Психологи объяснили, как говорить с ребенком на сложные темы

В Международный день защиты детей психологи рассказали ТАСС об ошибках, которые совершают взрослые при общении с младшим поколением. Кроме того, специалисты поделились рецептами, как правильно говорить с ребенком на сложные темы, а также поведали, почему оценка ЕГЭ зависит не только от знаний ученика, но и от его родителей.

При регулярном общении с родителями ребенок может избежать многих подростковых проблем, которые возникают во взаимоотношениях со сверстниками, в учебе и вопросах личного пространства, уверена главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова.

«Однако общение дома сегодня сводится к минимуму, потому что родители устают на работе, а общение с ребенком требует сил, выслушивания вещей, которые взрослому уже, наверное, не так интересны. У всех разные отговорки. Они предпочитают сидеть в социальных сетях, а не разговаривать или играть с детьми», — отметила Портнова.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Юлия Кочетова в свою очередь сообщила, что количество времени, проведенного с ребенком, не так важно, как его качество.

Значительно важнее доверительные взаимоотношения, в которых ребенок выступает для взрослого как равный собеседник с правом на собственную позицию. И если ребенок, пусть и не так часто, обращается к вам в надежде, что вы его выслушаете и поможете, то это хороший признак того, что ваши взаимоотношения складываются благополучно, — сказала Кочетова.

По ее мнению, одной из типичных ошибок при выстраивании диалога с ребенком является неумение родителей учитывать возрастные особенности своих детей: «Например, подросткам нужно больше личного пространства и независимости, чем детям других возрастов. Если он не идет на контакт сам, то не пытайтесь навязать себя».

Еще Кочетова обратила внимание, что с появлением интернета ребенок может встретиться с так называемыми сложными темами.

«Вопрос заключается в том, что необходимо делать, если информация, с которой столкнулся ребенок, негативно повлияла на его эмоционально-психическое состояние. Если вы видите, что это вызвало удивление, ужас, тревогу или непонимание, стоит включиться и поговорить об этом», — полагает эксперт.

Ребенку интересно все то, что его окружает, что он сам не может объяснить, исходя из своего практического опыта. На такие вопросы мы можем легко отвечать, рассказывая о реалиях нашей жизни. Совсем по-другому стоит строить диалог, если перед ребенком встал вопрос, вызванный конкретным жизненным событием, например смерть бабушки, — заявила Юлия Кочетова.

Она подчеркнула, что самое главное в разговоре с ребенком на «сложные» темы — это честность.

«Очень часто мы сообщаем ребенку те причины смерти, которых не существует, например что бабушка „устала“, „отправилась в лучший мир“. Ребенку такие вещи кажутся нечестными и неправильными, поскольку он мог помочь бабушке, попросить ее отдохнуть и прочее», — указала эксперт.

Анна Портнова затронула и тему экзаменов. Она советует родителям относиться к ЕГЭ не как к самому главному в жизни ребенка. «Важно помнить, что это сложный период для ребенка, его не нужно стращать. Не нужно говорить, что если он не сдаст ЕГЭ, то пойдет мести улицы. Наоборот, его стоит поддержать словами, что его любят независимо от результата», — говорит Портнова.

«Перед ЕГЭ родители и учителя детей очень накручивают, говорят, что это чуть ли не самый важный момент в их жизни, тогда как их жизненный опыт не позволяет понять обратное. И в итоге, к сожалению, очень часто происходят нервные срывы», — добавил руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.

День защиты детей был учрежден в 1949 году в Париже Международной демократической федерацией женщин. А впервые он отмечался в 1950-м.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)