+6
Сохранить Сохранено 7
×

Психология шпаны: как зеленка стала орудием «опускания» оппонентов


Психология шпаны: как зеленка стала орудием «опускания» оппонентов

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Ролик, в котором мужчина, похожий на «умывшего» зеленкой девушек хабаровского таксиста, сам умывается зеленкой, появился в интернете во вторник.

Ранее в Сети была выложена запись, на которой таксист заставляет девушку умываться зеленкой. Вторая девушка с уже зеленым лицом закрывается воротом кофты.

Видео получило широкий общественный резонанс. Полиция начала проверку. Диспетчерская служба такси уволила этого водителя.

Накануне водитель такси сам явился в полицию и написал объяснение, согласно которому он отвез двух девушек и парня из Хабаровска в Вяземский (город в двух часах езды от Хабаровска), за проезд ему не заплатили.

«Ридус» попытался разобраться в причинах этого «зеленого феномена».

Молодо-зелено

Объяснить «зеленочный» феномен достаточно просто, убеждена социальный психолог Екатерина Дедашевич.

Скорее всего, эта мода пошла после того, как оппозиционеров начали обливать зеленкой перед телекамерами, а те не просто не стеснялись этого, а, наоборот, стали использовать свою «окраску» как отличительный знак.

Например, после того, как Илью Варламова в Ставрополе в апреле его оппоненты («гопники», по описанию самого блогера) дважды облили зеленкой, а до того таким же способом было совершено нападение на Алексея Навального, их сторонники стали нарочно мазаться зеленкой в публичных местах.

«Психология распространения такого влияния хорошо известна. Если какой-то раскрученный персонаж, неважно, политик он, эстрадная звезда или кто угодно еще, становится субъектом или объектом какой-то запоминающейся выходки, то эту выходку моментально начинают копировать», — сказала она «Ридусу».

Благодаря современным коммуникативным технологиям, такое подражательство распространяется в молодежной среде со скоростью лесного пожара. Дело в том, что в основном подобному влиянию подвержены люди, живущие стадным инстинктом и обладающие низким уровнем образования, говорит психолог.

«Посмотрите, кто заставляет умываться зеленкой своих недругов: это люди из низших социальных слоев, те, кого называют шпаной. Это хорошо и давно известный уголовный и околоуголовный прием — „опускание“ оппонента, которое не причиняет ему серьезного физического вреда, но „маркирует“ его как неприкасаемого», — объясняет она.

Именно малообразованные люди, тем более живущие в глухой провинции, сильнее всего восприимчивы к образцам поведения, которые они видят через средства массовой информации, будь то телевидение (в основном для старшего поколения) или социальные сети (для молодежи).

В свое время похожую популярность приобрела выходка Владимира Жириновского, который в 1995 году в прямом эфире облил своего оппонента, ныне покойного Бориса Немцова, апельсиновым соком.

«Апельсиновый сок» на какое-то время тогда даже стал мемом, однако широкого распространения обливание им друг друга не получило — возможно, из-за определенной «элитарности» как самой субстанции, так и тех, кто этот способ выяснения отношений инициировал.

Смолы под рукой не оказалось

Некоторые исследователи полагают, что сам по себе «зеленочный» феномен не нов, что это — отсыл ко временам сталинского террора, когда приговоренным к расстрелу якобы мазали лоб зеленкой, чтобы палачам было проще найти их в бараке. Они ссылаются на уголовную феню, на которой «намазать зеленкой» означает «приговорить к расстрелу».

Это литературная легенда, а ноги у «зеленочной» темы растут совсем из другого места, не соглашается историк латентных структур, председатель Московского отделения партии «Социальная солидарность» Андрей Синельников.

«Первый раз в современной истории обливание зеленкой произошло в 2010 году, когда ею измазали участниц феминистской группы Femen. Почему была использована именно зеленка, а не просто краска или, скажем, йод, неизвестно. Но совершенно прозрачно, что зеленка здесь выступала в качестве виртуального аналога смолы, которой в прошлые времена мазали проституток», — сказал он «Ридусу».

Поскольку Femen в то время занимала в медийном пространстве примерно ту же нишу, которую позднее заняла также женская группа Pussy Riot, подражатели (со знаком минус) у них появились моментально.

Зеленкой в последующие годы обливали таких известных людей, как Андрей Макаревич, Сергей Митрохин, Надежда Толоконникова, Людмила Улицкая и других, причем не только в России, но и на Украине.

Но было бы слишком заумно полагать, что большинство «зеленкометателей» вкладывают какой-то второй смысл в применение этого вещества, полагает Синельников: они просто бездумно подражают увиденному по телевизору; для каких-то исторических аналогий у хабаровского таксиста и ему подобных просто не хватит кругозора.

