournal.com

3. Месторождение было открыто в 1956, разработка богатых железных руд ведется с 1959, с 1973 года разрабатывается залежь железистых кварцитов. Рыхлые вскрышные породы (мел, песок, глины) ранее отрабатывались гидромеханизированным способом, что позволило довольно быстро добраться до скальных пород и руды

© russos. livejournal.com

4. Разработка ведется открытым способом. Сейчас глубина от борта карьера до самой нижней его точки доходит до 600 метров. Добыча ведется с помощью взрывных работ с последующей погрузкой экскаваторами в большегрузные самосвалы.

© russos. livejournal.com

5. Далее самосвал приезжает на перегрузочный пункт, где руду загружают в железнодорожный транспорт.

© russos. livejournal.com

6. В карьере очень разветвленная сеть железных дорог.

© russos. livejournal.com

7. Найдите тут технику. Вдоль бортов карьера по всей их высоте до самого низа пройдены подземные шахтные выработки, к которым от поверхности пробурены дренажные наклонные горные выработки, а имеющая выход на поверхность, вся поступающая в карьер природная вода течет по ним в подземные насосные станции и откачивается на поверхность. В карьере постоянно ведутся буровые работы для подготовки очередного взрыва породы.

© russos. livejournal.com

8. В рамках «Industry 4.0» будут вестись работы по автоматизации. В идеальном сценарии присутствие людей в карьере будет минимальным. Для этого разрабатываются элементы автоматизированных систем управления автомобильно-экскаваторными комплексами.

© russos. livejournal.com

9. Скромный БЕЛАЗ. Естественно, что все машины уже давно оснащены системами позиционирования GPS, ГЛОНА́СС, телеметрией, что делает их эксплуатацию и обслуживание более эффективными. А в рамках «Industry 4.0» будут вестись работы по автоматизации контроля параметров систем мониторинга, диагностики и контроля поломок, если это все же случится.

© russos. livejournal.com

10. Руда и вскрышные породы из карьера транспортируются по железной дороге которая проложена по выездным траншеям. Всего для рудноскальных пород проложено шесть железнодорожных путей.

© russos. livejournal.com

11. Хозяйственная единица. Кажется для обслуживания контактной сети.

© russos. livejournal.com

12. Завод горячебрикетированного железа (ГБЖ) Лебединского горно-обогатительного комбината. Предприятие является единственным в России и СНГ производителем ГБЖ. Третья очередь, что на фото, была запущена 14 июля 2017 года.

© russos. livejournal.com

13. Склад готовой продукции, разделенный по фракциям.

© russos. livejournal.com

14. ГБЖ — это материал с высоким (>90%) содержанием железа, полученный по технологии, отличной от доменного передела. Используется в качестве сырья для производства стали. Высококачественная (с малым количеством вредных примесей) добавка к чугуну, металлолому.  

В отличие от чугуна, в производстве ГБЖ не используется угольный кокс. Процесс производства горячебрикетированного железа основывается на химической реакции взаимодействия природного газа и оксидов железа с поглощением тепла, при этом взаимодействии из оксидов железа забирается кислород. Сырьем для ГБЖ служат железорудные окатыши собственного производства.

© russos. livejournal.com

15. Кстати, российская компания занимает около 50% мирового рынка товарного ГБЖ! Выпуск горячебрикетированного железа на Лебединском горно-обогатительном комбинате был начат в 2001 году после запуска первого цеха по производству ГБЖ по технологии HYL мощностью 1 млн тонн в год. В 2007 году было завершено строительство второй установки по производству ГБЖ, работающей по технологии MIDREX. Мощность этой установки составляет 1,4 млн тонн в год. В прошлом году запустили третью по технологии MIDREX — мощностью 1,8 млн тонн.

© russos. livejournal.com

16. Пульт управления третьей очередью.

© russos. livejournal.com

17. Центр инноваций в городе Старый Оскол. На проходившей презентации программы трансформации можно было ознакомиться с внедрением современных технологий в производство. Например, как контролировать износ тормозных колодок на железнодорожном транспорте? Как измерить оставшуюся толщину на них? Прямого пути нет, или он очень невыгодный. В итоге нашли решение в виде измерения температуры тормозного диска. Так как есть прямая зависимость от интенсивности торможения и его нагрева.

© russos. livejournal.com

18. Или система информирования на какой-нибудь площадке. Например, на стреле экскаватора стоит камера, которая контролирует ковш. В случае потери зуба система выдает команду на отстранение единицы техники из работы, перенаправляет ее в ремонтный цех, а в цеху уже висит заказ-наряд на определенный вид работ. В данном случае по наварке нового зуба.

