+2
Сохранить Сохранено 7
×

Российская промышленность села на импортную иглу


Российская промышленность села на импортную иглу

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Политика импортозамещения с треском провалилась. С 2015 года зависимость российской промышленности от импорта ничуть не уменьшилась, более того, она возросла до 92—93%, подсчитали в РАНХиГС.

Нечем замещать

Особенно печальна ситуация с оборудованием. Если три года назад 30% предприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017 году таких осталось лишь 7%. Немногим лучше обстоят дела с сырьем. В 2015 году о попытке перейти на отечественные аналоги говорили 22% опрошенных руководителей, а в прошлом году их доля сократилась до 8%.

В основном проблема заключается в том, что российских аналогов просто нет, причем любого качества, говорится в февральском мониторинге академии. За три года картина если и изменилась, то, скорее, в худшую сторону. В январе 2015 года об их отсутствии говорили 62% предприятий, в июле 2017 года — уже 69%.

Само качество занимает второе место среди факторов, препятствующих замещению импорта. Количество руководителей, которых не устраивает то, что предлагают российские производители, выросло с 35 до 37%. Еще около 10% предприятий жалуются на завышенные цены.

По данным ФТС, за январь — ноябрь 2017 года закупки за рубежом машин и оборудования подскочили на 28%, а их доля в общем объеме импорта из стран дальнего зарубежья достигла 51%, передает Finanz.ru.

Одна из причин провала политики импортозамещения — отсутствие технологий и невозможность быстро наладить производство нового оборудования, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Для этого необходимы большие инвестиции, разработка собственных технологий. Об этом много говорится. В связи с развитием технологий во всем мире, появляется много нового оборудования, возникают производства с использованием нового сырья. Поэтому и возрастает доля импорта», — пояснил он «Ридусу».

То есть получается своего рода цепная реакция. Из-за отсутствия или неудовлетворительного качества отечественных аналогов российские компании вынуждены закупать импортное оборудование. Но это влечет за собой необходимость приобретать адекватное ему сырье и материалы, которые, опять же, в России не производятся.

© ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Слишком крепкий рубль

Еще одна причина роста зависимости от импорта — укрепление рубля, которое наблюдалось в прошлом году, и улучшение макроэкономической ситуации в целом. Это делает зарубежные закупки более выгодными по соотношению «цена — качество».

«Импортозамещение происходит не от хорошей жизни, — напоминает вице-президент „Золотого монетного дома“ Алексей Вязовский. — Оно происходит, когда экономика падает, предприятия не могут позволить себе современную западную технику и технологии и внедряют что-то отечественное, что обычно отстает от западных аналогов. А в прошлом году у нас экономика начала расти, потребительский спрос немного увеличился, достаточно стабильный был курс рубля. Предприятия почувствовали себя лучше, у них выросли доходы, и сейчас они просто могут себе позволить закупать оборудование за рубежом».

Главным фактором такого благополучия, очевидно, стал рост цен на нефть в результате соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи. Эксперт отмечает, что в России всегда присутствует взаимосвязь между увеличением стоимости черного золота и улучшением макроэкономической ситуации. И как только это происходит, тут же начинает расти импорт.

© Виктор Драчев/ТАСС

Плюс дешевые кредиты

Помогает росту импорта и государственная политика тех стран, откуда поступает в Россию эта продукция. В частности, поддержка ориентированных на экспорт производителей дешевыми кредитами.

«Мы видим, насколько кардинально разнятся процентные ставки по кредитам. Если китайский производитель может взять кредит под 5—7% под поставку оборудования в Россию, естественно, он предлагает и гораздо более конкурентные цены и условия этой поставки», — замечает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов.

По его словам, в Европе крупные производители могут позволить себе привлечь кредит под 1—3%, а в России до недавнего времени проценты по кредиту измерялись двузначными цифрами.

«В последний год для некоторых эксклюзивных крупных компаний, может быть, это стало однозначной цифрой, но для среднего и тем более мелкого бизнеса, если вообще кредит доступен, он измеряется 15—25%, что, по сути, является запретительным уровнем и не стимулирует компании к дальнейшему развитию», — добавляет экономист.

© Петр Ковалев/ТАСС

Если завтра отказ

Зависимость от импорта мешает развитию соответствующих секторов внутреннего производства. И это может стать серьезной проблемой для экономики в случае девальвации рубля или отказа зарубежных компаний продавать российским предприятиям оборудование и сырье.

«В случае чего, в кратчайшие сроки не удастся заменить все это на отечественные аналоги», — предупреждает Сигал.

Эксперты напоминают, что именно машиностроение стало главным якорем, который своим падением затормозил общий рост экономики в прошлом году: вместо ожидаемых правительством 2,5% она поднялась лишь на 1,5%.

