+2
Сохранить Сохранено 7
×

Путешествие на скрытый от людских глаз нефтедобывающий завод «Роснефти»


Путешествие на скрытый от людских глаз нефтедобывающий завод «Роснефти»

© russos.livejournal.com

Если отправиться в тундру на край Земли, то можно ощутить всю мощь природы: кажется, что вокруг тебя Белое Ничто (если поехать летом — Зеленое). Конкретней? По карте — Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа, 340 километров на север от Нового Уренгоя. До поселка Тазовский (ближайший оплот цивилизации) — целых 136 километров. 

Погода в этих местах суровая. Зимой — арктическая стужа, а летом — палящая жара и надоедливые мошки-гнусы. К тому же, дуют сильные ветра. Местное население — ненцы — занимаются оленеводством. В общем, дикая природа. Однако геологи нашли здесь нефть, и появился уголок цивилизации — Восточно-Мессояхский промысел. 

Инфраструктура месторождения была выстроена за три года с применением передовых технологий разработки залежей. В настоящее время промысел — один из самых сложных, интересных, труднодоступных и технологичных. Самый северный из нефтяных на российской суше. Этот уникальный проект объединил усилия и ресурсы двух крупнейших нефтяных компаний — «Газпром нефти» и «Роснефти».

Небольшой экскурс в историю: еще в первой половине ХХ века никто и не предполагал наличия в Сибири нефти и газа. Основным местом нефтедобычи в то время был район под Баку. Первым, кто высказал догадку о наличии нефти к востоку от Волги и допустил вероятность успешных поисков в районе Западно-Сибирской низменности, был академик Иван Губкин. Его усилиями были организованы поисковые работы, которые подтвердили предположения академика.

Уже в 1948 году министр геологии Советского Союза Илья Малышев утвердил решение о начале геологоразведки в Западной Сибири. Разведочные работы постепенно продвигались на север, и 21 сентября 1953 года на буровой недалеко от деревни Березово (Ханты-Мансийский АО) произошел мощный выброс природного газа. После этого поиск стали вести более интенсивно. Следующий успех пришёл уже в 1959 году. Поисковая скважина №6 (интересная деталь: по ошибке она была пробурена примерно в 2 километрах от изначально запланированного места) вскрыла большой нефтегазоносный пласт возле села Шаим к северу от Тюмени. А вскоре открытия пошли по нарастающей: Западно-Сургутское, Мегионское, Усть-Балыкское, Пунгинское и другие месторождения появились на карте страны в течение нескольких лет.

После нового штурма крайнего Севера в 1964 году были открыты новые месторождения: легендарное Самотлорское и множество других, и все — с огромными запасами полезных ископаемых: Уренгойское, Надымское, Ямбургское…

Но слишком далеко на север нефтяники все же не заходили. Проблема заключалась даже не в отсутствии технологий, необходимых для эффективной добычи ценного сырья. Дело было в другом: не существовало способов транспортировки сырья к потребителю, ведь в арктической тундре не было ни дорог, ни трубопроводов. Строительство транспортных коммуникаций с нуля — дело невероятно дорогое, поэтому разработку арктических залежей нефти отложили на будущее, ограничившись разведкой. Час заполярных месторождений Ямала пробил с началом нового тысячелетия, когда объем добычи на западносибирских промыслах стал неуклонно сокращаться. 

Группа Мессояхских месторождений (Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское) была открыта еще в 80-х, но отсутствие технологий и транспортно-промышленная автономия территории притормозили разработку нефтяных залежей. В 2010 году государство заявило о своей заинтересованности в разработках. Программа комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 года, выпущенная Минэнерго России, дала жизнь нескольким новым нефтегазовым проектам, среди которых — проект «Мессояхи». 

В 2013 году была сформирована концепция разработки Восточно-Мессояхского месторождения, спроектированы ключевые объекты инфраструктуры. А уже в 2014 началось масштабное строительство. На площади в 70 квадратных километров были возведены крупные объекты: газотурбинная электростанция, центральный пункт сбора нефти и вахтовый жилой комплекс. Углеводороды Восточной Мессояхи поступают в магистраль Заполярье–Пурпе по напорному нефтепроводу. На территории Пякяхинского месторождения построен приемо-сдаточный пункт.

