Эксперты не верят в растущую популярность путешествий по России
- 12 марта 2018 02:13
- Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»
В 2017 году в путешествия по России отправилось рекордное количество россиян — 56,5 миллиона человек, заявил накануне праздников глава Ростуризма Олег Сафонов на парламентских слушаниях, посвященных развитию внутреннего туризма.
«Прирост к 2013 году составил 75%, к 2000 году — 125%. Число турпоездок в Россию иностранных граждан также выросло: по отношению к 2001 году — на 123%», — поделился радостью чиновник.
Участники туристического рынка радость не разделяют. «Высказывания о якобы бурно развивающемся туризме уже вызывают тошноту», «Цифры по внутреннему туризму регулярно завышаются», — делятся они своим мнением на профильных сайтах.
Мнимый рост
В более сдержанных выражениях схожую точку зрения изложил «Ридусу» генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. Его компания — один из старейших игроков на российском рынке внутреннего туризма и, по словам эксперта, в своих оценках ориентируется на социологические опросы, которые дважды в год проводит ВЦИОМ: в мае людей спрашивают, куда они планируют поехать в отпуск, в сентябре интересуются, где отдыхали этим летом.
«И, честно говоря, по итогам этих опросов мы не видим существенного роста внутреннего турпотока за последние 2—3 года. Мы видим, что в прошлом году, наоборот, сильно усилился выезд. Я не говорю про Турцию, которая собрала 4,5 миллиона российских туристов, но даже страны, которые занимают вторые, третьи, пятые места, нарастили прием наших туристов на 20—30%», — отмечает эксперт.
Тот же Сафонов в январе рапортовал, что в прошлом году число выезжающих отдыхать за рубеж россиян приблизилось к уровню 2014 года, увеличившись за год на 20% до 38 миллионов человек. Все эти туристы были сняты с российских пляжей, полагает Ромашкин.
Дело вот в чем: если верить тем же социологическим опросам, общее число россиян, которые в принципе путешествуют, остается неизменным, то есть не растет. Просто направления их поездок время от времени меняются и в разные годы преобладают разные тенденции: в 2016 году был всплеск внутреннего туризма, в 2017 произошел обратный отток на зарубежные рынки.
Эксперт подчеркивает, что качественной статистики, которая позволяла бы подтвердить или опровергнуть все эти цифры, в России нет. «Тема внутреннего туризма сейчас модная, поэтому все делают громкие заявления о росте, но реально качественно анализировать картину, вероятно, никто не может», — поясняет он.
С экскурсионными турами внутри страны ситуация примерно та же, и даже несколько хуже. По итогам прошлого года они продемонстрировали некоторое снижение потоков, в пределах 5—7% по отношению к 2016 году.
Одной из возможных причин стали капризы природы. Весна и начало лета в 2017 году выдались холодными и дождливыми, а туристы предпочитают осматривать достопримечательности при хорошей погоде. Вторая причина более традиционна для нынешнего времени: снижение реальных доходов населения. Если в былые годы люди ездили по 3—4 раза в год — летом на пляжи, неважно, зарубежные или российские, зимой куда-нибудь в Подмосковье встретить Новый год, на майские праздники, на 8 Марта могли куда-то отправиться, то сейчас происходит сокращение числа поездок.
Многие с трудом набирают деньги даже на одну поездку. И чаще это семейная поездка с детьми летом на море. Экскурсионные туры для большинства туристов всегда стоят на втором месте, и поэтому количество именно таких путешествий сокращается.
Признаки болезни
Защитники громких цифр могут обратить внимание на то обстоятельство, что в путешествия по России ее граждане обычно предпочитают отправляться самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. Поэтому картина, которую рисуют представители туристического бизнеса, может невольно искажать действительность. Но тогда о росте потока должны были бы свидетельствовать другие показатели, например спрос на гостиницы.
Между тем, по данным комитета «Опоры России» по туризму, годовая загрузка отелей в российских регионах составляет всего 20—25%. Вряд ли это можно считать свидетельством внутреннего туристического бума. Примеры из реальной жизни показывают, что туризм в России не развивается так, как о нем рассказывают местные и федеральные чиновники, говорит вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Подробный анализ ситуации, который он озвучил на тех же парламентских слушаниях, можно прочитать на Hotline.travel.
