Кто защитит россиян от произвола банков и страховых компаний

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Все мы, за весьма редким исключением, имеем дело с финансовыми и страховыми организациями. Банковские карты и их обслуживание, депозиты, переводы, кредиты — вот далеко не полный перечень тем, сводящих воедино потребителей финансовых услуг и тех, кто эти услуги предоставляет. И порой не объединяющих, а наоборот, приводящих к конфликтам.

Неразрешимые ситуации?

Например, произошло несанкционированное снятие средств с карты гражданки N, она сообщила об этом в свой банк и ждет от него возмещения. Но банк не намерен терять деньги и пытается доказать, что пострадавшая сама виновата в произошедшем, — мол, не берегла персональные данные пуще своего глаза. Или, скажем, гражданин S взял заём в микрофинансовой организации под залог собственной квартиры, просрочил выплату из-за того, что не мог связаться с кредитором, в итоге его квартира продана, а он все еще должен МФО.

А взять страховой рынок! Достаточно вспомнить многочисленные истории с ОСАГО, когда страховщики всеми правдами и неправдами пытаются основательно снизить сумму выплаты или отказать в возмещении вообще.


Эти и им подобные ситуации — совсем не редкость. Они в основной своей массе тупиковые, поскольку ни та ни другая сторона не желают уступать. А раз стороны не идут на мировую, единственный выход — суд. Имущественные споры составляют львиную долю судебных разбирательств как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных. Существует, конечно, процедура медиации — то есть альтернативный суду способ урегулирования споров при содействии независимого посредника (медиатора). Однако за восемь лет своего существования в России медиация так и не стала эффективной заменой.

© pixabay.com

Финансовый «смотрящий»

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассматривает обращения потребителей и в случае нарушения их прав назначает финансовым организациям административные наказания. Но принимать решения по имущественным требованиям граждан Центробанк по закону не имеет права. Увы, не наделен такими полномочиями и Роспотребнадзор.

Вот и обращаются граждане в суд для урегулирования имущественных споров с финансовыми организациями и страховщиками. Суды перегружены. По данным судебного департамента Верховного суда, только по ОСАГО в 2016 году в суды поступило более 420 тысяч исков, в 2017 году — более 390 тысяч.

Cегодня вступил в силу закон № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», позволяющий гораздо эффективнее «разруливать» имущественные споры и защищать интересы потребителей в конфликтах с банками, МФО и страховыми организациями.

В соответствии с законом формируется институт финансовых уполномоченных (омбудсменов) — специальных должностных лиц, наделенных правом по досудебному разрешению споров. Советом директоров Банка России назначается главный финансовый уполномоченный — им стал Юрий Воронин, занимавший позицию советника председателя Банка России. Далее по представлению главного финомбудсмена тем же советом директоров назначаются омбудсмены, специализирующиеся на конкретных сегментах финансового рынка. Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных учреждается автономная некоммерческая организация. Все это вместе с экспертным советом образует Службу финансового уполномоченного.

© Андрей Махонин/ТАСС

Омбудсмены будут рассматривать только имущественные споры граждан с финансовыми организациями, при этом размер требований в рамках одного спора не должен превышать 0,5 млн рублей (исключение сделано для ОСАГО, где споры рассматриваются вне зависимости от суммы).

Подать обращение финансовому уполномоченному можно в электронном виде на сайте, через портал госуслуг и через МФЦ. Обращения граждан рассматриваются бесплатно, в отличие от обращений посредников-юристов. На рассмотрение спора закон отводит 15 рабочих дней с момента передачи обращения. В результате автор обращения получит исполнимое решение финансового уполномоченного. Это значит, что в случае неисполнения финансовой организацией решения омбудсмена ей выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Весьма существенно то, что в соответствии с процедурой финансовым организациям предоставляются шансы самостоятельно урегулировать имущественный спор, — рассказывал „Ридусу“ начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового дела Кирилл Табаков. — Поскольку финансовые организации обязаны в определенные сроки рассматривать претензии клиентов, сначала гражданин должен обратиться за урегулированием спора в саму финансовую организацию. Если ее ответ не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, а тот уведомляет об этом финансовую организацию и дает ей шанс договориться с заявителем.

© Донат Сорокин/ТАСС

При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит собственное решение. Если оно (или соглашение сторон об урегулировании спора) не исполнено, омбудсмен уведомляет об этом Банк России и выдает удостоверение для принудительного исполнения решения. При этом конфликтующие стороны имеют право обжаловать решение в суде.

Под надзором омбудсмена 

Как отмечает Кирилл Табаков, через публичность деятельности финансового уполномоченного предполагается существенно изменить отношение финансовых организаций к своим клиентам: раскрывать статистику споров станет обязанностью для компаний. А потребителю закон дает возможность выбирать финансовые продукты не только по такому параметру, как цена, но и по принципу «добросовестное отношение к потребителю».

На первом этапе формирование Службы финансового уполномоченного финансируется Банком России. Впоследствии единственным источником финансирования будут взносы финансовых организаций. Размер взноса будет зависеть от числа проигранных финансовой организацией споров, полноты и своевременности исполнения решений.

Обязанность исполнять решение финансового уполномоченного для разных секторов финансового рынка будет вводиться поэтапно. Сначала — в 2019 году — в сферу полномочий финансового омбудсмена войдут страховые компании (первыми из них — страховщики ОСАГО), в 2020 году МФО, в 2021 году КПК, ломбарды, банки и негосударственные пенсионные фонды.

Банк России будет вести реестр финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным. Закон, после вступления в силу по секторам, запрещает финансовым организациям работать с физическими лицами, если организация не входит в указанный реестр.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)