Пора лететь на Мессояху!

1. Как я уже рассказывал, месторождение находится в условиях практически полной автономии. Главный транспорт — вертолет. Зимой открываются временные автодороги.

© russos.livejournal.com

2. По зимнику за сезон перевозят сотни тысяч тонн грузов для промысла. Людей же на Мессояху доставляют преимущественно по воздуху. Два с небольшим часа дороги пролетают быстро: рассматриваем в иллюминатор черно-белые иероглифы тундры. Чем не медитация?

© russos.livejournal.com

3. Под снегом можно разглядеть протоки и старые русла рек. Озера можно распознать по большим белым полям.

© russos.livejournal.com

4. Но примерно половину маршрута под нами проплывает бескрайнее белое пространство, лишь иногда его рассекают нитки нефтепроводов или зигзаги зимников.

© russos.livejournal.com

5. Подлетаем к Мессояхе. Командир вертолета при заходе на посадку делает облет месторождения — знаменитый арктический промысел как на ладони. На этом фото — корпуса АБК — администрация, общежитие, столовая, спортзал и прочие административно-бытовые здания. Мы там еще побываем.

© russos.livejournal.com

6. Посадка! Выгружаемся и идем на контроль. Борт принимает вахтовиков и тут же взлетает. Спасибо авиакомпании «Ямал» за полет!

© russos.livejournal.com

7. На Мессояхе (впрочем, это касается всех месторождений и буровых платформ) установлены строжайшие правила безопасности и сухой закон. Каждый прилетающий на промысел вне зависимости от статуса проходит досмотр, проверку базовых параметров здоровья и алкотест. 

Тут же на КПП — обязательный инструктаж по производственной безопасности — первый, но далеко не последний на ближайшие несколько дней. К теме безопасности отношение здесь очень трепетное. Для новичка оно может показаться даже чрезмерным. Кругом — плакаты, вдоль дорог — баннеры и растяжки, на телепанелях — ролики с инструктажами, призывающие соблюдать правила. 

Не забываем, что это автономная вахта, где работает около 4 тысяч человек — сотрудники «Мессояханефтегаза» и подрядчики. Дисциплина должна быть железная. На таких удаленных объектах проще изначально не допустить травмы, чем потом лечить сотрудника или вывозить на большую землю. К различным аспектам безопасности я еще вернусь по ходу своего рассказа, но три самых главных греха для гостя Мессояхи таковы: не пристегнуться в машине, на лестнице — не держаться за поручни или разговаривать по телефону, появиться на производственном объекте без полного набора СИЗов (спецодежда, каска, очки, перчатки). 

Оставил перчатки в машине, потому что неудобно вести съемку? Значит, съемки не будет.

© russos.livejournal.com

8. В день прилета было солнечно, у меня даже лицо загорело, но, как потом сказали местные ребята, на месторождении всего лишь 28 ясных дней в году. Так что мне, можно сказать, повезло. По дороге на главный объект промысла — ЦПС — заезжаем на буровую, и сразу — такая удача. Про буровиков сделаю отдельный материал — фотографий и впечатлений более чем достаточно!

© russos.livejournal.com

9. А вот и Центральный пункт сбора нефти — ЦПС. Сырье сюда поступает по трубопроводам с кустов скважин. Естественно, все коммуникации находятся на поверхности. В вечную мерзлоту ничего закапывать нельзя.

© russos.livejournal.com

10. Центральный пункт сбора нефти — это огромный «завод», где нефть со скважин проходит очистку и подготовку. Попутный газ, который идет вместе с нефтью, в дальнейшем используется для работы ГТЭС, печей, в которых подогревается нефть, для нужд промысла. Сейчас на месторождении строится компрессорная станция, где газ будет проходить подготовку перед транспортировкой и закачкой в пласт на Западной Мессояхе.

© russos.livejournal.com

11. Ночью ЦПС выглядит еще эффектнее, чем днем.

© russos.livejournal.com

12. Пункт учета нефти. В этой «загогулине» считается нефть, прошедшая через неё.

