+10
Сохранить Сохранено 7
×

Как выглядит Южно-Сахалинск в не лучшее время года


Как выглядит Южно-Сахалинск в не лучшее время года

© uritsk.livejournal.com

Начало мая — не самое оптимальное время для путешествия на Сахалин, но кто сказал, что путешествовать обязательно надо только в «оптимальное» время года? 

Едва самолёт вынырнул из облаков, приближаясь к Южно-Сахалинску, стало ясно: синоптики не врут — над островом низкая облачность, сопки покрыты снегом. 

Мы конечно прекрасно знали, что на Дальнем Востоке сезон сдвинут относительно нашего на месяц (сентябрь там примерно соответствует нашему августу, а в начале мая весна только-только начинается) и соответствующим образом экипировались к поездке — но так хотелось увидеть внизу цветущий каштанами Киев или хотя бы начинающую зеленеть Москву… 

Но нет — чудес не бывает: Сахалин встречает заходящий на посадку борт заснеженными сопками.

© uritsk. livejournal.com

Сойдя с трапа самолёта, мы с Серегой невольно рассмеялись — лицезрение заснеженных сопок на пронизывающем ветру неизбежно пробуждает чувство юмора — «Вот энтузиасты — 7 мая на дворе, и куда мы прилетели!». Впрочем, именно в этом и есть самый кайф таких путешествий — пропустив по чашке кофе, садимся на маршрутку, и направляемся в центр города. 

Южно-Сахалинск сильно вытянут с севера на юг, и проспект Мира, главная улица города, словно ось, пронизывает его на всём протяжении. Выйдя там, где на взгляд кажется «поцентрее», понимаем, что угадали — по Коммунистическому проспекту, перпендикулярному проспекту Мира, направляемся к железнодорожному вокзалу.

Здание правительства Сахалинской области:

© uritsk. livejournal.com

А вот и площадь перед вокзалом, на которой, естественно, возвышается памятник вождю:

© uritsk. livejournal.com

Фонтаны перед вокзалом:

© uritsk. livejournal.com

Сахалинская железная дорога, как известно, ещё с японских времен узкоколейная. Изучаем расписание — два поезда в северную часть Сахалина до Ногликов, один чуть ближе до Тымовска и один до Томари.

© uritsk. livejournal.com

А теперь осталось только разобраться с гостиницей — ага, «Пасифик Плаза» на проспекте Мира. На вид классный отель — подойдёт! Таким образом, программа поездки постепенно прояснялась — сегодня знакомимся с Южно-Сахалинском, завтра — Корсаков, послезавтра — Холмск и западное побережье острова, плюс в один из ясных дней (если таковые конечно будут) — хорошо бы забраться вон на ту возвышающуюся над городом здоровенную сопку! Ну, а первым делом — в краеведческий музей, который нахваливали все бывавшие на Сахалине знакомые.

Проспект Мира:

© uritsk. livejournal.com

50 лет Октября — обожаю такие старые советские панно!

© uritsk. livejournal.com

Сахалинский краеведческий музей располагается в здании музея бывшего японского губернаторства Карафуто, построенном в 1937 году — в период, когда южная часть Сахалина принадлежала Японии.

© uritsk. livejournal.com

Русская пушка второй половины XIX века — такие пушки в том числе использовались и при обороне Порт-Артура в Русско-Японскую войну 1904−1905 годов:

© uritsk. livejournal.com

А теперь — ознакомимся с экспозициями музея более подробно. Первые стенды рассказывают о жизни и быте коренных народностей, населявших Сахалин — айнов (на юге острова) и нивхов (на севере):

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

…а также о растительном и животном мире острова — как бывшим…

© uritsk. livejournal.com

…так и нынешним:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

До середины XIX века права на остров не были закреплены в соответствии с нормами международного права. По Симодскому трактату (1855 г.) между Россией и Японией Сахалин был признан их совместным нераздельным владением. Неясность такого статуса была очевидна для обеих сторон, и по Санкт-Петербургскому договору 1875 года Россия получила в собственность остров Сахалин, взамен передавая Японии все северные Курильские острова. Свободное заселение Сахалина, богатого углем, рыбой, лесом, не состоялось по многим причинам: в силу холодного климата, отдаленности и отсутствия транспортного сообщения с материком. В период совместного российско-японского владения на побережьях острова были основаны русские военные посты Кусунайский (1857). Мануйский (1859), Корсаковский, Тихменевский (1869) и другие. Первые каторжане прибыли из Сибири на разработку угля в Дуэ в 1859 году. Спустя десятилетие в 1869 году Сахалин был официально объявлен местом каторги и ссылки уголовных, а позже и политических преступников. В период каторги (1869 — 1906) остров заселялся ссыльнокаторжными, ссыльнопоселенцами и добровольно следовавшими за ними семьями из разных концов Российской Империи.

