Российские астрономы впервые сфотографировали «плевок» черной дыры

Впервые российские астрономы получили фотографии так называемого «плевка» — вспышки света — черной дыры при помощи обычных оптических телескопов.

По словам ученых, человек может увидеть небольшие черные дыры, используя обычные линзы, зеркала, а то и просто невооруженным взглядом, говорится в статье, опубликованной в научном журнале Astrophysical Journal.

По словам астронома из МГУ Владимир Липунов, такие вспышки света возникают, как правило, в тот момент, когда черная дыра захватывает материю и разогревает ее до температуры в несколько миллионов градусов.

Липунов с коллегами впервые увидел выбросы черной дыры, наблюдая за одним из самых необычных объектов в ближайших космических окрестностях Земли — микроквазаром V404 в созвездии Лебедя.

Принято считать, что микроквазары возникают в двойных звездных системах, состоящих из большой, но короткоживущей звезды и ее меньшего компаньона. Когда большая звезда исчерпывает запасы ядерного горючего, на ее месте возникает черная дыра, начинающая «воровать» материю у своего соседа. Часть этой материи выбрасывается в виде раскаленной струи газа, движущейся с околосветовой скоростью.

Сейчас астрономам известны только четыре микроквазара в нашей Галактике и ни одного — за ее пределами.