© russos. livejournal.com

19. Стенд, демонстрирующий автоматизацию карьерной работы.

© russos. livejournal.com

20. Но самое интересное, конечно, было на Оскольском электрометаллургическом комбинате (АО «ОЭМК», тоже входит в Металлоинвест).

© russos. livejournal.com

21. Металл.

© russos. livejournal.com

22. Честно, смотреть очень сложно. Поэтому пробую через фильтр.

© russos. livejournal.com

23. Предприятие было основано в 1974 году, когда в Москве Министерством внешней торговли СССР и группой западногерманских фирм было подписано Соглашение о сотрудничестве по созданию в СССР металлургического комбината на базе процесса прямого восстановления железа «MIDREX».

© russos. livejournal.com

24. Ковш с металлом.

© russos. livejournal.com

25. Безумно красивый вид.

© russos. livejournal.com

26. Невероятная игра света и тени. А среди этого плывут многотонные ковши с расплавленным металлом

© russos. livejournal.com

27. Как-то так мимо тебя проплывает ковш.

© russos. livejournal.com

28. Дуговая сталеплавильная печь — электрическая плавильная печь, в которой основным источником тепла для плавки металлов и других материалов является электрическая дуга.

© russos. livejournal.com

29. Электроды. Назначение — подвод электрического тока в пространство дуговой печи, для дальнейшего формирования дугового разряда, температура которого свыше 5000 °C

© russos. livejournal.com

30. Слив шлака из ковша.

© russos. livejournal.com

32. Солнечный свет продолжает радовать своей игрой.

© russos. livejournal.com

32. Машина непрерывного литья заготовок — металлургический агрегат для разливки стали, где жидкая сталь проходя через кристаллизатор, формируется в слиток заданной формы, который непрерывно вытягивается.

© russos. livejournal.com

33. В кристаллизаторе затвердевают лишь поверхностные слои металла, образуя твердую оболочку слитка, сохраняющего жидкую фазу по центральной оси заготовки. Поэтому за кристаллизатором располагают зону вторичного охлаждения, называемую также второй зоной кристаллизации. 

В этой зоне в результате водо-воздушного поверхностного охлаждения, заготовка затвердевает по всему сечению. Благодаря непрерывности литья, достигается равномерность структуры слитка по всей его длине.

© russos. livejournal.com

34. Далее заготовку, полученную на машине непрерывного литья, нагревают в печи и отправляют в прокатный стан.

© russos. livejournal.com

35. С помощью валков ее раскатывают до нужного сечения.

© russos. livejournal.com

36. Наглядно видна толщина заготовки до входа (справа) в прокатные валки и после выхода (слева).

© russos. livejournal.com

37. Здесь сформированный твердый слиток прокатывается в нужную для потребителя форму. Обычно круг или квадрат.

© russos. livejournal.com

38. Еще красоты...

© russos. livejournal.com

39. На предприятии почти все перемещения тяжелых грузов и таких вот ковшей по территории осуществляют автомобильные транспортеры.

© russos. livejournal.com

40. Как любое металлургическое предприятие ОЭМК потребляет огромное количество воды. Вся она циркулирует по замкнутому циклу.

© russos. livejournal.com

41. Обратите внимание, это же перекрестный съезд на прокатном стане!

© russos. livejournal.com

42. По заводу можно гулять бесконечно, но время поджимает. Кстати, на завод от города проложена двадцатикилометровая линия скоростного трамвая! На фото просто подъездной путь внутри, на всякий случай уточню.

© russos. livejournal.com

44. Так как времени мало, то этот цех смотрю уже бегом. Здесь такие вот металлические прутки, полученные на прокатном стане, обретают товарный вид.

© russos. livejournal.com

45. Пройдя цикл обработки, который весьма автоматизирован.

© russos. livejournal.com

46. Получаем вот такую вот красоту.

© russos. livejournal.com

47. И правда, лучшая. Металлопродукция ОЭМК экспортируется в Германию, Францию, Италию, Норвегию, Турцию, Египет и многие другие страны. Комбинатом освоено производство сортового проката для изготовления изделий, используемых ведущими мировыми автомобилестроителями. Такой прокат с высокими качественными характеристиками называется термином SBQ — сокращение от английского Special Bar Quality: прутки повышенного качества.

© russos. livejournal.com

Большое спасибо компании «Металлоинвест» за прекрасную экскурсию и компании SAP за возможность приобщиться к будущему.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)