Константин Долгов

Политический эксперт

Политический эксперт, консультант. Директор Центра евразийской интеграции. Экс-спикер Министерства иностранных дел ДНР.

Все статьи автора
автор

Захват Украиной судна «Норд»: что делать России?

312815

Несмотря на то, что типично пиратская выходка украинских пограничников в отношении команды и капитана «Норда» была вполне ожидаемой, она определённо вывела Украину на новый уровень международного позора. Ожидаемой была, конечно, не конкретно эта выходка: просто от сегодняшней Украины ожидать можно чего угодно.

Что ж, это провокация, причём однозначно целенаправленная и подготовленная. Задержание экипажа и последовавший за ним арест капитана — ход настолько же наглый, насколько и беспроигрышный. Судно крымское, а в мире Крым считают украинским; моряки до 2014 года были украинскими гражданами, а российские паспорта, выданные в Крыму, Украина не признаёт; капитан оказался материковым россиянином, и потому немедленно был арестован за нарушение морской границы. Если исходить из логики «оккупированного» Крыма — а именно из неё исходит большинство западных государств, — то всё законно. Если же исходить из фактов, то мы имеем дело с наглым, демонстративно наглым пиратством, наносящим прямой ущерб российским гражданам, а в данный момент попросту представляющим опасность для жизни и здоровья конкретных граждан.

После того, как капитана «Норда» освободили в зале суда, многие сочли это концом сюжета. Мол, всё, дали укры заднюю, сработали негласные договорённости, всё нормализовалось. Потом капитана арестовали на два месяца, и после недолгого ошеломления зазвучали совсем иные слова.

А я считаю, что даже если в результате негласные договорённости сработают, ничего хорошего в этом не будет. Во-первых, никаких негласных договорённостей в таком деле быть не должно. История ведь сразу, целенаправленно, была выведена на публичный уровень. Украинская сторона сразу всё делала демонстративно, напоказ, что называется, «нарывалась». А в этой ситуации любые негласные договорённости — это уступка, а не инструмент решения проблемы. Неслучайно мне, да и многим другим, в самом начале истории вспомнились сомалийские пираты — а ведь с ними тогда не церемонились. Пришлось не церемониться, потому что никакие пассивные, охранные меры эффекта не давали. А здесь у нас в центре Европы возникает типичная пиратская опухоль, а мы с ней договариваемся. Неуместно.

Во-вторых, договорённости потому и негласные, что их никто не записывает. А, значит, ничто не мешает украинским пограничникам и СБУ захватывать и следующие суда. И поступать с ними точно так же. Потому, что негласные договорённости действуют только с теми, кто сохранил договороспособность. Хотя бы негласную. А это точно не о сегодняшних украинских властях и силовиках. Ведь «спикер» их Погранслужбы заявил совершенно однозначно: Украина будет задерживать все суда, если они не будут согласовывать с Киевом свой выход из портов Крыма.

И с учётом этих недвусмысленных обстоятельств мне кажется очевидным: у России есть только один вариант решения этой проблемы. Столь же однозначный, как вышеприведённое заявление «спикера». Само решение заключается в том, что Украина просто не должна иметь самой возможности задерживать российские суда. А механизмы реализации этого решения могут быть различными. Самый очевидный механизм — это Черноморский флот. И даже не в качестве охраны для каждого судна, а в качестве полного контроля водного пространства в Азове. Причём контроль может из охранительного легко перерасти в запретительный: можно просто закрыть для украинских судов Азов, как предложил недавно Евгений Попов. Отпустят моряков — тогда выдержать паузу, и лишь потом разрешить судоходство.

Есть и другие механизмы, юридические. Похищение судна и удержание экипажа — это терроризм и захват заложников. Да, из-за непризнанного статуса Крыма Киев имеет массу возможностей на уровне международного законодательства опровергнуть такое определение. Но как это мешает, во-первых, постоянно «доставать» всяческие международные инстанции исками (просто чтобы не забывали о нашей позиции), а во-вторых, ввести в действие антитеррористические санкции против Украины? Для наших, исконно российских, санкций никакие международные признания не нужны. И, в отличие от приговоров по уголовным делам, санкции очень легко применить и реализовать. Уголь, газ, торговля, атомная энергетика — полным-полно нитей зависимости Украины от России. В конце концов, давно уже пришло время подёргать за них посильнее. И поводов более чем хватает.

А если оставить реакцию на инцидент с «Нордом» на уровне негласных договорённостей, то это будет масштабным проигрышем не только в плане публичности, в плане пиара и престижа, но и несомненным сигналом украинской стороне: продолжайте в том же духе, драгоценные партнёры. Неужто именно этот сигнал Россия и пытается отправить Украине?

ПС: Сообщили, что экипаж больше не удерживают. Но моряки категорически отказались покидать «гостеприимную» Украину без своего капитана. Молодцы, настоящие, сильные люди, преданные и смелые товарищи. Остаётся только надеяться, что теперь и наш МИД проявит хотя бы толику этих замечательных качеств — твёрдости, смелости, решительности, силы. Или для этого нужно укомплектовать МИД вот такими моряками?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

Нам пока остается дальше следить за провокациями.

В принципе, казаки и были ЧВК своего времени.

Я совсем не завидую Владимиру Путину.

Был такой детский рассказ, «Кале один на свете».

Российский опыт антимонопольного регулирования деятельности Google оказался удачнее европейского.

От бедности на многие десятилетия не убежим никуда.

Нужно ли штрафовать на 5000 рублей за проезд на «красный»

|статья
Роман Рожков

Всё это какой-то страшный сон наяву. Отстаньте от Вани Сафронова.

Как всегда без стука пришли репрессии.

Попробуем оценить статью Los Angeles Times о голосовании по конституционным поправкам.

Результат «за» — очень высокий. Даже выше, чем ожидалось.