+0
Сохранить Сохранено 7
×

«Меня травили все это время»: как кумиры миллионов сбегали из СССР


«Меня травили все это время»: как кумиры миллионов сбегали из СССР

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Андрей Тарковский

В начале 80-х, после смерти «долгожителя» Брежнева, при главном «гэбэшнике» страны Андропове и другом «дышащем на ладан старце» Черненко мало кто верил, что не пройдет и десяти лет, как невыездные, которых в Советском Союзе было большинство, начнут выезжать за его пределы, а еще через пару лет падет коммунистический режим и вместе с ним — железный занавес.

Поэтому невозвращенцы продолжали не возвращаться в страну «победившего социализма».

В 1984 году в СССР не вернулся Андрей Тарковский, один из крупнейших режиссеров мирового кино, чье имя ценители ставят в один ряд с такими мастерами, как Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Луис Бунюэль, Акира Куросава и Робер Брессон.

Тот же Бергман писал о нем: «Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон».

© ИТАР-ТАСС/Метелица Сергей

Андрей Тарковский родился в семье литераторов в 1932 году. Он появился на свет в селе Завражье, расположенном на берегу Волги в Костромской области, где жили родственники матери.

С шестимесячного возраста Андрей жил в Москве. Спустя три года после рождения ребенка его отец, известный советский поэт и переводчик Арсений Тарковский, оставил семью.

Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, — всем этим я обязан матери,вспоминал позже Тарковский.

В дальнейшем воспоминания о раннем детстве — уход отца, мать с двумя детьми на руках, эвакуация, школа, трудности быта — были отражены в его самом сложном и самом исповедальном фильме «Зеркало» (1974).

© Кадр из фильма «Зеркало»

В школе будущий режиссер учился в одном классе с известным впоследствии советским поэтом Андреем Вознесенским.

«…однажды мы во дворе стукали в одни ворота. С нами играл Шка — взрослый лоб, блатной из 3-го корпуса. Во рту у него поблескивала фикса. Он уже воровал, вышел из колонии. Его боялись. И постоянно отдавали ему мяч. Около нас остановился чужой бледный мальчик, комплексуя своей авоськой с хлебом. Именно его я потом узнал в странном новеньком нашего класса. Чужой был одет в белый свитер, крупной, грубой, наверное, домашней вязки. „Становись на ворота“, — добродушно бросил ему Шка», — написал Вознесенский о первом знакомстве с Тарковским.

Этому же эпизоду посвящены стихи Вознесенского: «Стоит белый свитер в воротах. / Тринадцатилетний Андрей. / Бей, урка дворовый, / бутцей ворованной, / по белому свитеру / бей…»

После школы, проучившись два года на арабском отделении Института востоковедения, Тарковский ушел из вуза.

Весной 1953 года он устроился рабочим в научно-исследовательскую экспедицию в Туруханский район Красноярского края, где провел почти год, пройдя пешком по тайге сотни километров.

В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером,написал позже Тарковский.

В 54-м поступил во ВГИК, который с отличием окончил в 60-м. Он учился в мастерской Михаила Ромма вместе с Василием Шукшиным. Во ВГИКе познакомился с Андреем Кончаловским, с которым тогда началась их творческая дружба.

Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть,вспоминал позже Кончаловский.

© Кадр из фильма «Иваново детство»

Свой первый полнометражный фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Николая Богомолова «Иван» Тарковский снял в 1962 году, получив тогда же за него «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Съемки второго фильма «Андрей Рублев», по сценарию, написанному совместно с Кончаловским, начались в 1964 году и продолжались больше года. В стране заканчивался короткий период хрущевской оттепели, начиналось брежневское безвременье.

Работа над фильмом шла медленно и тяжело из-за препон, чинимых советскими чиновниками от искусства, которые усмотрели в картине параллели с современной действительностью. «Андрея Рублева» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергли серьезным цензурным правкам. В 69-м фильм показали на Каннском фестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии.