© russos.livejournal.com

13. Блок подогрева нефти. Мессояхская нефть — вязкая и холодная, пластовая температура состовляет около +16°С. Первые притоки вообще были в виде желе, цвета и консистенции вареной сгущенки. Чтобы с нефтью можно было что-то сделать, ее подогревают. Горелки питаются попутным газом. Белый «павильон» — местное изобретение. Там находятся воздухозаборники. Без защиты их забивало снегом, и печи останавливались. Теперь метели больше не проблема.

© russos.livejournal.com

14. Десятитысячные резервуары для товарной нефти. Еще два остались за кадром: один действующий, второй строится.

© russos.livejournal.com

15. Насосы для перекачки готовой товарной нефти. Производительность — 300 кубов в час.

© russos.livejournal.com

16. И снова про безопасность. Это противопожарный комплекс, всевозможные датчики, автоматические системы управления и еще много чего.

© russos.livejournal.com

17. Естественно, все оборудование находится во взрывозащищенных корпусах.

© russos.livejournal.com

18. Мастер Евгений Айдагулов руководит работой бригады и контролирует ведение технологических процессов на ЦПС.

© russos.livejournal.com

19. Центр управления пунктом сбора: сюда поступает вся оперативная информация с объекта.

© russos.livejournal.com

20. Начальник цеха подготовки и перекачки нефти Сергей Тушев. Говорят, хороший наставник — молодые специалисты под его руководством часто берут призовые места на конкурсах «Лучший по профессии».

© russos.livejournal.com

21. Раз стоит такая прекрасная погода и виден огненный закат, пропускать ночные съемки никак нельзя. Благо, уже почти начался полярный день. К слову, примета про связь красного ночного неба и сильного ветра в следующие сутки оправдала себя в полной мере. К утру на Мессояхе поднялась сильная метель. Приметы – они и в Арктике приметы!

© russos.livejournal.com

22. Это — технологические сети, по ним сырье перемещается между объектами подготовки нефти. Общая протяженность этих труб — порядка 116 километров!

© russos.livejournal.com

23. Товарный оператор ЦПС Иван Калиман.

© russos.livejournal.com

24. Со стороны заката ночи как таковой нет. Просто сумерки.

© russos.livejournal.com

25. Принято считать, что нефть — это черная маслянистая жидкость. На самом деле «черное золото» может быть коричневым, вишневым, зеленым, желтым и даже прозрачным. Основной фактор, который определяет цветность нефти, — компонентный состав. Красящим веществом являются смолы и асфальтены. Каждая нефть уникальна, ведь это смесь индивидуальных углеводородов и других соединений, процентное содержание которых может варьироваться в зависимости от местности, глубины ее залегания, особенностей формирования пласта и т.д. Обычно бывает так: чем больше в нефти легких фракций, тем она светлее. На фотографии — образцы нефти, которая добывается на Восточной Мессояхе. Оранжевая богата бензино-керосиновой фракцией и, как следствие, имеет меньшую плотность, чем, допустим, коричневая или черная нефть. Этот «фреш» добывают на глубине около 3 километров!

© russos.livejournal.com

26. Естественно, на Мессояхе есть лаборатория, где проводят испытания нефти и проверяют ее соответствие заявленным параметрам. На фото — лаборанты Любовь Борлак и Анастасия Липова.

© russos.livejournal.com

27. С ЦПС готовая товарная нефть по 98-километровому напорному трубопроводу идет на приемо-сдаточный пункт со скоростью 2,5 км/ч, оттуда попадает в магистраль Заполярье-Пурпе, а потом отправляется потребителям. Мощность — 6 миллионов тонн в год. Во избежание растепления вечномерзлых арктических грунтов трубу поставили на опоры. Видите участок, который поднимается над тундрой? Эта арка сделана на месте традиционных оленьих троп, чтобы технологии не вводили в стресс коренных обитателей тундры.

© russos.livejournal.com

28. По такому свайному принципу построены все объекты на Мессояхе. Одна только забивка свайных полей, выравнивание и подъем грунта заняли у разработчиков месторождения почти полтора года. Уровень засыпки достигал 8 метров – такой вот слоеный пирог для защиты вечной мерзлоты от оттаивания.

