В российских соснах найдены следы ядерных испытаний США

© VisualHunt.com

Новосибирские ученые из Института ядерной физики СО РАН провели анализ годичных колец сосен и выявили следы ядерных испытаний, которые проводились в 1960 году. Анализ показал, что в деревьях содержится большое количество атомов углерода-14 — нестабильного изотопа, возникающего при распаде ядер плутония и урана в атомных бомбах и реакторах.

Такое открытие указывает на глобальное влияние подобных испытаний, которые пагубно сказываются на окружающей среде, сообщается в пресс-релизе института РАН.

Мониторинг экологических последствий ядерных испытаний с помощью радиоуглеродного метода в мире распространен, но ближайшие к нам ускорительные масс-спектрометры находятся в Европе и в Америке. Мы получили результаты, близкие к тем, что наблюдают коллеги, хотя измеряли образцы, взятые практически с другого конца света. Мы показали, что наземные ядерные испытания в Америке оказали заметное влияние на экологию России и наоборот, рассказывает академик Василий Пархомчук, заведующий лабораторией ИЯФ.

Ядерные испытания проводились с сентября 1945 года, и на сегодняшний день зафиксировано около 2,5 тысяч испытаний, из которых две трети были произведены под землей и еще 520 в атмосфере. Как выяснили ученые, такие события оставили следы не только в атмосфере и почве, но и в деревьях.

До начала каких-либо ядерных испытаний углерод-14 возникал в атмосфере исключительно естественным путем, в результате взаимодействия атомов в атмосфере с космическими лучами, что позволяет использовать его в качестве надежного индикатора возраста почти всех археологических и палеонтологических артефактов.

Сегодня научные и военные организации в России и в зарубежных странах постоянно следят за изменениями в уровне углерода-14, так как проводить ядерные испытания могут непризнанные ядерные государства вроде Индии, КНДР, Израиля или Пакистана.

Новосибирские физики рассказали, что подобные наблюдения помогут не только проследить текущую политическую жизнь других государств, но и узнать, как влияют такие испытания на нашу планету.

Свое открытие ученым «помогла» сделать сосна, которая росла на территории новосибирского Академгородка на протяжении более века. Для этого ученые выделили целлюлозу из каждого кольца дерева, растворили ее особым образом и изучили количество атомов углерода-14 в них.

Замеры показали, что излишки углерода-14 содержатся как в американских, так и в российских соснах, которые росли в 50−60 годы прошлого века.

Ученые предполагают, что такая систем будет полезна не только физикам: ее смогут использовать искусствоведы для проверки подлинности картин, а также эксперты для определения качества алкогольной продукции.