Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Зачем в России ликвидируют высшие учебные заведения

05 февраля, 14:45 | Игорь Серебряный

В 2017 году Рособрнадзор приостановил лицензии 35 вузов. Еще в 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов (лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность).

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов в России сократилось с 2268 до 1171 (данные на январь 2018 года).

Эти показатели соответствуют планам Минобрнауки к концу 2016 года завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования.

Одновременно в 2017 году 21 вуз получил госсубсидии на общую сумму 10,3 миллиарда рублей в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013—2020 годы», целью которой является вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу к 2020 году.

Вузы имени князя Потёмкина

Экономия на образовании — это в принципе худший вариант экономии, потому что вложения в высшее образование — это длинные деньги, и, жадничая сегодня, страна рискует остаться на задворках мирового научного прогресса через пять лет, считает академик Российской академии образования Борис Бим-Бад.

«Это означает резать по живому — сокращать бюджетные места и самофинансироваться за счет увеличения доли платных образовательных услуг. Либо еще радикальнее — сокращать количество самих вузов по принципу „лучше меньше, да лучше“ — что сейчас и происходит. Только в этом случае можно рассчитывать, что хотя бы горстка российских университетов попадет в мировой рейтинг», — говорит он.

Сокращение количества высших образовательных учреждений в России путем отзыва лицензий происходит в последние годы постоянно. И в этом есть здравый смысл, потому что от того, что техническое училище переименовалось в политехнический университет, качество обучения не повысилось, и ускоренное размножение фиктивных, по сути, молодых специалистов приносит экономике и обществу прямой вред.

Но, по мнению академика, здесь важно не перегнуть палку и не удариться в другую крайность.

«Можно оставить в стране только пять вузов и все выделенные на высшее образование средства направить только в них. Тогда эти вузы непременно войдут в мировой топ-100. Но будет ли от этого польза обществу? Здесь напрашивается прямая аналогия со спортом: можно ради подготовки нескольких сотен олимпийских чемпионов закрыть массовые спортивные школы. Но от этого сильно веет потемкинскими деревнями», — предупреждает Бим-Бад.

По расходам на образование РФ в 2017 году занимала 98-е место в мире, уступая Мавритании и Алжиру.

Высшее бумажное

Все последние годы в России в самом деле усиливается дифференциация вузов на «сильные» и «слабые», признаёт директор департамента образовательных программ НИУ ВШЭ Александр Сидоркин.

«Как и кто определяет силу и слабость вузов? Очень просто: те вузы, куда поступают самые сильные абитуриенты, считаются самыми сильными. А куда слабые — наоборот. Мы видим тенденцию к дальнейшему расслоению, несмотря на то, что бесплатных мест на всех не хватает. То есть часть студентов предпочитает лучше заплатить за хорошее высшее образование, даже если есть возможность получить бесплатное, но посредственное», — сказал он «Ридусу».

Но тогда встает вопрос: а зачем вообще нужны слабые вузы?

«Минобрнауки действительно закрыло многие слабые филиалы и вузы. И правильно сделало. Но говорить о резком сокращении количества людей, получающих высшее образование, не приходится. Массовизация высшего образования — процесс в целом благоприятный для развития страны. Спрос на высшее образование высокий и продолжает расти», — объясняет Сидоркин.

При этом, не отрицает он, в России действительно есть целый пласт «вузов», которые таковыми являются только на бумаге, а на деле студенты в них получают не знания, а формальный диплом о высшем образовании.

«Помогать подобным заведениям — это выбрасывать деньги на ветер», — говорит Сидоркин.

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (7)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Вы видели студентов 3-го курса, которые буквы не знают? И, например, писали "Смирноф", "менистерство", "гасударственый" и т.п. ? Зуб даю так было. Сейчас гораздо лучше: уже не грамоты не хватает, а культуры. Т.е. все правильно идет. А заочные (или дистанционные) отделения должны выдавать диплом другого образца. С коричневыми "корками".

Small default

Надо лишать лицензии вузы -шарашки. Это правильный подход. Одновременно с этим вкладывать миллиарды в "спорт высших достижений" - участие в рейтингах - это тупик. Надо снижать коррупционную емкость высшего образования. Она очень велика. Надо значительно улучшать финансовые условия преподавателей и профессуры, давать вузам фин. и управленческую самостоятельность. Развивать научную деятельность в вузах, наращивать связи вузов с реальным сектором, чтобы студенты руками могли потрогать свою будущую профессию и понять значимость каждого предмета, который проходят в вузе, и самое главное. Надо не МГУ тянуть к уровню МТИ, а региональные вузы хотя бы до уровня МГУ вытянуть. Вот это самое важное.

Когда на РИДУСе будет возможно написанный текст редактировать, удалять? Иногда так хочется удалить написанное, но нет возможности. Иногда появляются ошибки, за которые очень стыдно,а исправить нет возможности.