Чем опасны искусственные стволовые клетки

© Коллаж/Ridus

Стволовая клетка — это модуль. Обезличенное начало. Из нее можно сделать все что угодно. Вырастить красное кровяное тельце, нейрон, клетку эпителия. Нужно только стимулировать и наблюдать. Можно замедлять старение, заживлять раны, восстанавливать нейроны мозга после травмы, бороться с наследственными заболеваниями.

Самое сложное кроется в мелочах. Так, использование клеток эмбриона полностью исключено. На этот счет не спорят, и любая полемика будет неуместна. А искусственные стволовые клетки и вовсе могут быть опасны. Чем же?

Что такое стволовые клетки?

Термин «стволовая клетка» принадлежит русскому гистологу Александру Максимову. Он изучал кровь и прибег к такому словосочетанию, чтобы обозначить ранних предшественников эритроцитов и лейкоцитов. Самое простое современное определение звучит так: неразделенные незрелые клетки, способные делиться и обращаться в специализированные, затем слагая ткани и органы.

Стволовые клетки имеют разветвленную и крайне сложную классификацию. Важно знать о двух типах: эмбриональных и индуцированных. Первый тип — клетки зародыша на раннем этапе его развития. Вторые — клетки взрослого человека, изъятые и измененные. Взяли, к примеру, фрагмент кожи и очистили генетическую память его мельчайшей единицы. Она стала стволовой. Из этого модуля теперь может выйти образцовый нейрон или лейкоцит. И те и другие плюрипотентны, это означает, что они могут превратиться в любые другие клетки, стоит лишь правильно выставить сценарий развития и проконтролировать его воплощение.

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (иСК)

В 2006 году профессор Яманака из Университета Киото обнаружил, что всего четыре гена позволяют изменить программу клеток взрослых мышей. Коррекция этой четверки заставляла их начисто забыть прошлое. Они превращались в стволовые, становились модулями. Уже в 2009-м полученный от пациента с болезнью Паркинсона образец кожи успешно превратили в нейрон, выделяющий гормон дофамин.

В последние несколько лет технология развилась настолько, что ее стали применять в смежных областях. Так, за счет индуцированных клеток выращивали ткани и моделировали нейроны мозга, выясняя, как вирус Зика влияет на микроцефалию плода. А в мае 2017 года журнал Nature рапортовал о том, что гемопоэтические клетки костного мозга наконец удалось получить из других типов биологического материала, что до этого считалось недостижимым ввиду большой сложности.

Как удается переформатировать генетический код? Иногда действуют так. Целевую клетку помещают в особую среду. Соседствующие с ней передают химические сигналы. После такого сеанса связи последовательности аминокислот корректируются, происходит откат назад, клетка становится стволовой. Коммуникация идет на языке транскрипционных факторов, то есть наборов белков, контролирующих активность генов. Частный успешный случай такого процесса — превращение внутреннего покрытия кровеносного сосуда в эритроцит.

Помимо описанного способа, есть еще один путь модификации. Перевоплощение происходит при помощи вирусов. Контактируя с целью, они способствуют экспрессии генов, вовлеченных в развитие эмбриона. Сформировавшись, гены запускают конверсию клетки в стволовую.