+1
Сохранить Сохранено 7
×

Краткая история «пристойной» порнографии: 1980-е


Краткая история «пристойной» порнографии: 1980-е

Восьмидесятые годы были не лучшим временем для того, чтобы проталкивать порнографию в массы: вероятно, слишком много энергии выплеснулось в предыдущем десятилетии — и большому кино требовалась передышка. Поэтому фильмы, вошедшие в этот список, не похожи на прошлую десятку — если это и «порно», то несколько иного уровня. Режиссёры большинства из этих картин были, скорее, возмутителями спокойствия: не показывая порой ничего напрямую, они исследовали границы допустимого, флиртуя, скажем так, со зрительским воображением. Порой это заигрывание оборачивалось художественной метафорой, иногда — мягкой эротикой; все вместе эти картины позволили кинематографу понять, на что именно готова аудитория в стремлении полюбоваться запретной «клубничкой»…

«Голубая лагуна» (США, 1980)

Брук Шилдс «пошла по наклонной» в самом нежнейшем возрасте: уже в десять лет она позировала для «Плейбоя», а в двенадцать снялась в жутко провокационном фильме Луи Маля «Прелестное дитя» (1977), где сыграла девочку, живущую в борделе — со всеми вытекающими последствиями. Луи Маль пусть и был француз, но перегибать палку с фривольностями не стал (в его фильме, опять же, больше работало воображение) — зато когда девочка чуток подросла, её раскованность была в полной мере использована в «Голубой лагуне», якобы приключенческом фильме, который все смотрели явно не ради созерцания приключений.

Трейлер фильма «Голубая лагуна»

История двух детей, которые выросли на необитаемом острове и в связи с неизменно тёплой погодой не нуждались в одежде, — пример «подросткового кино», которого больше нет и никогда, наверное, не будет. Нынешним мальчикам и девочкам снятся эротические сны совсем иного характера — и в них теперь нет той тихоокеанской лазурной романтики, что была предложена некогда половозрелому юношеству режиссёром Рэндалом Клайзером.

«Нежные кузины» (Франция — ФРГ, 1980)

Четырнадцатилетний подросток остаётся единственным мужчиной на всю усадьбу — в окружении скучающих без ласки и внимания представительниц слабого пола…

Кадр из фильма «Нежные кузины»

Фотограф Дэвид Хэмилтон (или Гамильтон, как кому привычнее) начал смущать общественные умы задолго до вышеупомянутого Луи Маля — снимая в очаровательной дымке обнажённых нимфеток, не ведающих даже, что такое смущение. Но несмотря на долгие годы жизни (мэтр трагически покинул нас лишь прошлой осенью), его кинематографическая карьера оказалась ограничена всего восемью годами и, если говорить об игровом кино, всего пятью названиями: «Билитис» (1977), «Лора» (1979), «Первые желания» и «Лето в Сан-Тропе» (оба — 1983).

Выбранные нами «Нежные кузины», пожалуй, даже не столь скандальны, как другие картины, где в центр истории, как правило, были поставлены отношения юных красавиц со зрелыми мужчинами. Известно ведь, что если пикантный сюжет вертится вокруг не девушки, но юноши, большинство из нас относится к нему уже без должного порицания, не столько возмущаясь, сколько радуясь за парня.

«Идентификация женщины» (Италия — Франция, 1982)

Сорокалетний режиссёр разыскивает тот женский идеал, который мог бы вдохновить его на создание следующего фильма. Но найти правильную женщину оказывается непросто…

Трейлер фильма «Идентификация женщины»

Представив этот фильм накануне своего 70-летия, великий Микеланджело Антониони стал ещё одним итальянцев, совокупившим чувственность с экзистенциализмом. Сцены страстных соитий нужны режиссёру лишь для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю пустоту героя и тщетность его поисков — впрочем, каждому зрителю вольно трактовать их по-своему. Немало откровенных сцен будет и в следующем подписанном его именем фильме — «За облаками» (1995), а венчает творческий путь мастера и вовсе новелла, открывающая альманах под названием «Эрос» (2004).