© russos.livejournal.com

29. А теперь посмотрим на самую северную материковую ГТЭС в России. Громадина весом в несколько тысяч тонн тоже стоит на сваях!

© russos.livejournal.com

30. Газовый участок станции — здесь идет подготовка газа (повышение давления) для турбин.

© russos.livejournal.com

31. Мощность газотурбинного комплекса — 84 МВт, этого бы хватило, чтобы обеспечить энергией, например, Салехард.

© russos.livejournal.com

32. Машинист компрессорных установок 5 разряда Фарид Кульмаметьев.

© russos.livejournal.com

33. Заполярная электростанция состоит из 73 объектов, главные из которых — шесть газотурбинных агрегатов мощностью 14 МВт каждый.

© russos.livejournal.com

34. Газовая турбина.

© russos.livejournal.com

35. Как я и говорил, ночью на Мессояху пришла метель. На фото — административный комплекс. Вахтовики работают здесь допоздна — окна горят всю ночь.

© russos.livejournal.com

36. Но большинство рабочих вечером отдыхает. В вахтовом городке есть своя библиотека, бильярд и даже бани! Сегодня на месторождении работает порядка 4 тысяч сотрудников предприятия и подрядных организаций.

© russos.livejournal.com

37. Временный спортивный зал. Когда я там снимал, новый социально-бытовой комплекс готовился к сдаче в эксплуатацию.

© russos.livejournal.com

38. В новом соцблоке будет просторная столовая, зона медицинского обслуживания с терапевтическими, стоматологическими, хирургическими кабинетами, аптекой, мультифункциональным спортивным комплексом. Здание социально-бытового комплекса станет самым большим и укомплектованным в радиусе ближайших 400 километров. А пока работники «Мессояхи» тягают железо в надувном спортзале — вес гантелей от этого не меняется.

© russos.livejournal.com

39. На следующий день погода меняется каждые два часа. Метет. Но водители прекрасно ориентируются в этом «молоке». Автопарк здесь огромный, машины — самые разные. Но можно быть уверенным: в каждой из них и водитель, и пассажиры будут пристегнуты. Иначе никак: север ошибок не прощает.

© russos.livejournal.com

40. В местной столовой встречаем ненца Володю. В этот день мы как раз собирались на стойбище, он решил доехать с нами. Кормят на Мессояхе безумно вкусно и очень дешево! Например, обед из трех блюд + два компота + вкусняшка – около 150 рублей. Понятно, что львиную долю расходов в вопросах питания берет на себя работодатель – реальная себестоимость продуктов, завезенных вертолетами в тундру, наверняка отличается от той цены, что вахтовики платят на кассе.

© russos.livejournal.com

  41. Трэкол — отличная штука для езды по снегу в тундре.

© russos.livejournal.com

42. На севере плохие люди не приживаются. Например, мы остановились, чтобы поснимать Белое Ничто, а проезжавшая мимо машина притормозила: у вас все в порядке? По-другому нельзя. Особенно на зимниках.

© russos.livejournal.com

43. «Челябинец», убедившись, что все нормально, уехал в пургу по своим делам дальше. Ну да, олени, а что такого? Для тех, кто работает на Мессояхе, олени — не экзотика, а соседи по Арктике.

© russos.livejournal.com

44. Про жизнь и уклад местного населения у меня будет отдельный пост. Я был в самом настоящем, а не образцово-показательном, стойбище. Но один портрет, сделанный в тундре, я покажу сейчас — считайте это спойлером.

© russos.livejournal.com

45. Несколько прекрасных дней в чудесной компании прошли, пора возвращаться. Обратно улетаем с UTair.

© russos.livejournal.com

46. Огромная благодарность вахтовикам «Мессояхи» за чудесную компанию. Спасибо «Газпром нефти» и «Роснефти» за самое северное материковое месторождение России. Будете открывать в Арктике новые промыслы — зовите в гости!

© russos.livejournal.com


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (1)

  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 05 июня 2018

    Нам матерьял понравился. В нём вообще ни капли брехни не обнаружывается. . Грибы

    Ответить
    0 +