В 72-м году режиссер снял свой третий фильм «Солярис» — вольное переложение одноименного фантастического романа Станислава Лема. Тарковский раскрыл здесь свою идею изначальной «божественной» духовности человека. В том же году на Каннском кинофестивале картина была удостоена Специального приза жюри и Приза экуменического жюри.

В 1974 году Тарковский снял четвертый, самый сложный фильм „Зеркало“, в котором вместо традиционного сюжета предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний: наряду с философско-поэтическими „кодами“ в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст. Чиновники от кино назвали картину непонятной и неудачной. Фильм вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссера и власти.

© Кадр из фильма «Сталкер»

Последний фильм, снятый режиссером в Советском Союзе, был «Сталкер» — вольная интерпретация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В 1980 году картина получила Приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

В 82-м году Тарковский уехал в Италию снимать свой шестой полнометражный фильм «Ностальгия», сценарий для которого написал знаменитый итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра. В 1983 году фильм был удостоен Приза за режиссуру, Приза ФИПРЕССИ и Приза экуменического жюри на Каннском кинофестивале.

Пребывая в Италии, Тарковский попросил разрешить ему с семьей остаться в этой стране еще на три года. В письме председателю Госкино Филиппу Ермашу он пообещал после вернуться в СССР.

Ермаш, в свою очередь, направил в ЦК КПСС секретную докладную записку: «Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане режиссер объявил о своем решении не возвращаться в СССР.

В Советском Союзе запретили показывать его фильмы, упоминать его имя в печати. Однако на лишение Тарковского советского гражданства власти не решились. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почетного гражданина города.

За год до этого Тарковский писал отцу: „Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль „изгнанника“ и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили все это время…“

© В. Плотников /Фотохроника ТАСС

В декабре 85-го врачи диагностировали у него рак легких. Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы опять разрешили показывать в кинотеатрах, начиналась пока еще робкая, но все же перестройка.

Последней работой режиссера стал фильм «Жертвоприношение», снятый в Швеции на острове Готланд в 1986 году. Картина была удостоена Гран-при в Канне, а также ряда других кинонаград.

«Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без нее не может существовать. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на свое физическое существование, на самом деле не существует», — сказал режиссер в своем последнем интервью, данном парижскому еженедельнику Le Figaro Magazine в октябре 1986 года.

Андрей Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

От редакции:

Это последняя публикация из серии «Ридуса» о самых известных невозвращенцах СССР. Ссылки на статьи о других героях — в разделе «Читайте также».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (24)

  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Это был честный и порядочный человек. И Большой Художник.

    Ответить
    4 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Ридус, имейте совесть! Тарковский мог состояться только в СССР. Именно здесь ему обеспечивали возможность переснимать фильмы и "прокатывать" их на огромном количестве экранов. На благославенном западе он никогда не смог бы стать тем, кем стал. Он это, кстати, прекрасно подтвердил своей биографией.

    Ответить
    1 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Русофобы не внемлют разуму... Зачастую он у них вовсе отсутствует.

    Ответить
    1 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Особенно забавно послушать мужика, который бесплатно (!) выделял плёнку Тарковскому для его экспериментов. Он прямым текстом говорил - фильмы Тарковского не могут быть коммерчески успешными. Их прокат мог обеспечить только СССР. Представляю, что было бы, возьми Майкл Бэй денег и сними он "Солярис". Его Гари Ванштейн сам бы в отмассировал.

    Ответить
    4 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Кстати, делаем ставки: о ком нам ещё расскажет Ридус?

    Ответить
    3 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Материала у них навалом.

    Ответить
    3 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Наверное про его корифана Кончаловского будет следующий душераздирающий рассказ.

    Ответить
    2 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    О, ДА! Самый страдалец! Из блатной семьи с домработницами и шофёрами.