«9 1/2 недель» (США, 1986)

В мировом масштабе главной «клубничкой» восьмидесятых стали, пожалуй, «9 1/2 недель» Эдриана Лайна — хотя и есть подозрение, что в нашей стране этот «запретный плод» известен лучше, чем где бы то ни было. История пылкой страсти, от любви до ненависти, бизнесмена Джона Грея и культурной девушки Элизабет МакГроу поразила публику не столько эротической составляющей (по нынешним временам там «ничего не видно»), сколько широтой возможностей: а вот, оказывается, как ещё можно.

Трейлер фильма «9 1/2 недель»

По прошествии десятилетий очевидно, что художественное достижение здесь по меньшей мере одно: режиссёру удалось впихнуть секс в формат видеоклипа, растянув его при этом до полнометражного кино. Получилась мелодрама нового типа — в соответствии со своей эпохой, когда правила диктовало недавно появившееся MTV. Многие фильм, конечно, поначалу обругали, но прошли годы — и в искусство вошли те, кто некогда был им воспитан: так появилась история про ещё одного мистера Грея, к образованию которого приложила руку … сама Ким Бейсингер.

«Дьявол во плоти» (Италия — Франция, 1986)

Джулия крутит одновременно с завзятым террористом и пареньком-школьником, не в силах выбрать из двух любовников лучшего…

Кадр из фильма «Дьявол во плоти»

Не самая удачная, как считают критики, работа знаменитого итальянского режиссёра Марко Беллоккьо, который, в принципе, никогда не числился каким-то особенным бунтарём. Но и сломанные часы дважды в сутки показывают правильное время — вот и Беллоккьо выдал ленту на грани фола, которую (в отличие от иных выбранных нами работ) и впрямь можно счесть отчасти порнографической хотя бы из-за нашумевшей (что неудивительно) сцены орального секса и ряда прочих соответствующих вольностей.

К сожалению, актриса Марушка Детмерс, незадолго до этого очень ярко дебютировавшая у Годара, большою звездою в конечном счёте не стала: есть подозрение, что одной из причин тому стал как раз скандальный успех «Дьявола во плоти».

«Макс, моя любовь» (Франция — США, 1986)

Снятый во Франции на английском языке японским режиссёром Нагисой Осимой, этот фильм, признаемся честно, под определение «порнографии» попадает разве что в больших кавычках: здесь вы не увидите ничего такого. Но увиденное возмутит вас в любом случае, ибо изюминка ленты заключена в том, что благопристойная жена уважаемого дипломата влюбляется … в обезьяну. Большего и не надо, остальное развращённый мозг зрителя додумает самостоятельно.

Трейлер фильма «Макс, моя любовь»

Конечно, в первую очередь это сатира, нестандартный взгляд на семью и измену, рассказ о том, как далеки друг от друга могут быть близкие люди и как схожи — противоположности. Но чтобы понять это, картину надо было сперва посмотреть, тогда как блюстителям нравственности всегда хватает уже краткого описания и тем более постера — которые, разумеется, невероятно скандальны.

Актрисе Шарлотте Рэмплинг было не привыкать провоцировать публику: десятилетием ранее она сыграла в скандальном фильме «Ночной портье» Лилианы Кавани, который не попал в предыдущую нашу десятку лишь потому, что мы знали, что не забудем про него сегодня.

«Закон желания» (Испания, 1987)

Даже сегодня фильм на гомосексуальную тематику рискует быть принятым в штыки, а уж тридцать лет назад надо было быть отчаянным смельчаком, чтобы рассказать о любовном треугольнике, где все стороны — мужчины (и один из них — молодой Антонио Бандерас, между прочим).

Фрагмент из фильма «Закон желания»

Решился на такое — горячий испанский провокатор Педро Альмодовар. Это сейчас он — признанный классик, лауреат и председатель грядущего Каннского кинофестиваля. А тогда — молодой «повеса и скандалист», и к тому же — первый обладатель только что учреждённой премии «Тедди», вручаемой в рамках Берлинского фестиваля за лучшее кино о гомосексуальных отношениях. Короче, «за порнографию», как до сих пор свято убеждены многие твердолобы.

