Анна Федорова

Вице-президент Фонда Открытой Новой Демократии

Политтехнолог, феминистка, писатель, литературный критик, управляющий партнер в Marketing & Brand Conversation, вице-президент «Фонда Открытой Новой Демократии»

Все статьи автора
автор

Теория привилегий существует не на пустом месте

-201237

Думала сегодня про привилегии и про то, как их чекать. 

Дома отключили горячую воду, пошла в бар укладок, чтобы мне там голову помыли и уложили, ибо возиться с кастрюлями — тоскливо. Это прям наглядный примерчик. 

Тут сразу про все: 

1) про наличие небольших свободных денег. Думаю, при зарплате 25 тысяч рублей люди не особо ходят в бары укладок мыть там голову. 

2) про наличие свободного времени. Думаю, если человек очень нагружен работой, бытом, детьми, логистикой и т. д. — он(а) тоже не особо ходит в бар укладок. 

3) про место жительства. Думаю, если человек живет там, где нет бара укладок и не будет в ближайшие триста лет, — он(а) тоже туда не пойдет. 

4) про границы допустимого в голове. Реально бывают люди, у которых и деньги, и время есть, — но они либо не разрешают себе какие-то мелкие жесты комфорта, либо просто «в голову не приходит». 

5) И это я еще не говорю о том, что у меня две руки, две ноги, нет агорафобии или еще чего похожего, мне не нужен сопровождающий или помощник. 

И вот это все на копеечном примере. 

А если вместо простого бара укладок в торговом центре подставить, я не знаю, обучение в Гарварде? 

Это я к чему. 

Теория привилегий существует не на пустом месте. Мир офигительно полон неравенства. И разные привычные как воздух вещи для одного человека для другого будут выглядеть занебесными привилегиями. 

Это все я понимаю и признаю. 

При этом я категорически против, чтобы теория привилегий использовалась для вбивания людям в голову вины — перед теми, кому не так повезло. 

Во-вторых, привилегии — это далеко не всегда «повезло». 

Сейчас немножко принято все списывать на обстоятельства рождения и удачу. Это важные факторы. Но не надо обесценивать человеческие усилия и старания. 

В конце концов, привилегиям можно радоваться. Я не считаю это аморальным. 

Более того, никто не обязан вести борьбу за интересы менее привилегированных людей и вообще помогать им.

Это прекрасно, это должно высоко котироваться в обществе (что ведет, кстати, к укреплению привилегий этого хорошего человека!). Но основанием для шэйминга отсутствие такой позиции быть не должно. 

При условии, что привилегированный человек не ходит вокруг со словами «Да всего можно добиться! да они просто не старались!».

Во-первых, альтруистами всех не сделать. Это вообще выверт мозга (в хорошем смысле), а не норма. 

Во-вторых, от шэйминга вообще эффект противоположный. Поэтому мне всегда смешны упреки типа «Фемфест сделали для богатых белых женщин», или «Когда вы пишете по-английски, вы дискриминируете тех, кто языков не знает!». Да-да, это иногда имеет место. 

Зато я вижу реальную практическую ценность в доброте к другим людям и в стремлении их поддержать. Видите ли, никто ни от чего не застрахован. Если случится ж***, каждому будет выгоднее оказаться в этой ж*** в обществе, где упавшим принято помогать.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Высокотехнологичная корпорация почему-то не хочет делиться многомиллиардными доходами.

Теперь корпорация залезла в медкарты.

|статья
Вис Виталис

Все-то вам понятно, все-то вы прошарили и вынесли все вердикты.

Колумнист «Ридуса» рассуждает о ситуации на IT-рынках России и Запада.

В США за нарушения в работе с личными данными платят миллионы долларов.

|статья
Юй Чжочао

В последние месяцы в Гонконге произошло немало событий, которые заставили задуматься.

Алгоритм поддержания доверительности отношений на уровне госадминистрации.

В Каталонии происходит крушение идеи мультикультурного космополитичного Евросоюза.

|статья
Юй Чжочао

Сегодня мало кто сомневается в необходимости культурного сотрудничества с Китаем.

Почему маловато? Да ведь все очень просто.

|статья
Юй Чжочао

Несколько месяцев беспорядки в Гонконге шокируют не только весь мир, но и самих его жителей.

По поводу закона о домашнем насилии.