+7
Сохранить Сохранено 7
×

«В душе я американец»: как кумиры миллионов сбегали из СССР


«В душе я американец»: как кумиры миллионов сбегали из СССР

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Михаил Барышников

Через 13 лет после отъезда Рудольфа Нуреева его примеру последовал артист балета Михаил Барышников.

Родившийся в 1948 году в Риге в семье военного, в 12 лет он поступил в Рижское хореографическое училище. Что интересно, юный танцовщик учился в одном классе с Александром Годуновым, другим невозвращенцем, бежавшим из СССР на пять лет позже Барышникова, в 1979 году.

© Jordan Strauss/AP/TASS

В 1964 году Барышников был занят вместе с некоторыми учащимися в спектаклях Латвийской национальной оперы, гастролировавшей в Ленинграде. И во время этих гастролей юный танцор попал на показ к педагогу Ленинградского хореографического училища Александру Пушкину, который предложил Барышникову перейти к нему. В свое время Пушкин был наставником Нуреева.

Карьера молодого танцора в СССР, как и его старшего коллеги, начала складываться довольно удачно. После окончания училища в 1967 году он был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где вскоре начал исполнять ведущие классические партии.

В 1970-м Барышников впервые побывал за рубежом, выехав на гастроли в Лондон с труппой театра.

А в июне 1974 года, во время гастролей в Канаде вместе с труппой Большого театра, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу Американского театра балета, он отказался вернуться в СССР.

© Dina Makarova/ASSOCIATED PRESS

Поэт Иосиф Бродский, ставший в дальнейшем одним из лучших друзей Барышникова, посвятил тогда ему стихотворение, заканчивающееся строками: «А что насчет того, где выйдет приземлиться, — Земля везде тверда; рекомендую США».

Я жил в Латвии до 16 лет, затем 10 лет в России, затем уехал. В Латвии я чувствовал себя неловко, поскольку мой отец служил в русской армии, которую в Латвии воспринимали как оккупационную, и это было не очень приятно. Но я не чувствовал себя комфортно и в России, где меня воспринимали как по-западному одетого провинциального латыша,объяснял Барышников в последующих интервью.

Карьера танцора на Западе сразу задалась. Уже в июле 1974-го Барышников дебютировал в Нью-Йорке в спектакле «Жизель», танцуя с бывшей советской балериной Натальей Макаровой, отказавшейся вернуться в СССР в 70-м году во время тех самых гастролей в Лондоне, в которых и он принимал участие.

В дальнейшем Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных постановках Американского театра балета, работал также как хореограф, а с 1980 по 1989 год был его художественным руководителем.

Кроме того, участвовал в спектаклях труппы выдающегося американского хореографа Джорджа Баланчина «Нью-Йорк Сити балет».

Будучи классическим танцовщиком, где-то после 30 я понял, что если я не буду экспериментировать, то смогу танцевать, например, «Жизель» до 50 лет,сказал как-то Барышников в одном из интервью.

Для некоторых танцоров, по его словам, это была бы полноценная жизнь. Однако он пошел другим путем, путем эксперимента.

В 1990 году вместе с хореографом Марком Моррисом основал труппу «Уайт оук данс проджект» (White Oak Dance Project), где занимался изысканиями в области современного танца вплоть до 2002 года.

Экспериментировал он не только с танцами, но и с собственным телом.

Я злоупотреблял своим телом. Я дошел до определенных крайностей. У меня было 12 операций. Это было, конечно, немного глупо, но… интересно, — вспоминает Барышников.

В 2005 году построил в Нью-Йорке на Бродвее и возглавил центр искусств (Baryshnikov Arts Center) общей площадью 1300 квадратных метров, где молодые представители всех видов искусства могут продемонстрировать свои экспериментальные работы.

© Imago-Images/ТАСС

Михаил Барышников также снимается в кино (дебютировал в 1978 году в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт», за что был номинирован на «Оскар», в 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом голливудском фильме «Белые ночи», снимался в популярном сериале «Секс в большом городе»), играет на Бродвее (дебютировал в 1989 году в драматическом спектакле «Превращение» по повести Франца Кафки).

В 2013 году в беседе с британской журналисткой он со смехом отметил, что большинство людей в возрасте до 30 лет будут помнить его не как одного из выдающихся танцоров, а как любовника Сары Джессики Паркер в популярном сериале.