    Ответить
    4 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Наша доморощенная творческая элита выдумала себе какой-то Запад и яростно стремилась туда, словно в Рай. Фантастический инфантилизм седых мужиков.

    Ответить
    2 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Все это происходило, как мне кажется, из-за отсутствия должного воспитания в семье. Или воспитание было направленно антисоветским. Как правило это случалось в семьях, где предки были предателями Родины в Великую отечественную Войну или осуждены за шпионаж и измену Родине в конце 30-годов. Либо предки были белогвардейцами,либо кулаками, лавочниками или купцами. Еще можно упомянуть полицейких, тюремных надзирателей, жандармов, всевозможных филеров, половых и прочую социальную нечисть.

    Ответить
    1 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Все просто. Все они считали себя непризнанными гениями. И хотели мгновенной славы. А вся загвоздка состояла из какого-либо безмозглого чиновника, который в свою очередь тоже считал себя великим государственным деятелем. и его обижало, что кто-то не уважает его. Вот собственно и вся травля. Самое забавное состоит в том, что их не интересовало мнение зрителей, которых было немало. Мы для них были просто быдло. Им нужны были Канны, красный половик. Фуршеты с заокеанскими .....и и подонками-политиками. Вот что их манило туда со страшной силой. Но там, как выяснилось, они уже не могли ничего создать, ибо там командовали продюсеры, которым было глубоко насрать на творческие устремления художников. им нужен только кассовый сбор. Единственный человек, которого я глубоко уважаю был Владимир Высоцкий. Он сильно отличался от этих маменькиных сынков.

    Ответить
    0 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Да, зритель был лишний на этом празднике. Но смешно смотреть, как маститые творцы теряются перед чиновником в кабинете: начинают мямлить и зискивать. Когда нам в фильмах показывают товарища Сталина, который выглядит как какое-то чудовище - это просто реализация комплексов нашей творческой элиты. Каждый из них, кто когда-либо дорывался до власти, превращался в карикатурного диктатора. Они так видят мир.

    Ответить
    0 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Вот, например, что пишет Татьяна Егорова в книге “Андрей Миронов и я” "... Вокруг него образовалась куча преданных артистов, которым он обещал золотые горы ролей, карьеры! Карьеры! Если... Воспользовавшись артистами, стечением обстоятельств, интригабельным и расчётливым умом, Чек выплыл на поверхность – ему удалось возглавить театр Сатиры. Он попал в объятия Власти. Власть стала отравлять его незаметно, как угарный газ. Кучка преданных артистов превратилась в подданных. Подданный – корень слова дань, значит, под данью. Теперь вместо дружбы в кабинет главного режиссёра несли кто сервиз, кто собственное тело, кто кольцо с изумрудом, кусок курицы, серьги золотые, тортик, селёдку. Брали всё с супругой зеленоглазой Зиной – бусы, корюшку из Ленинграда, коньяк, постельное бельё, пельмени, отрезы на платья, вазы, вазочки, кастрюльки, сырокопчёную колбаску, чайник со свистком, редкие книги (ведь он такой интеллигентный, начитанный!), сыр рокфор, чеддер, лавровый лист, огурчики маринованные, мыло, грибочки и ко всему этому, конечно, водочку. Все это приносили, чтобы за все это получить роль! Рольку! Ролишку! Ролишечку! Власть уничтожала Чека с каждым часом, с каждым годом, как компенсация приходило материальное благосостояние: огромная трёхкомнатая квартира, ковры, старинная мебель – красное дерево, карельская берёза, зеркала, люстры – всё это заменило уходящих в дверь разум и душу. Чеком была разработана целая система манипуляции людьми. Власть его растлевала, и ему было обидно, что он растлевается, а остальные – нет! И чтобы не чувствовать себя в одиночестве, он растлевал всех тех, кто находился рядом. Так было комфортнее. Для каждого артиста была создана своя тактика растления: у каждого было больное место. Растление доносами, когда ползли к нему в кабинет и доносили, кто с кем переспал, кто пукнул, кто что говорит. Растление подобострастием – человекоугодием, когда приходили, гнулись в поклонах чуть не до земли, улыбаясь до ушей, "лизали жопу", по выражению Марии Владимировны. "Ну и уж отобедать пожалте к нам на Стендаля". Это значит – красная и чёрная икра. Растление подарками – признание его как божества в акте жертвоприношения. Растление блудом – намекнуть на роль, и артистки, толкаясь локтями, рвутся в кабинет, на четвёртый этаж, расстёгивать ширинку, до дивана аж не успевали добраться. В амбарную книгу памяти заносилось, кто что принёс, кому что дать, у кого что отнять. Принесла артистка дань, и ей надо дать роль в идущем спектакле вместо другой артистки. Дал. Сыграла. На радостях банкет. Прорвалась, победила! А Чек кричит в "праведном гневе", чтобы все слышали: –- Я вам доверил роль, я сделал больше, чем мог! Вы не справились! Я вас снимаю! Роль отбиралась, подданный с "перебитыми крыльями" копил силы и деньги для следующего случая – в следующий раз он непременно справится!

