+9
Сохранить Сохранено 7
×

Фотопутешествие в отстроенную заново обитель Никона


Фотопутешествие в отстроенную заново обитель Никона

© Андрей Малосолов/facebook.com

На прошедшей неделе было широко объявлено, что многолетняя реконструкция жемчужины Подмосковья — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря наконец-то практически завершена. 

Под это дело в Истру приехало руководство страны, и разумеется, Патриарх Кирилл.

Воскресе́нский Ново-Иерусали́мский монасты́рь — исторический ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области. Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Ну, а когда высокие гости схлынули, наведался сюда и я. И остался более чем удовлетворен увиденным. 

Новоиерусалим показался мне грандиозным сооружением, еще раз подчеркивающим даже не роль современных реставрационных технологий, а гениальное умение строить наших предков. 

Вот эта громадина, большая духовная обитель, возвышалась над деревянными, а позже и каменными крестьянскими и купеческими домами, с 1656 года, когда Патриарх Никон, решил воссоздать под Москвой комплекс святых мест Палестины.

Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Стоит ли говорить, что монастырь полностью и близко к оригиналу воссоздает этот облик и внешне, и внутренне.

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней [K 2], на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году).

© Андрей Малосолов/facebook.com

Можно только предполагать, каких трудов стоило возведение Обители. 

Никона активно критиковали, особенно те, кто после его церковных реформ получили название старообрядцы — мол, умучил крестьян и работных людей на этом строительстве. 

Нетрудно представить, что так оно и было, но зато в памяти нации навсегда останется не результат первого тайма, а счет на табло, простите, уж, за мои футбольные сравнения.

При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

© Андрей Малосолов/facebook.com

При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. 

В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. 

Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных[K 3] и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время"[. Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

© Андрей Малосолов/facebook.com

История монастыря была долгой и непростой, как и судьба его создателя. 

Никон из Патриархов был смещен до положения простого монах и сослан в Ферапонтов монастырь, затем снова обласкан правителями уже в самом конце жизни, и умер как раз по дороге в Новый Иерусалим, своего детища. Здесь же отпет и похоронен был. 

Сейчас в монастыре располагается придел Никона, куда я непременно заглянул.

В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Монастырь стал центром паломничества практически сразу после возведения. Кроме того здесь располагалась одна из самых больших библиотек России, находился научный и культурный центр той страны.

В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились, среди прочего, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Темные люди полагают религию православную оторванную от наук, но история Нового Иерусалима убедительно доказывает обратное. Не одно поколение ученых и профессоров трудились в Обителе. Архимандритами назначались сященники с учеными степенями, как например, в 1869 году архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин).

Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с малоросскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. 500 экземпляров из монастырской библиотеки в 1674 году было взято в Патриаршию ризную казну. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Рукописи из библиотеки монастыря описаны Амфилохием в 1859 году в его «Описании рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим». В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, с 1920 года оно хранится в Государственном Историческом музее.

© Андрей Малосолов/facebook.com

В 1919 году монастырь был закрыт большевиками. 

С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. 

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.

© Андрей Малосолов/facebook.com

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены. До этого в стенах монастыря немцы поставили госпиталь, но в первые месяцы работы из 2 тысяч раненных солдат и офицеров ровно половина умерла в сильнейшие морозы -42 градуса.

Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Однако большую часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления крупных частных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.

© Андрей Малосолов/facebook.com

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

Колоссальное внутреннее убранство монастыря поражает!

© Андрей Малосолов/facebook.com

К 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола.

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 миллионов составили народные пожертвования.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Писать более подробно времени, увы, нет, но это и не требуется — будет стимул посетить одно из самых красивых мест Московской области. Не говоря уже о его духовной составляющей.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com

Могила директора музея, который размещался на территории монастыря. О нем здесь осталась очень добрая память.

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (2)

  • Ya_mimiting
    Ya_mimiting 24 ноября 2017

    Фантастично!

    Ответить
    0 +
  • Бобринский
    Бобринский 24 ноября 2017

    А не здесь ли Иван IV планировал встретить конец света?

    Ответить
    0 +