Каторжан грузили на пароходы в портах и долгим путем через Суэцкий канал и Индийский Океан везли на Дальний Восток Российской Империи:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Для строительства сел и дорог, устройства сельскохозяйственных угодий каторжане расчищали тысячи гектаров леса, заготавливали древесину, в рудниках добывали уголь. В долинах строились русские села Мало-Александровка, Рыковское, Дербинское, Соловьевка, Мицулька, Владимировка и другие. Поселенцы выращивали злаковые и овощные культуры, занимались торговлей, обучением детей, лечением больных. На острове было основано три округа — Александровский, Тымовский и Корсаковский. Сахалин управлялся военным губернатором, канцелярия которого находилась в административном центре в посту Александровском, основанном в 1881 году. К концу XIX века многонациональное население острова составляло около 40 тысяч человек. В десятках стойбищ жили коренные народы севера — нивхи, айны, уильта (ороки), эвенки.

В это время, в 1890 году, остров Сахалин посетил А. П. Чехов:

© uritsk. livejournal.com

Во время Русско-Японской войны Сахалин был занят японскими войсками, численно значительно превосходившими оборонявшие остров русские воинские формирования. После поражения Российской Империи в Русско-Японской войне по Портсмутскому мирному договору южная часть острова Сахалин отошла к Японии — граница уступаемой территории прошла по 50 параллели северной широты.

Главный уполномоченный на переговорах в Портсмуте, председатель комитета министров С. Ю.Витте, «граф Полусахалинский», 1905 год:

© uritsk. livejournal.com

Работа разграничительной комиссии:

© uritsk. livejournal.com

Один из пограничных знаков — с южной стороны Япония, с северной — Россия:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Чертеж пограничного знака на 50 параллели:

© uritsk. livejournal.com

Вскоре после революции, в период с 1920 по 1925 годы, северная часть Сахалина была оккупирована японскими интервентами — таким образом, в течение пяти лет весь остров целиком находился в японском владении. Возвращение Северного Сахалина в состав Советского Союза состоялось в мае 1925 года после подписания Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией. Граница вновь прошла по 50 параллели, южная часть острова принадлежала Японии, а северная — СССР (в 1932 году в составе Дальневосточного края была образована Сахалинская область со столицей в Александровске).

На Южном Сахалине японское губернаторство Карафуто было учреждено в Одомари (Корсаков) 1 апреля 1907 года. В августе 1908 года военная и гражданская администрации переехали в новый центр Тоехара (село Новая Владимировка, ныне Южно-Сахалинск). В период колонизации была создана многоотраслевая экономика — рыбная, угольная, лесная и бумажная промышленности, на Южном Сахалине было построено 9 бумажных заводов, более 20 шахт, строились города и поселки, была создана сеть шоссейных и железных дорог, действовало паромное сообщение с островом Хоккайдо. Из Японии и Кореи по вербовке на Южный Сахалин привозили тысячи японских и корейских переселенцев. В 1941 году в губернаторстве Карафуто проживало около 400 тысяч человек: японцы, корейцы, айны, якуты, эвенки, нивхи, ороки, а также русские и поляки, оставшиеся здесь после Русско-Японской войны.

Курильские острова в то время также принадлежали Японии. Симодский мирный договор 1855 года установил границы между Россией и Японией на Курильских островах: Малая Курильская гряда, Кунашир и Итуруп отошли Японии, Северные острова оставались за Россией. По Санкт-Петербургскому договору 1875 года Япония уступала России свои права на Сахалин в обмен на все Курилы — японская колонизация Курильских островов продолжалась с 1875 по 1945 годы.

Стенды музея, рассказывающие о японском периоде истории Южного Сахалина. Железная дорога и мост на Маока (Холмск) в 1930 годы:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

1418 дней и ночей советский народ вел тяжёлую Отечественную войну с фашистской Германией. В армию было мобилизовано 16875 сахалинцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной против фашистов. В годы войны огромную роль сыграла сахалинская нефть, добывавшаяся на северной части острова, а также рыбные запасы Сахалина — Дальний Восток был главным поставщиком рыбной продукции для Красной Армии.

8 августа 1945 года СССР объявил войну милитаристской Японии — начались бои на Дальнем Востоке по освобождению Маньчжурии, Китая, Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов. Наступательная операция по освобождению Южного Сахалина началась 11 августа — в течение недели советские воины, неся значительные потери, отчаянно дрались на подступах к опорным пунктам в Котонском укрепрайоне. Одновременно подразделения Северной Тихоокеанской флотилии и 16 армии высадили военный десант на западное побережье острова. 15 августа был взят административный центр Карафуто — город Тойохара (Южно-Сахалинск). Бои за освобождение Курильских островов вели части Камчатского оборонительного района. Несмотря на трехкратное превышение сил противника, к исходу 23 августа 12 тысяч японских солдат и офицеров на острове Шумшу сложили оружие. 24 августа был разоружен гарнизон в Парамушире, затем заняты и остальные Курильские острова. Капитуляция Японии произошла 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури». Вторая мировая война закончилась.