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Пардон, о ком идет речь, что-то я не уразумею?

    Ответить
    0 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Это про Валентина Николаевича Плучека

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Уже нашел. Только зачем Вы его вспомнили?

    Ответить
    0 +
  • John
    John 16 февраля 2018

    Это показательный фрагмент, как я полагаю. Творческая элита сама устраивала себе социальный Ад, от которого страстно хотел сбежать на Запад, который в её представлении был справедлив и прекрасен. Именно эта среда породила ненависть к СССР. Обычные люди жили здоровой и полноценной жизнью и даже не догадывались о "страданиях" кучки седовласых детей.

    Ответить
    1 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Пожалуй, Вы правы. как ни крути, но все эти уважаемые люди не были учителями, военными, врачами, учеными. Физически они никогда не уставали. А ведь это неблагоприятно воздействовало на их психику. Голова себя уже не контролировала.

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 05 января 2019

    Не приведи, Господи, еще одной "пролетарской" революции!!!

    Ответить
    0 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 05 января 2019

    Джону. Мы в детстве коллекционировали фото артистов. Знали в лицо практически всех. Так вот, среди пачек фоток не было такой артистки - Татьяны Егоровой. У нее два "достижения" - переспала с Андреем Мироновым и написала книгу уже после его смерти. Видимо, при жизни опасалась, что он ей по рукам надает. Вот этим она и знаменита. Правда, и эта слава быстро прошла, вторую книгу не напишешь про Миронова , а больше романов со знаменитостями у нее не было. И судя по тому, что ни в кино, ни на сцене она не стала примой, Плучек ее в свои покои не позвал. Вот это и обидно.

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 16 февраля 2018

    Полностью согласен. И однажды, жидко обосравшись, вспоминают об этом в своих мемуарах, но выставляя себя при этом несчастной жертвой тоталитаризма.

    Ответить
    1 +
  • Иван Иваныч
    Иван Иваныч 16 февраля 2018

    Чтобы господину Юрьеву было удобнее писать свои опусы, ему тоже лучше сбежать.

    Ответить
    1 +
  • Иван Иваныч
    Иван Иваныч 16 февраля 2018

    Как то давным давно с другом пошли на фильм "Жертвоприношение". Билеты достались в первом ряду. Пол фильма было непреодолимое желание стать и уйти с этой галиматьи. Но было неудобно. Пока я не обернулся и не увидел, что мы уже почти одни в зрительном зале.

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 05 января 2019

    ИИИ. Ну, вас же предупреждали, что фильм для интеллектуалов. Вот я к творчеству Тарковского отношусь без пиетета, не понимаю его, поэтому не смотрела его фильмы. О чем нисколько не жалею.

    Ответить
    0 +