«Если бы мы были уверены, что текущий курс рубля будет стабилен относительно долгий период времени, его, конечно же, можно было бы использовать как окно возможностей для создания некоей промышленной базы внутри России на основе иностранных технологий. Но мы-то понимаем, что, скорее всего, этот курс, к сожалению, ослабнет в 2018 году, и существенно», — говорит Ордов.

Инвесторы тоже это понимают и не спешат вкладываться в подобные проекты. Поэтому никакого развития промышленного машиностроения в России не происходит.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (10)

  • Бобринский
    Бобринский 07 февраля 2018

    Мне про "с треском провалилась" понравилось. Может быть у кого-то в ушах треск стоит, а он надеется, что это треск импортозамещения? . Для отсталых - импортозамещение это курс. Поэтому чтото происходит быстро, а чтото не раньше 10-15 лет. . Но если уж так хочется написать про треск, дарю - политика широкой приватизации в космической отрасли с треском провалилась.

    Ответить
    2 +
  • merlion
    merlion 07 февраля 2018

    Зато, например, в электроэнергетике приватизация с треском осуществилась. Была единая эффективная энергосистема, стала раздробленная с завышенными для населения тарифами. Один из океана примеров в отличие от вашего - одного из одного.

    Ответить
    7 +
  • Алексей
    Алексей 07 февраля 2018

    Уже год как подведены итоги по выделенным деньгам на импортозамещение в фарме и автомобилестроении, и да, там треск импортозамещения. И ни 10 ни 15 лет этот треск не исправят.

    Ответить
    5 +
  • merlion
    merlion 07 февраля 2018

    С таким хищнически-воровским фундаментом экономики под прикрытием демократии и заботе о народе, о которых трещит Кремль в СМИ, не удивительно. Фундамент меняй, Путин, с вектором на социализм. Да оно ему надо?..

    Ответить
    5 +
  • Бобринский
    Бобринский 07 февраля 2018

    Импортозамещение начинается в голове. И пока слышан треск типа "строго по-аджайловски мы на ачивках и челенджах по проектам импортозамещения, коммуницируя с тимлидами и продвинутыми спикерами, мы реально апрувим вехи продвижения ..." - наверное будут задержки. А когда таким гражданам выписываешь 3.14здов - чудо, как проявляется интерес что-то сделать самим. . Зачем нужны эти подсчеты - это реально не понятно. Кто эти странные люди? Цикл разработки чего угодно в машиностроении - не менее года до появления РКД. ТТП менять - на новое оборудование (даже при наличии денег) - это тоже не менее года-двух. Постановка на производство, литеры ... Какие два года?

    Ответить
    2 +
  • merlion
    merlion 08 февраля 2018

    Конечно, "в голове" - в голове руководителя государства и высших чиновников, но не обывателя. Потому что обыватели никуда не устремлены и движутся только туда, куда их ведут. И с нынешним руководителем-трепачём, на разрушительном фундаменте ельцинской экономики, далеко не уедешь.

    Ответить
    2 +
  • MrRudderman
    MrRudderman 07 февраля 2018

    "Любители изучают тактику, а профессионалы организуют снабжение". Война в основном была выиграна заводами, которые день и ночь, в мороз под открытым небом, недоедая и недосыпая выпускали военной продукции больше, чем погибало на фронте. Немцы выпускали меньше, чем погибало и в какой то момент чаша весов склонилась в нашу сторону. Подразделение наихрабрейших войск без патронов и снарядов это лёгкая добыча для врага.

    Ответить
    2 +
  • MrRudderman
    MrRudderman 07 февраля 2018

    Довелось летом посидеть в военном автомобиле "Тигр" (кстати название фашистского танка, чё других названий нет?), так вот там двигатель - Ивеко Итальянский если что, а Италия - немножко член НАТО. Вот бы Сталин у гитлера моторы бы покупал для танков.

    Ответить
    2 +
  • MrRudderman
    MrRudderman 07 февраля 2018

    И наконец как владелец УАЗа Патриот 2015 года, могу сказать одно - машины делать не умеют. И уже ничего делать уметь не будут очень скоро, заводы стоят, без окон без дверей, а главное почти нет рабочего класса, одни узбеки чего то пилят, а новое поколение в телефонах круглосуточно. Как сказал друг работающий на танкере донкерманом, - на замену никого нет, молодёжь не знает ничего, ему уже 57 лет, скоро на пенсию. Общее настроение - пессимистичный реализм. Летела ракета - упала в болото, Какая зарплата - такая работа...

    Ответить
    4 +
  • MrRudderman
    MrRudderman 07 февраля 2018

    Сейчас Путина опять выберут и будем жить пуще прежнего, припеваючи, да приплясываючи...

    Ответить
    1 +