+8
Сохранить Сохранено 7
×

Надо ли бояться самолетов, созданных после развала СССР


Надо ли бояться самолетов, созданных после развала СССР

© Миаил Григорьев

Катастрофа Ан-148 с бортовым номером RA-61704, направлявшегося из Домодедово в Орск, которая унесла жизни 71 человека, стала второй, после гибели SSJ 100 в 2012 году в Индонезии, фатальной аварией пассажирских самолетов, разработанных и построенных на постсоветском пространстве.

Самолет с трудной судьбой

Говорить о том, что послужило причиной гибели машины пока преждевременно. В течение вчерашнего дня версии случившегося менялись, подобно картинкам в калейдоскопе: от столкновения с почтовым вертолетом до взрыва двигателя и теракта.

В том, что истинные причины аварии будут установлены, сомневаться не стоит хотя бы потому, что бортовые самописцы Ан-148 найдены, плюс ко всему имеется достаточное количество свидетелей катастрофы.

Проблема состоит в другом — не приведет ли вчерашняя авария к отказам авиакомпаний и пассажиров от полетов на новых самолетах, созданных после развала СССР.

Что же представляет собой злополучный борт авиакомпании «Саратовские авиалинии», следовавший вчера рейсом 6W 703 из Домодедово в Орск?

Ан-148 — разработанный украинским АНТК им. О. К. Антонова ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 60—80 пассажиров на расстояние до 4400 км.

Разработка этой машины, начавшаяся в первой половине 2000-х годов, была обусловлена двумя основными целями: во-первых, необходимостью создания современного легкого и экономичного самолета на смену Ту-134, а во-вторых — неприхотливостью в отношении качества взлетно-посадочной полосы (ВПП) и аэропортовой инфраструктуры. Именно поэтому конструкторами была выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности. Турбореактивные двигатели самолета располагались высоко от земли, что обеспечивало их защиту от попадания посторонних предметов при взлете и посадке на грунтовые и снежные ВПП.

С 18 июля 2001 года началось проектирование самолета, получившего обозначение Ан-148, под руководством Петра Балабуева. Базовая модель Ан-148-100 с длиной фюзеляжа 29,13 метра рассчитывалась на перевозку до 80 пассажиров, а модель Ан-148-200 с длиной фюзеляжа 34,36 метра — до 100 пассажиров. Кроме того, было предусмотрено создание Ан-148T — транспортной версии, грузоподъемностью 15—20 тонн с боковой грузовой дверью и с задним люком-рампой, а также самолетов грузопассажирского и специального назначения.

Ан-148© wikimedia.org

Что касается серийного выпуска разработанного на Украине самолета, то вначале рассматривалась возможность производства Ан-148 на заводе в Улан-Удэ. Однако через некоторое время от данного варианта пришлось отказаться. Вместо этого производить машины было решено в Киеве и в Воронеже. 17 декабря 2004 года Ан-148 совершил свой первый полет.

На сегодняшний день основная часть Ан-148 производится в России. На конец 2017 года построено 44 машины, которые эксплуатируются в России и на Украине. Несколько самолетов используются в Корее и Сирии.

Инциденты с Ан-148

Несмотря на сравнительно небольшое общее число выпущенных Ан-148, за самолетом числится несколько довольно серьезных авиационных происшествий, хотя до вчерашнего дня все они обходились без человеческих жертв.

Так, 4 июня 2010 года с Ан-148 (RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошел серьезный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолетом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолета с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолет восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту Пулково.

26 февраля 2012 года с Ан-148 (RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс из Берлина (аэропорт Шёнефельд) в Санкт-Петербург, произошел серьезный инцидент, связанный с отделением колеса от шасси во время отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы.

10 сентября 2017 года самолет Ан-148 рейс 6В-5837 «Саратовских авиалиний» по маршруту Киров — Симферополь совершил экстренную посадку. В 4:15, через 10 минут после вылета из Победилово (Киров), у самолета отказал правый двигатель из-за падения давления масла. В 6:15 воздушное судно совершило вынужденную посадку в аэропорту города Саратова. На борту самолета находились 72 пассажира и четыре члена экипажа.

1 октября 2017 года во время взлета рейса авиакомпании «Ангара» Талакан — Иркутск загорелся правый двигатель. Воздушное судно совершило вынужденную посадку в пункте вылета.

Разучились делать самолеты?

С распадом СССР российский авиапром переживает далеко не самые лучшие времена. По сути, из машин постсоветской разработки за это время удалось наладить серийное производство только SSJ 100 (построено 154 машины) и все того же Ан-148 (построено 44 машины). Теперь на счету и того и другого имеется по одному фатальному происшествию, приведшему к полной гибели самолетов и всех, находившихся на борту людей. Учитывая небольшое количество произведенных машин и неопределенность с их дальнейшим производством, это дает далеко не самую благоприятную статистику эксплуатации. Накладываясь на проблемы с качеством узлов и деталей, а также технического обслуживания, все вместе это вызывает у компаний-эксплуатантов и пассажиров все новые предубеждения в отношении этих самолетов. В особой степени это касается Ан-148, производство которого находилось под вопросом еще накануне вчерашней трагедии и после нее может быть свернуто окончательно.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (6)

  • Abstinent
    Abstinent 12 февраля 2018

    Лучше вовсе не летать. Береженого бог бережет.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 12 февраля 2018

    А на автомобиле ездить не боитесь? Вероятность стать жертвой смертельного автомобильного ДТП выше, чем погибнуть в авиакатастрофе

    Ответить
    0 +
  • Лапоть
    Лапоть 12 февраля 2018

    Если честно, я как огня боюсь Сухого Суперджет 100. Потому что это непонятно что, сделанное в отсутствии финансирования, с кучей иностранных комплектующих (которые взяли просто потому что они подошли, а производство своих таких же крякнулось вместе с развалом СССР) и наверняка с недоработками, на которые комиссии пришлось закрыть глаза, потому что требовалось всеми правдами и неправдами выкатить этот самолет, чтобы показать, что в России еще что-то создается.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 12 февраля 2018

    "сделанное в отсутствии финансирования" - поверьте, финансирования там было выше крыши. На него можно было А-380 с нуля разработать

    Ответить
    0 +
  • Лапоть
    Лапоть 12 февраля 2018

    Я имел в виду финансирование самого проекта, а не наполнение карманов авиачиновников через распильно-откатные схемы.

    Ответить
    0 +
  • виктор-7409
    виктор-7409 12 февраля 2018

    В том, что истинные причины аварии будут установлены, сомневаться не стоит хотя бы потому, что бортовые самописцы Ан-148 найдены, плюс ко всему имеется достаточное количество свидетелей катастрофы...здесь уже не пишут про очевидцев взрыва...значит нам опять соврут...

    Ответить
    0 +