Стенд, посвященный Второй мировой войне:

© uritsk. livejournal.com

Листовка 1945 года:

© uritsk. livejournal.com

2 февраля 1946 года была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края, а со 2 сентября 1947 года весь Сахалин и Курилы вошли в состав Сахалинской области, которая была выделена в самостоятельную область РСФСР.

1 мая 1946 года на площади Южно-Сахалинска:

© uritsk. livejournal.com

Японское население Южно-Сахалинска на митинге 1 мая 1946 года с муляжом тюленя. Лица не очень веселые…

© uritsk. livejournal.com

В июле 1946 года на Юге Сахалина проживало 305800 человек, из них 277600 японцев и 27000 корейцев. В декабре 1946 года между СССР и США была достигнута договоренность о репатриации японского населения из СССР. Для пополнения трудовых ресурсов правительством было организовано массовое переселение на Сахалин и Курильские острова жителей различных регионов.

В заключение мы посмотрели стенды, рассказывающие о послевоенном периоде Сахалинской области и нынешнем дне острова. Прибытие на Сахалин первого тепловоза «Советский комсомолец»:

© uritsk. livejournal.com

Паромная переправа Ванино — Холмск:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Первый рейс пассажирского дизель-электрохода «Приамурье» по маршруту Владивосток — Корсаков. Как жаль, что сейчас нет таких рейсов!

С начала 2000-х годов начался перевод Сахалинской железной дороги с узкой колеи на широкую.

Эксплуатационная длина железной дороги на 1992 год составляла 1072 км, на 2006 год — 804,9 км. Сокращение длины дороги происходило за счет закрытия малоиспользуемых участков: Дачное — Анива, Долинск — Стародубское, недавно была прекращена эксплуатация участка Холмск — Южно-Сахалинск. В настоящий момент основное направление Сахалинской железной дороги — Корсаков — Южно-Сахалинск — Ноглики и отходящая от нее в Арсентьевке ветка на западное побережье на Томари, Холмск и далее Невельск. Круглогодичной паромной переправой Холмск — Ванино Сахалинская железная дорога связана с материком.

Ну, а сегодняшний Сахалин — это в первую очередь колоссальные месторождения и нефтегазовые проекты Сахалин-1, Сахалин-2 и в перспективе Сахалин-3 по разработке и добыче нефти и газа для России и в очень большой части — на экспорт.

© uritsk. livejournal.com

Модель газовоза «Гранд Анива»:

© uritsk. livejournal.com

Проект Сахалин-2. Платформа «Моликпак» — первая морская нефтедобывающая платформа в России:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Выносное причальное устройство для отгрузки нефти возле нового терминала «Пригородное» близ Корсакова. Забегая вперед, скажу, что завтра мы этот «краник» увидим вживую.

© uritsk. livejournal.com

От краеведческого музея совсем недалеко до Площади Славы, где горит Вечный огонь и находится монумент советским воинам, павшим за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. По дороге проходим мимо Дома Офицеров, во дворе которого обнаружился Су-15 и другая военная техника:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Еще одно дивное советское панно — «Восток-5» и «Восток-6»: Быковский и Терешкова в космосе!

© uritsk. livejournal.com

А вот и Площадь Славы:

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Согласно прогнозу Гидрометцентра, на другой день должно было распогодиться — и действительно, с самого утра на улице светило столь долгожданное солнышко. Что же — значит судьба всё-таки нам увидеть Сахалин при солнечном свете! Воспользовавшись погожим деньком, мы в первую очередь решили взобраться на сопку Большевик, вершина которой возвышается прямо над самым центром Южно-Сахалинска.

Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска:

© uritsk. livejournal.com

Наш отель — «Пасифик Плаза»:

© uritsk. livejournal.com

Новые кварталы Южно-Сахалинска:

© uritsk. livejournal.com

Ещё пара фотографий Площади Славы — солнечным днём.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

От мемориального комплекса начинается дорога вверх на сопку, к горнолыжной базе «Горный воздух». Извиваясь словно гигантская змея, дорога все выше и выше поднимается по склонам сопки. Чем выше, тем больше снега вокруг — сначала только в прогалинах, потом всё больше и больше у обочины дороги. Вскоре оказываемся у ворот горнолыжной базы, расположенной примерно на середине горы. Отсюда уже очень красиво, но дальше дороги нет — только крутой склон, покрытый снегом.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Идём дальше по заснеженному склону.

© uritsk. livejournal.com

Наконец, вот и вершина — панорама Южно-Сахалинска и окрестностей просто захватывает дух!

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

На вершине горы даже обнаружился бар — естественно, в несезон закрытый.

© uritsk. livejournal.com

Но бар не работал — а на вершине горы, кроме двух москвичей и паренька-сахалинца, был замечен только сторож подъемника да высокогорная кошка, которая долго просилась зайти к этому самому сторожу на кусок колбасы (надо признаться, в конце концов, ее старания увенчались успехом).

9 мая — а тут совсем еще зима…

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Мы сделали это!!!

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+10

 

   

Комментарии (0)