«Повар, вор, его жена и её любовник» (Великобритания — Франция, 1989)

Фильм Питера Гринуэя, опять же, нельзя назвать порнографическим, но рискованным, провокационным, скандальным — безусловно. Как и другие режиссёры из нашего списка, великий британец прекрасно знает, что для того, чтобы взбесить или возбудить зрителя, не обязательно действовать в лоб. Куда важнее — дать пищу для фантазии… В которой от прелюбодеяния до чревоугодия может оказаться всего лишь один шаг.

Фрагмент из фильма «Повар, вор, его жена и её любовник»

Как и в «Калигуле», главную женскую роль здесь сыграла будущая обладательница «Оскара» Хелен Миррен, никогда не чуравшаяся творческих экспериментов и нисколько не опасавшаяся за свою репутацию. Сам же Питер Гринуэй продолжает свои изыскания с обнажённым телом по сию пору — достаточно вспомнить его «Интимный дневник» или «Эйзенштейна в Гуанахуато». А ещё лучше — выходившую у нас три с половиной года назад ленту «Гольциус и Пеликанья компания»: когда депутат Поклонская говорит, что Николая II в «Матильде» играет порноактёр, она, вероятнее всего, имеет в виду участие Ларса Айдингера именно в этой картине.

«Дикая орхидея» (США, 1989)

Говоря о так называемой «порнографии в кино», невозможно обойти стороной Залмана Кинга — одного из сценаристов и продюсера «9 1/2 недель», внёсшего поистине неоценимый вклад в жанр то ли софт-порно, то ли просто мягкой эротики. А уж говоря о нём, невозможно выбрать одно из двух — его режиссёрский дебют «Слияние двух лун» или вышедшую вслед за ним «Дикую орхидею»?.. Не став большим художественным событием (несмотря на присутствие весьма именитых артистов), оба фильма, тем не менее, стали хитами советского видеопроката, заметно расширив, что называется, наши представления о прекрасном.

Трейлер фильма «Дикая орхидея»

Пожалуй, главный фактор, по которому одну картину можно отличить от другой, — Микки Рурк, после Джона Грея сыгравший в «Дикой орхидее» миллионера Джеймса Виллера, избравшего весьма нестандартный способ ухаживания за знойной красоткой Эмили Рид. Любопытно, что рекламная кампания фильма строилась на кем-то пущенных слухах о том, что популярный артист и фотомодель Карре Отис ничего не изображали во время съёмок сексуальных сцен, а совокуплялись по-настоящему (доказательством чему якобы стали их амурные отношения и последовавшая вскоре свадьба) — что, конечно, до сих пор обеспечивает картине особенно пристальное внимание эротоманов.

«Интердевочка» (СССР — Швеция, 1989)

Сперва, конечно, у нас была «Маленькая Вера» Василия Пичула с Натальей Негодой, не просто возмутившая, но расколовшая советское общество на тех, кто оставался в святом убеждении, что в Советском Союзе секса нет — и тех, кто имел на этот счёт противоположное мнение. Но «Интердевочка» оказалась и вовсе ножом в спину — ведь фильм о валютной проститутке Тане Зайцевой, бросившей родной Ленинград ради загнивающего Запада, поставил не какой-то там выскочка-дебютант, а Пётр Тодоровский, уважаемый человек, фронтовик, перед этим выпустивший такие полюбившиеся народом мелодрамы как «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Военно-полевой роман». И тут — нате!..

Трейлер фильма «Интердевочка»

Оправдываясь именем режиссёра, в кино пошли даже труженицы преклонного возраста — открывшие, надо полагать, для себя целый новый мир, до этого им неизвестный, но существовавший даже в самом сердце Октябрьской революции. Социалистические основы были потрясены — и сейчас неважно уже, что в картине отсутствуют не то что порнографические, но даже мало-мальски эротические сцены. Именно «Интердевочка» с лицом Елены Яковлевой, вбив последний гвоздь в гроб советской нравственности, легализовала в нашей стране жанр, который пышным букетом расцветёт уже в начале девяностых.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)