+1
Сохранить Сохранено 7
×

Куда делись более 3 трлн рублей из бюджета РФ


Куда делись более 3 трлн рублей из бюджета РФ

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Только за семь месяцев нынешнего года россияне воспользовались разнообразными льготами на сумму в 3,095 триллиона рублей.

Эта сумма подсчитана как совокупная величина налоговых льгот, сборов и таможенных платежей, предоставленные российским налогоплательщикам в качестве государственной поддержки.

Суммы таких налоговых расходов, по оценке Минфина, будут расти: с 1,9 трлн рублей в 2015 году до 3,361 трлн рублей в 2021 году.

Одна лишь программа развития Крымского федерального округа на период до 2020 года предусматривает предоставление налоговых льгот и преференций на общую сумму менее 400 млн рублей в год.

Но это — ничто по сравнению с расходами на пенсионное обеспечение россиян, которое по итогам 2018 году составят 7,15 трлн рублей.

Если бы у бабушки были яйца

Тем не менее, «раздать» эти деньги гражданам невозможно даже в теории, объясняет президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов.

Цифра в три триллиона выглядит, конечно, «устрашающе», но дело в том, что это деньги полностью виртуальные, их невозможно перевести в кэш, чтобы выплатить конкретным гражданам. Это триллионы рублей, которые могли бы быть получены при определенных условиях, но опять же, это из серии «если бы да кабы», — сказал он «Ридусу».

Львиную долю этих астрономических сумм составляют не льготы пенсионерам за проезд в общественном транспорте, а налоговые льготы компаниям и особые инвестиционные режимы. То есть три триллиона, озвученные Минфином — это те деньги, которые могли бы быть получены в бюджет, если бы таких льгот и режимов не предоставлялось.

Но в этом случае, скорее всего, эти компании просто не смогли бы работать. Возьмите, к примеру, проект «Ямал-СПГ» в Арктике. Государство ничего не получает от работы этого консорциума. Вот если бы оно получало, тогда в бюджет поступило бы столько-то сотен миллиардов рублей. Но суть как раз в этом «если», — подчеркивает Ремезов.

Условность этих астрономических сумм как раз и состоит в их фантазийности — потому что в стандартном налоговом режиме (при которых эти триллионы можно было бы пощупать) такие компании не смогли бы давать никакую прибыль, и соответственно, отчислять никаких налогов.

Правительство для того и предоставляет те или иные налоговые льготы, чтобы стимулировать конкретные сектора экономики или конкретные проекты. По этой причине подсчеты Минфина, сколько денег можно было бы получить, если бы этих льгот не было, в точности повторяет анекдот о человеке, который сэкономил три копейки, потому что бежал за трамваем — а мог бы сэкономить в сто раз больше, если бы бежал за такси.

Налоговый ЧМ по футболу

Любого министра финансов можно разбудить среди ночи, и первое, что он скажет, будет «денег в бюджете не хватает», — говорит главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов.

Минфину надо где-то найти те 8 триллионов рублей, которые необходимы до 2024 года для исполнения новых «майских указов» президента. Хорошо, половину этой суммы получат за счет повышения НДС. А вот где взять вторую половину — пока непонятно, и Минфин ищет все возможные — а в данном случае и теоретические — способы найти источники денег. Урезать какие-то налоговые льготы — это в итоге будет означать то же самое, что ввести новые налоги, — сказал «Ридусу» эксперт.

Поэтому Минфин намекает правительству, что какие-то компании слишком вольготно себя чувствуют, платя налоги по льготной ставке, и что было бы неплохо отменить дифференцированный подход к налогообложению хозяйствующих субъектов. Однако такой «социалистический» подход для правительства в текущих условиях вряд ли применим, считает Миронов.

Налоговые льготы для ряда компаний и секторов вводились в годы «нефтяного Эльдорадо», когда правительство могло себе позволить дать им префренции в обмен на опережающие темпы развития. Это привело к тому, что за эти годы ряд компаний и секторов привыкли работать в бархатных условиях, и если сейчас их налоговых льгот лишить, они просто не выживут, — подчеркивает он.

Это, в первую очередь, сельское хозяйство и ряд обрабатывающих отраслей — которые при «честной игре» с иностранными конкурентами быстро вылетят в трубу — или, говоря футбольным языком, из борьбы за кубок. Именно поэтому правительство своей фискальной политикой играет ту же роль, какую на футбольном поле играет необъективный судья, закрывающий глаза на фолы и оффсайды одной из команд.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 09 июля 2018

    Измерять неизмеряемое - любимое занятие квазиэкономистов ВШЭ. Главное при этом - делать умное лицо. Поскольку никто ничего не понимает, а показать неосведомленность бояцца (вопросы потери статуса на иерархической лестнице), то Вы можете прослыть экспертом. Да. Учитесь. . Грибы.

    Ответить
    0 +