+3
Сохранить Сохранено 7
×

«Теневиков» заставят работать на благо родины


«Теневиков» заставят работать на благо родины

© pxabay.com

Сложная ситуация, обусловленная сменой глобальных экономических трендов и жесткими санкциями в отношении целого ряда субъектов российской экономики, привела к тому, о чем еще совсем недавно никто и не помышлял. Если ранее считалось, что базовый вектор экономического развития могут задавать исключительно экспортно-сырьевые компании полугосударственного типа, то сегодня взоры капитанов экономики направлены в прямо противоположном направлении.

В условиях ухудшающейся конъюнктуры и международных санкций это средний, малый и сверхмалый бизнес, давно «заброшенные» правительством за низкую доходность и высокую проблемность. В последние годы малое и среднее предпринимательство (МСП) было предоставлено самому себе и, по сути, отдано на откуп чиновникам, налоговикам и силовикам всех мастей. Естественной реакцией на это стал массовый уход МСП «в тень», со всеми вытекающими последствиями для бюджета и экономического роста.

Между тем, как выясняется, при должном подходе и активном выведении МСП из «тени» этот сектор уже к 2025 году может добавить к экономическому росту около 2,5%.

По крайней мере, такие цифры были озвучены на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, представившим новую программу под названием «Свет для гаражной экономики» для стимулирования выхода из тени малого и среднего бизнеса.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Там, за гаражом

Термин «гаражная экономика» весьма выразительно раскрывает суть самого явления, когда огромное количество людей осуществляет свою деятельность в условных «гаражах», без правил и законов, не только не принося ничего своей стране, но и страдая от полицейского и криминального произвола.

Озвученные на конференции цифры действительно заставляют схватиться за голову.

Так, российская теневая экономика является сегодня 4-й в мире по своему объему, достигшему уровня в 39% от ВВП. Больший объем теневой экономики был зафиксирован только у Украины (46% от ВВП, или 1,1 триллиона гривен), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП).

По расчетам Министерства труда и социального развития, до 15 миллионов россиян полностью исключены из официальной экономики. Доходы россиян, занятых в теневом секторе, в 2017 году составили 10,9 триллиона рублей, а доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах (согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС), — 31,4%.

Кто виноват?

По мнению авторов программы, массовый уход экономики в тень начался в 2013—2014 годы, когда государством был принят ряд решений, приведших к усилению административного давления и фискальной нагрузки на бизнес.

Причины этих изменений в целом понятны: общее ухудшение внешних условий заставило государство искать новые источники доходов, одним из которых и стала массированная и плохо продуманная «стрижка» МСП. Прежде всего это повышение ставок социальных страховых платежей, увеличение штрафных санкций, повышение кадастровой стоимости земли и т. п. Насколько все это оказалось действенным и эффективным, можно судить по цифрам, представленным выше.

Нравится это кому-то или нет, но уже сейчас, опираясь на приведенные данные, можно сказать, что Россия как никогда рискует лишиться части собственной экономики, через что в разное время уже проходили некогда успешные страны.

Что делать?

По мнению Бориса Титова, переломить ситуацию можно путем создания системы государственного регулирования, стимулирующей выход из тени «гаражного» сектора экономики и работу в легальном поле, а также развития уже действующих предприятий МСП. По его мнению, это позволит к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП России — с 20% до 30%, а число рабочих мест, создаваемых МСП, — с 26% (18,8 миллиона) до 45%, что даст прирост ВВП страны на 2,5%.

Как делать?

Как полагают авторы программы, реализация задуманного должна осуществляться по меньшей мере по пяти направлениям: установить максимально простой режим регулирования деятельности; обеспечить предпринимателей необходимыми кредитными ресурсами; обеспечить бизнес производственной и иной инфраструктурой; освободить предпринимателей от ответственности за ошибки прошлых лет; сделать так, чтобы несоблюдение требований законов стало невыгодным для бизнеса.

© pixabay.com

Важные детали

Одним из наиболее важных моментов программы является обеспечение работы «в белую» самозанятых лиц (репетиторы, частные фотографы, мастера-ремонтники и т. п.). В данном случае речь идет о значительном пласте населения страны, никак не задействованном в общестрановом экономическом процессе.

С одной стороны, государство должно предоставить таким людям полную легализацию и правовую защиту (что позволит оградить их от различного рода произволов), с другой — учитывая значительное количество подобного рода работников, оно получает внушительный источник пополнения бюджета.