Версии об уголовных корнях этого способа расправы также некорректны, добавляет историк.

«Я по профессиональной деятельности хорошо знаю традиции уголовной среды еще со времен Российской империи. В этой среде для „опускания“ провинившихся их никогда ничем не мазали, ни краской, ни зеленкой, там были и остаются другие методы. Это совсем новый феномен, с криминальным миром никак не связанный», — утверждает он.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (7)

  • Abstinent
    Abstinent 29 августа 2017

    Этот метод воспитания неразумных отличается в лучшую сторону от того, когда виновного пинают ногами впятером до смерти. Он значительно гуманнее и человечнее. Ибо страдает только самолюбие, а не тело.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 29 августа 2017

    вы говорите, как о выборе между петлей и гильотиной. Здесь не стоит вопрос, что гуманней. Ответ на него содержится в УПК РФ. Здесь о том, допустим ли вообще такой способ. На мой взгляд - нет. Но это не значит, что я за биту и кастет. И то и другое - преступление

    Ответить
    5 +
  • Abstinent
    Abstinent 29 августа 2017

    Самые гуманные в мире люди-это жители ФРГ. Когда происходили последние события, связанные с беспределом, творимым иммигрантами, немецкие граждане являли собой образец милосердия и всепрощения. Мне рассказывали очевидцы, в то время как несчастные юноши-иммигранты охваченные тоской по прекрасному, но недоступному для них в силу трагических обстоятельств полу, насиловали публично немок, их мужья безучастно стояли поодаль и собирали свидетелей, дабы впоследствии участвовать в составлении полицейского протокола. Вот истинный образец для подражания всем, кто не в состоянии определиться со своей гражданской позицией.

    Ответить
    1 +
  • Максим
    Максим 29 августа 2017

    вы опять сравниваете круглое и теплое

    Ответить
    1 +
  • Abstinent
    Abstinent 29 августа 2017

    Посему я тоже осуждаю злобных и невоспитанных таксистов. Нет, чтобы поблагодарить юношей и девушек за то, что они выбрали именно его такси, и вручить вместе с отеческим добрым наставлением посильную сумму деньзнаков неимущим отрокам, так они прибегают к таким бесчеловечным и жестоким методам воспитания. А ведь как легко ранить душу молодежи только-только вступающую в большую жизнь, дабы своим трудом укреплять общество и державу.

    Ответить
    0 +
  • Максим
    Максим 29 августа 2017

    Abstinent, вот поверьте, я не знаю, как расценивать эту ситуацию. У меня к ней тоже масса вопросов и прежде всего: чем так напугали этих девок (которых я ни разу не обеляю), что они молча мазались зеленкой, протягивая за ней руки. Если не бить, то хотя бы заорать и звать на помощь они не могли? Интересно, как бы они вели себя, если бы их там принялись насиловать? Возможно, иначе. Но они, как тупые овцы молчали и хныкали в рукав. Получается, что публичное унижение человеческого достоинства для них - в общем-то не самое страшное, главное - все остальное цело. Может быть и так, но лично меня такое отношение людей к собственному достоинству малость удивляет. Про таксиста - все еще хуже. Сначала, это быдло (будем называть вещи своими именами) глумился и гоготал, а потом как-то тихо обдристался и тянул ручки почище тех самых девиц. Интересно, его только в зеленке искупали, или мож еще чего. Мораль басни печальна: народец большей частью строит из себя героев, когда перед ним слабый, а когда попадается тот, кто сильней его, или просто есть риск огрести в репу, покорно протягивает ручки за зеленкой. А ведь наверняка, незадолго до этого, этот самый ослохлоп глумился в сети на тему, как он наказал девчонок и парня с ними. Кстати, не исключаю, что если сейчас кто-то возьмет за зад этого "мстителя", он точно так же будет тянуть ручки за живительной зеленкой. Такая вот фигня. Что до самих участников истории, то все они стоят друг друга и симпатии не вызывают

    Ответить
    4 +
  • Abstinent
    Abstinent 29 августа 2017

    Как в свое время говаривал мой отец, прошедший две войны: "Бывает в жизни огорченье, когда вместо хлеба ешь печенье". Это я к тому, что нет четких правил, как оставаться человеком. А те, которые есть, зачастую бездушны и формальны. Я всю свою жизнь думал в подобных ситуациях, а как бы поступил мой отец, который на одной войне был сапером, а на другой полковым разведчиком. Потом принимал решение. Конечно, это происходило очень быстро, в считанные секунды, ибо зачастую времени просто не было. Сейчас давая своим взрослым сыновьям советы, конечно только в том случае, если они их просят, я их даю, и при этом не чувствую себя ханжой и лицемером. Поэтому, спасибо отцу. Видимо он меня кое-чему научил.

    Ответить
    0 +