Астрономы МГУ нашли черную дыру в крошечной галактике

© VisualHunt.com

Астрономы Московского государственного университета им. Ломоносова открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3. Удивительно, что эта галактика относится к редкому классу ультракомпактных карликов.

Напомним, что первые ультракомпактные галактики были обнаружены около 30 лет назад. Главные отличия таких галактик — это высокая плотность и небольшой диаметр. Например, диаметр Млечного Пути равен 160 тысячам световых лет, а диаметр новой галактики — всего 200—300 световых лет.

Недавно астрономы выяснили, что в центре ультракомпактных галактик могут находиться черные дыры, и галактика Fornax UCD3 тому подтверждение.

Известно, что галактика Fornax UCD3 расположена в скоплении Печи в 68 миллионах световых лет от нас. С помощью данных, полученных инфракрасным спектрографом интегрального поля SINFONI, астрономы определили спектр Fornax UCD3 и установили зависимость между изменением скоростей звезд и их удаленностью от центра галактики.

Если в галактике присутствует крупный объект, например сверхмассивная черная дыра, то под действием ее гравитации дисперсия скоростей — разница между скоростями самых медленных и самых быстрых звезд — возрастет. Именно такое явление нам и удалось зафиксировать, — пояснили авторы работы.

Ученые сравнили полученные данные с динамическими моделями, построенными на основе предположения, что в центре галактики находится сверхмассивная черная дыра.

В своей работе ученые также учитывали случай, если в центре галактики черной дыры не окажется, но эту модель исключили со статистической значимостью 99,7% (3 сигмы).

Если наши данные подтвердятся и в ультракомпактных карликах окажутся черные дыры, это станет серьезным аргументом в пользу гипотезы о приливном происхождении, — отметили астрономы МГУ.

Ученые предполагают, что в прошлом эти галактики были обычных размеров, но из-за сближения с более крупной галактикой они потеряли большую часть звезд.

Исследование ученых будет представлено на Генеральной ассамблее Международного астрономического союза.