Проблема в данном случае состоит только в одном — найти золотую середину в виде удобной формы взаимоотношений между самозанятым работником и государством, а также посильной ставки сборов с последнего.

По мнению Титова, платежи самозанятого работника могли бы быть сведены к 10 тысячам рублей в год в федеральный бюджет и максимум 10 тысячам рублей в региональные.

Впрочем, у многих экспертов даже эта цифра вызывает серьезные сомнения. И эти сомнения вполне обоснованны, так как перед глазами у всех существует пример введения системы патентов, которая, по мнению ее авторов, должна была подхлестнуть самозанятых к образованию ИП. На сегодняшний день можно констатировать полный провал этой идеи из-за неправильного расчета отчисляемых сумм.

10 тысяч рублей — это очень много, — пояснила „Ридусу“ вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. — У нас есть регионы с высокой платежеспособностью, а есть и реально депрессивные. Например, Республика Алтай, где средняя зарплата составляет от 7 до 9 тысяч рублей. Поэтому для них и 500 рублей будет очень большой цифрой. В связи с этим я не согласна с тем, что выплата должна делиться на федеральную и региональную составляющие. Я считаю, что федеральной цифры быть вообще не должно. Все должно быть переведено на усмотрение регионов. Смотрите, что получилось с патентами для индивидуальных предпринимателей: федеральную часть — взнос 27 990 рублей — там не тронули, и что получилось в итоге — патенты никто не берет. И те самые льготные 6% с дохода уже никого не спасают. Всё, идея выхолощена.

Звуки «Набата»

Не меньшее значение для выведения МСП из «тени» имеет и предоставление бизнесу защиты от посягательств со стороны бюрократической машины и силовых ведомств.

В этой области на конференции был презентован специальный электронный сервис «Набат», позволяющий предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного по делам бизнеса (как регионального, так и федерального уровня) в случае внеплановой проверки или обыска. Предполагается, что нажатие бизнесменом «красной кнопки» позволит избежать случаев «келейного наезда» на предпринимателя недобросовестных проверяющих.

© vk.com

В большинстве случаев после того, как подобные «проверки» становятся достоянием гласности и предметом исследования адвокатов и уполномоченных по делам бизнеса, интерес к ним у проверяющих резко пропадает.

Как показала практика (с весны этого года «Набат» прошел обкатку в Ростовской области), сервис оказался на редкость эффективным.

Получилось так, что многим предпринимателям было достаточно сказать проверяющим, что мы сейчас воспользуемся „Набатом“, после чего проверки, по неведомым причинам, моментально прекращались, — рассказал „Ридусу“ омбудсмен по вопросам, связанным с нарушениями прав предпринимателей при применении меры пресечения и исполнении приговора, Александр Хуруджи. — В результате до непосредственного обращения к нам дело доходило не так уж и часто. На сегодняшний день приложение скачано около 700 раз, при том что реальных обращений, с которыми нам приходилось разбираться, было 87.

По словам омбудсмена, система «Набат» предназначена в том числе и для защиты предпринимателей от рейдерских захватов бизнеса.

Таким образом, заявленную программу можно считать первой более или менее сбалансированной попыткой сдвинуть с мертвой точки одну из наиболее серьезных проблем отечественной экономики.

Несмотря на то, что многие из заявленных предложений выглядят все еще достаточно спорно и требуют дополнительной проработки, сам факт начала движения в сторону вывода МСП из тени не может не внушать оптимизма.

Уже сам этот факт следует расценивать как большой шаг вперед, учитывая, что в настоящий момент Россия вступила (во многом против своей воли) в состояние смены прежней экономической модели, базировавшейся на сырьевом экспорте и государственных корпорациях.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (3)

  • Сергей
    Сергей 24 ноября 2017

    Не может быть, чтобы наши паразиты дали людям возможность нормально работать. Так что на этот титовский трёп давно никто не покупается.

    Ответить
    3 +
  • PS
    PS 24 ноября 2017

    Ну, деньги олигархов не могут заставить работать на "благо Родины" , так хоть мелких теневиков....

    Ответить
    4 +
  • русский немец
    русский немец 24 ноября 2017

    ..ох трудно это будет сделать, наверное нужно начинать не с гаражей.

    Ответить
    2 +