+7
Сохранить Сохранено 7
×

Госдума может запретить импорт батареек


Госдума может запретить импорт батареек

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Госдума предложила запретить импорт продукции, в результате использования которой образуются опасные отходы, для которых не имеется технологии по их обезвреживанию или утилизации в России.

В России сейчас работает только одно предприятие, занимающееся переработкой отходов 2-й категории опасности. Оно расположено в Челябинске.

Если инициатива примет форму закона, на ее реализацию, по оценкам специалистов, понадобится около 230 млрд рублей, из них 70 млрд рублей — из бюджета.

Если я заменю батарейки

Инициатива Госдумы в том виде, как она изложена, пытается решить проблему не с того конца, сказал «Ридусу» основатель межрегионального экологического движения «Мусора больше нет», автор книги «Путь в чистую страну» Денис Старк.

«Простым запретом на импорт продукции, превращающейся затем в опасный мусор, проблема не решается ни на йоту. Хотя бы потому, что ряд категорий товаров, представляющих экологическую опасность после их превращения в отходы, в России или вообще не производится, либо производится в недостаточных объемах для покрытия потребностей рынка», — оценил он предложение законодателей.

Самым массовым таким загрязнителем окружающей среды, который почти на сто процентов завозится в Россию из-за рубежа, являются обычные бытовые батарейки и, в меньшем объеме, автомобильные аккумуляторы. Поэтому именно эти товары в первую очередь могут «попасть под нож» законодателей (видимо, их собственная бытовая электроника и гаджеты работают на экологически чистых угле или дровах).

При этом практически нет каких-то бытовых отходов, которые невозможно безопасно утилизировать в России, — это вопрос не отсутствия технологий, а отсутствия денег на глубокую переработку твердых бытовых отходов (ТБО), подчеркивает эксперт.

«Госдума в данном случае ломится в открытую дверь. Правильным подходом будет не запрещать ввоз трудноутилизируемой продукции, а обязать импортера оплачивать переработку ее отходов. Причем совершенно не нужно изобретать что-то новое: сама же Госдума ранее приняла федеральный закон № 98 „Об утилизационных сборах“, но, видимо, депутаты об этом забыли», — полагает Старк.

Узким горлом на пути утилизации опасных ТБО является не отсутствие технологий и даже не деньги, а логистика: каким образом собирать такие отходы на местах и как отправлять их на перерабатывающие предприятия.

Россия ежегодно производит почти 60 млн тонн мусора, что равняется 1/8 массы всех живущих на Земле людей. Количество нелегальных свалок превышает количество легальных. 90% всех отходов отправляется на помойки и лишь около 10% перерабатывается или сжигается,данные WWF.

Не на предприятия, а на предприятие, — уточняет эксперт.

«На всю Россию только одно предприятие занимается утилизацией тех же батареек, аккумуляторов и ртутных ламп — это завод „Мегаполисресурс“ в Челябинске. Его мощностей пока хватает, чтобы переработать поступающие объемы отходов. Проблема, опять же, находится на противоположном конце цепочки: кто будет оплачивать доставку? Сейчас только несколько компаний собирают отработанные батарейки и аккумуляторы в „промышленных масштабах“ и организуют перевозку их на „Мегаполисресурс“. В подавляющем же большинстве случаев такие отходы в лучшем случае захораниваются на специальных полигонах, например „Красный Бор“ под Петербургом. В худшем — захораниваются вместе с обычными ТБО», — говорит он.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Думай экологично

Утилизация опасных отходов в данное время в России никому не приносит прибыли, и ею занимаются только те компании, которые ощущают свою социальную ответственность, говорит официальный представитель «Мегаполисресурса» Татьяна Якутова: «Цепочка, по которой использованная батарейка попадает на наш завод в Челябинске, достаточно длинная и потому затратная. Сначала батарейки собираются в контейнерах — например, в магазинах ИКЕА, „Лента“, OBI, Metro. Раз в году мы эти контейнеры у них забираем и везем непосредственно в Челябинск».

Поскольку упомянутые в проекте Госдумы отходы относятся ко второму классу опасности, даже на простую их транспортировку к месту переработки требуется лицензия, которая сама по себе стоит денег для компании-перевозчика. Не говоря уже о том, что везти контейнеры в Челябинск из, к примеру, Владивостока вылетает в копеечку.

Компания с 2004 года принимает бытовые и промышленные батарейки, фотоотходы и электронный лом со всей страны (300 пунктов сбора), а также дальнего и ближнего зарубежья. Технология рециклинга позволяет перерабатывать такие отходы с эффективностью 94,4%,утверждает сайт ГК «Мегаполисресурс».

Именно по этой причине «Мегаполисресурс» и выбрал местом утилизации Южный Урал — как точку, географически примерно равноудаленную от любого региона России, говорит Якутова.

«С финансовой точки зрения заниматься этим не выгодно никому — ни нашим партнерам, ни нам самим. До сих пор поэтому этой работой занимаются только самые законопослушные бизнесы, так как просто захоранивать опасные ТБО по закону нельзя», — напоминает она, добавляя, что переработка на челябинском предприятии станет коммерчески окупаемой, только когда объемы принимаемых отходов будут в десять раз больше нынешних.

По вышеупомянутому закону 98-ФЗ, с 2019 года ретейлеры будут обязаны оплачивать утилизацию до 10% стоимости проданных «опасных» товаров.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (0)