+6
Сохранить Сохранено 7
×

Как Госдума «сняла все озабоченности» в законопроекте о родных языках


Как Госдума «сняла все озабоченности» в законопроекте о родных языках

© duma.gov.ru

Переработанный законопроект о родных языках прошел основное чтение в нижней палате парламента.

Его первая редакция вызвала ряд критических отзывов со стороны национальных республик: возможность факультативного изучения региональных языков России по выбору родителей школьников была воспринята как угроза сохранению изучения родного языка в обязательной части образовательной программы для всех народов страны.

В итоге для доработки законопроекта в Госдуме была создана рабочая группа, которая вместе с представителями республик, Министерства просвещения России и Рособрнадзора представила на суд думского комитета по образованию и науке 27 поправок: большая часть предложений рабочей группы была поддержана и рекомендована к принятию во втором чтении.

В переработанной редакции принятого во втором чтении законопроекта установлено, что федеральные образовательные госстандарты «обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка».

По словам главы думского комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, модернизированная редакция законопроекта о родных языках «снимает все озабоченности, которые могли быть у кого бы то ни было в отношении этих поправок».

Все остается в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, обязательных для изучения в тех школах, где есть соответствующие программы, и в то же время дается возможность изучения русского языка в качестве родного языка по выбору родителей и законных представителей,— подчеркивал парламентарий в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации.

Парламентарий выделил формулировку законопроекта, закрепляющую за русским языком статус родного языка. При этом, такая формулировка не приведет к заявлениям родителей о том, что они не считают русский родным, так как русский язык является обязательным для изучения во всех школах страны, добавил Никонов.

Парламентарий напомнил, что в существующей образовательной системе есть пять образовательных линеек. Три из них вообще не предусматривают предмета «Родной язык» — все преподавание ведется на русском языке, а отличаются эти линейки либо количеством часов, либо количеством иностранных языков:

Есть линейка, которая является линейкой образования на родном языке, например татарском или башкирском. И есть еще одна линейка, в которой преподавание ведется на русском языке, но есть предмет, который называется «Родной язык». Вот возможность выбрать, какой язык является родным. Это прерогатива родителей, — цитирует Никонова ТАСС.

Таким образом, принятый вариант законопроекта не предусматривает отмену обязательного предмета «родной язык и литературное чтение на родном языке». Кроме того, документ предусматривает свободный выбор родного языка из числа языков народов РФ и государственного языка республики для изучения, осуществляемый родителями обучающихся начального и основного общего уровней образования.

Законопроект о родных языках призван отменить практику, при которой в рамках предмета «Родной язык» ученики были вынуждены изучать язык, который родным для них не является. Об этом в беседе с «Ридусом» заявил профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев.

По словам эксперта, закон исходит из приоритета прав человека, так как отменяет принуждение к изучению языков, которые люди не считают родными:

У нас были дискриминированы люди, которых обязывали учить неродной язык. Местные этнократические элиты всячески лоббировали эту историю: они не столько отстаивали права граждан своего этноса, сколько обязывали изучать свой язык представителями других этносов на их территории. Обязывать учить чужой язык только на основании того, что человек волею судеб переехал на ту или иную территорию — это нонсенс, как будто в другое государство переезжать. Государство у нас одно.

«Все это — отголоски 90-х годов, — продолжил Матвейчев. — Мы помним, как писались собственные конституции, как эти квази-государства „отвоевывали“ права на внешнюю политику и экономическую деятельность у федерального центра. Конечно, эти явления нужно было купировать».

Подобное мнение ранее озвучивал в беседе с «Ридусом» председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин, который также назвал сложившуюся ранее систему отголосками большого социально-политического процесса 90-х годов.

«В это время в целом ряде регионов России сложилась система этнократии, когда доминировали националистически настроенные группы, которые оказывали достаточно сильное влияние и давление на государственную власть в России. С приходом Владимира Путина шло последовательное разрушение этих этнократических режимов», — рассказал «Ридусу» эксперт.

Надо понимать, что их позиция — это не позиция примата прав и свобод граждан, которая является конституционной нормой, а примата прав этнических групп. Во-первых, они самозваные представители этих групп, потому что их подлинные представители таких требований не предъявляют. Во-вторых, сами национальные сообщества тоже не занимают такой позиции. Я как зампредседателя научного совета ВЦИОМ знаю реальное мнение: все поддерживают право выбора, право родителей решать проблему, — констатировал Дискин.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)