Как и в сериале, в жизни Барышникова была любовная связь с голливудской актрисой. В 76-м он начал встречаться с актрисой Джессикой Лэнг. Они расстались через 6 лет совместной жизни. У пары совместная дочь Александра, родившаяся в 1981 году.

Сейчас Барышников женат на американской балерине Лизе Райнхарт, от которой у него трое детей.

© DPA/ТАСС

Последние годы артист стал серьезно заниматься фотографией. Неоднократно устраивались выставки его фоторабот, в том числе и в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Тем не менее он ни разу не приезжал в Россию после «побега», а также, если верить слухам, принципиально отказывается от гастролей в нашей стране и не дает интервью российской прессе.

В 2013 году, отвечая журналисту Би-би-си Александру Кану на вопрос, испытывает ли он ностальгию, артист сказал: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

В апреле 2017 года Сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление Барышникову латвийского гражданства. Но судя по высказываниям артиста, истинной родиной для него стали США.

Я бы сказал, что в душе я американец. Я никогда не буду говорить на английском как на своем родном языке, и у меня навсегда останется мой акцент. Но даже со всем ужасным, что происходит в США — бедностью и расовыми проблемами, — я восхищаюсь упорством этой страны и никогда не буду жить в другом месте.

Продолжение следует…

«Миллионы считают меня диссидентом, человеком, который боролся за то, чтобы Советский Союз распался. Но это не так. … Можно считать так: борясь против СССР, я боролся за себя», — написал в своей автобиографии еще один невозвращенец, о котором пойдет речь в следующей статье «Ридуса» из этой серии. Читайте уже завтра.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (6)

  • karataychik
    karataychik 13 февраля 2018

    Автор статьи хочет в США.Что мешает? Не танцор!

    Ответить
    2 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 04 января 2019

    Читаю и ломаю голову: почему богатые и успешные люди бегут из России? Наверное, это началось в конце 19-го века, когда большевики провозгласили "Мир - хижинам, война - дворцам". А потом революция, грабили поместья и церкви, расстреливали дворян и интеллигенцию. А потом 70 лет нам внушали, что единственная правильная точка зрения - программа КПСС. Партия решала, кому можно выехать за границу, на ком можно жениться, какие пени нам слушать, какие фильмы смотреть. А чтобы слюни не капали, опустили железный занавес. Ряды партии ширились, без партбилета в загранкомандировку не отправят, карьеру не сделаешь, к кормушке не допустят, должность хорошую не дадут. Кому-то хватало бесплатной медицины и бесплатного образования. А кто-то хотел большей свободы. Видимо, поэтому успешные и талантливые люди стали при возможности сбегать за границу. А в СССР оставались те, кому и бесплатной баланды хватало. Большинство из таких были люди бездарные, в Союзе им минималка была гарантирована, а в европах они бы не выжили. В результате естественного отбора лодыри остались здесь, а чтобы их зависть и ненависть к "везунчикам" не бросались в глаза, объявили себя патриотами, а "везунчиков" - предателями.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 13 февраля 2018

    Завербовали дрыгоножку пиндосы. Как всегда, *околосинагога* ни при чом. А вообще, *хищными гоминидами* рождаются с уже предустановленным поведенческим кодом (софтом) нехорошего человека. Дрыгать ногами сей код (софт) не мешает научатся, а потом лохов разводить, поражая искусством своего дрыгоножества. А вот нормальными людьми такие потомки и гибриды *хищных гоминид* никогда не становятся. Ибо родились без человеческой совести. И прикрепиться этой совести в их поведенческом коде (софте) негде. Нету там для совести места. Вот и происходит такое. Бродские, высоцкие, Макаревичи, собчачки, гельманы, сваныдзы ... список большой. Вы все его знаете. . Картина ясна? . Грибы.

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 13 февраля 2018

    Зря ты в Высоцкого плюнул. Не к лицу тебе это. Не ожидал, признаться.

    Ответить
    0 +
  • Грибы с Альфа Центавра 35600+
    Грибы с Альфа Центавра 35600+ 13 февраля 2018

    Ничо не можем с Собой поделать. Очень большая разница между тем, что он изображает, и чем на самом деле является. Мы ж не образы его ругаем, а его самого, как организм, занимавшыйся всё жызнь имитацыей. . Грибы.

    Ответить
    0 +
  • Abstinent
    Abstinent 13 февраля 2018

    Та еще гнида. Хорошо, что хоть этот не глиномес.

    Ответить
    0 +