Нос как символ достоинства: история искусства чеканки монет

© shakko-kitsune.livejournal.com

© shakko-kitsune.livejournal.com

Искусство чеканить портреты правителей на монетах умерло в Средние века. То, что изображали, можно было в лучшем случае охарактеризовать, как символические образы (иными словами «палка-палка-огуречик). В античности же профили на монетах были такого качества, что до сих пор ученые с легкостью опознают по ним мраморные бюсты, придав им правильный ракурс, такое было сходство великолепное.

Традиция воскресла в Италии XV века. Не сама по себе, конечно, с оглядкой на раскопанные античные экземпляры монет. 


Но если раньше, в средневековье, подобные находки либо сразу выкидывали в нужник, либо переплавляли на что-нибудь полезное, то теперь их стали беречь, собирать, копировать и использовать для вдохновения.

Пишут, что первым профильным портретом на монете в христианской Европе стало изображение правителя Римини Пандольфо Малатеста, созданное около 1420 года. Однако это искусство расцвело в следующем поколении, и сия традиция продолжает влиять на нашу жизнь до сих пор (а у вас были в детстве красивые большие рубли с Лениным?).

Пресловутого изображения Пандольфо я не нашла, не факт, что оно вообще сохранилось. Однако весьма знамениты медали, изображающие его сына Сиджизмондо Малатеста.

Собственно, глядя на этого правителя, думаешь, что он был создан Богом именно для того, чтобы его изображали в профиль.

На портрете кисти Пьеро делла Франческа, 1451.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Медаль работы Пизанелло, фактического создателя жанра. Это Сиджизмондо молодой.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Тот же автор, модель постарше, 1445 год.

© shakko-kitsune.livejournal.com

По этим профилям опять можно опознавать скульптуры и картины, воистину.

Пизанелло вообще отличный портретист. А это вы еще учитывайте, что в профиле (который плоский, и трудно передает мимику), гораздо сложнее передать черты характера человека.

Это его брат Доменико Малатеста.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Оборот.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Потрясающе тонкая работа. Понятно, почему до изобретения филателии людям так нравилось медали собирать?

Иньиго д’Авалос, ок. 1450.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Чечилия Гонзага, 1447 (сутулость заметили? это след перерисовки с картины).

© shakko-kitsune.livejournal.com

Византийский император Иоанн VIII, 1438 год — судя по всему, это и есть старейшая сохранившаяся портретная медаль. Вроде пишут, что Пизанелло его с натуры рисовал, но тогда такая слабая проработка лица связана именно с тем, что это первая медаль, и автор не обладал достаточным мастерством.

© shakko-kitsune.livejournal.com

(До итальянских медалей хронологически была только серия, отчеканенная в Париже для герцога Берри, но о ней ничего не известно).

Лайонелло д’Эсте, 1441

© shakko-kitsune.livejournal.com

А вот он на портрете Джованни да Ориоло.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Вообще в XV веке очень много именно профильных портретов. Не только в рельефе — для чего есть объективные причины (тупо удобней технически), но и в живописи. Дело в том, что если ты заказываешь изобразить себя в профиль, как на монетах и медалях древних римлян — то это значит, что ты такой же крутой, замечательный и великий, как древний римлянин.

Альфонс V Арагонский.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Он же на рисунке Пизанелло (который хороший живописец также).

© shakko-kitsune.livejournal.com

И с этой ренессансной надменностью связан другой аспект — человек ощущал себя настолько крутым, что ему совершенно не хотелось себя приукрашивать на портретах, он не требовал этого от художников. Он был прекрасен и велик! В любом весе, с любыми шрамами и бородавками.

Филиппо Мария Висконти.

© shakko-kitsune.livejournal.com

У Пизанелло было много учеников и последователей, которые продолжили созданную им на основе исследования антиков великолепный шаблон. Поначалу они даже тех же людей портретировали.

Паоло да Рагуса. Альфонсо V Арагонский.

© shakko-kitsune.livejournal.com

Обратите внимание на нос выше: ничего не сглаживалось, ничего не считалось недостатком. Только фишкой. Крутой индивидуальной чертой. Свою внешность портретистам приказывают сглаживать слабаки и бабы.

Лоренцо Великолепный на медали Niccolò di Forzore Spinelli, 1490.

© shakko-kitsune.livejournal.com

В XVI веке уже другая стилистика медалей будет, я их меньше люблю.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)