По данным Ostrovok.ru, самым популярным направлением для бронирования отелей на мартовские праздники в этом году стал Париж. Предыдущие два года лидерство удерживала Москва, которая сместилась на второе место. Третье занял Санкт-Петербург. Еще ниже в рейтинге упали другие внутренние направления: Сочи за год сместился с 8-го на 11-е место, Красная Поляна — с 19-го на 34-е, Калининград — с 37-го на 62-е, Ялта — с 24-го на 26-е.
На снижение интереса россиян к путешествиям по России указывает и спрос на авиабилеты. По подсчетам Momondo, число поисковых запросов на авиабилеты в Москву на период мартовских праздников снизилось на 1%, а Санкт-Петербург в этом году вышел из числа самых популярных направлений, пишет «Коммерсант».
Еще один признак не слишком оптимистичной ситуации на внутреннем направлении — снижение цен на отели на курортах Крыма и Краснодарского края.
«После периода десятилетнего роста, который за это время составил десятки, если не сотни процентов, в этом году мы впервые можем сказать туристам: „У нас подешевело“. Пока подешевело достаточно скромно, но то, что средняя суточная стоимость снизилась, мы подтверждаем», — говорит Ромашкин. По его словам, пока что Крым снижается на 5—7%, Краснодарский край — на 9—11%.
Сложно заподозрить российских отельеров в том, что на фоне предполагаемого бурного роста внутреннего туризма они вдруг решили проявить альтруизм и отказаться от потенциальной прибыли. Очевидно, причина кроется в бурном росте совсем другого направления: возвращение Турции на российский рынок в прошлом году резко обострило конкуренцию, отели, повысившие цены накануне сезона, ее проиграли и теперь вынуждены отступать на прежние рубежи. Поможет ли это вернуть туристов, пока сказать сложно. Результат будет виден к середине сезона.
«Любое снижение в принципе влияет на спрос. Мы сами экспериментируем с ценой и видим, что даже снижение на 5% может вызвать повышенный интерес к отелю. Снизить цену на 10% — значит получить хорошую загрузку. Думаю, какую-то прибавку это даст. Другое дело, что и Турция тоже не почивает на лаврах: у них масса маркетинговых идей, и цены тоже не растут, и доллар сейчас находится на минимальных значениях. Это позволяет купить туры тоже достаточно дешево, может быть даже дешевле, чем в 2017 году. Поэтому борьба предстоит серьезная, и думаю, что пятипроцентным снижением наши отели не отделаются», — прогнозирует эксперт.
В ожидании чемпионата
Самым востребованным у россиян направлением для летнего пляжного отдыха остается Краснодарский край. Крым, по мнению Ромашкина, уже прошел пик своей популярности, хотя в этом году ожидается, что открытие Керченского моста привлечет значительное количество туристов, которые просто захотят совместить поездку на полуостров с осмотром новой достопримечательности.
В Краснодарском крае понижение цен в большей степени коснулось Геленджика, Анапы, Туапсе — тех курортов, которые не связаны с чемпионатом мира по футболу. В Сочи верят, что футбольные болельщики съедят любые цены и компенсируют возможное снижение потока отпускников. Но и здесь есть проблема: футбольные болельщики приезжают на 2—3 дня и двигаются дальше вслед за любимой командой, а стандартная поездка в курортный отель должна составлять 10—12 дней. Поэтому у гостиниц образуются неприятные паузы в загрузке, и непонятно, как их заполнять.
Кстати, чемпионат мира сам по себе может стать проблемой для туристического рынка. Накопленная за 12 лет статистика говорит о том, что в годы проведения таких больших спортивных событий люди (в первую очередь, конечно, мужчины) предпочитают смотреть матчи и болеть вместе с друзьями и знакомыми, не выезжая из больших городов. Поэтому с середины июня до середины июля спрос на поездки в целом, возможно, будут даже несколько хуже, чем в 2017 году. Но потом туристы компенсируют этот провал и вернутся на курорты, полагает Ромашкин.
По его словам, пока спрос остается на уровне прошлого года — нет роста, но и спада, к счастью, тоже нет. «2017 год был для нас заметно хуже, чем 2016 год. Поэтому мы не хотели падать дальше и пока не падаем», — заключает он.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: