+4
Сохранить Сохранено 7
×

Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие


Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие

© Александр Родионов/Ridus

В тридцатый раз награду вручали по итогам Года российского кино, который, по мнению Президента Российской Академии кинематографических искусств Андрея Кончаловского, «получился интересный»: наше кино, конечно, «всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, но ростки пробиваются» — и у академиков было, из чего выбирать.

Кончаловский открывал церемонию в силу своей должности, а закрывал её уже как автор лучшего фильма 2016-го года: его «Рай», ранее премированный «Белым слоном» и «Золотым орлом», победил вполне предсказуемо, так как действительно лучший. «Картина, которую мы делали, — сказал режиссёр, — мы делали её потому, что эта тема начинает забываться. Я имею в виду катастрофу ХХ века и в особенности Холокост. {…} Никогда рана не должна быть нами забыта».

Андрей Кончаловский

© Александр Родионов/Ridus

Весьма условную конкуренцию «Раю» составляли «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Тут сразу надо отметить, что такие заметные работы прошлого года как «Экипаж», «Ледокол» и «Хардкор» в число номинантов, что весьма прискорбно, не попали.

Досталь и Серебренников также противостояли Кончаловскому в режиссёрской номинации. Любопытно, что вручение этого важнейшего приза — подобное произошло, кажется, впервые, — перенесли в этот раз из финальной части вечера в его середину: видимо, чтобы не показалось, что Кончаловского нынче «очень много». Кстати сказать, свою первую «Нику» мастер получил ещё на второй церемонии — по итогам 1988-го года он был награждён за с большим опозданием вышедшую на экран «Историю Аси Клячиной».

Сыгравшая в фильме своего супруга главную женскую роль Юлия Высоцкая получила «Нику», обыграв Ксению Раппопорт из «Дамы Пик» и Наталью Павленкову из «Зоологии». Таким образом, у «Рая» — три золотых статуэтки Богини Победы.

Юлия Высоцкая

© Александр Родионов/Ridus

Но трагикомедия «Монах и бес» взяла ещё больше: четыре награды! Юрий Арабов привычно забрал уже пятый свой приз за лучший сценарий (хотя достойны поощрения были и «Рай», и «Коллектор», и «Зоология» Ивана И. Твердовского), а Максим Беловолов в третий раз был назван лучшим звукорежиссёром.

Юрий Арабов

© Александр Родионов/Ridus

Тимофей Трибунцев

© Александр Родионов/Ridus

Борис Каморзин

© Александр Родионов/Ridus


Свои действительно заслуженные премии забрали актёры Тимофей Трибунцев и Борис Каморзин. Первый в своей номинации за лучшую мужскую роль соревновался с Михаилом Ефремовым («Хороший мальчик») и Константином Хабенским («Коллектор»), второй — лучшая мужская роль второго плана — с Михаилом Боярским («Самый лучший день») и Александром Горчилиным («Ученик»).

Три «Ники» и у «Дуэлянта»: Академия отметила операторскую работу Максима Осадчего, работу художника Андрея Понкратова и художника по костюмам Татьяны Патрахальцевой (для неё это уже вторая награда). Примечательно, что нашумевший «Викинг» был выдвинут на соискание премии только лишь в двух последних категориях.

Татьяна Патрахальцева

© Александр Родионов/Ridus

«Коллектор» и «Ученик» довольствовались одной победой: режиссёр и сценарист первого фильма Алексей Красовский был признан «Открытием года» (эту честь у него оспаривали режиссёр «Коробки» Эдуард Бордуков и исполнитель главной роли в «Ученике» Пётр Скворцов), а Юлия Ауг получила «Нику» за лучшее исполнение женской роли второго плана.

Правда, Ауг вышла на сцену не одна: награду с ней разделила (на «Нике» такое бывает довольно часто) Елена Коренева, сыгравшая в ленте Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (третьей в их списке была Светлана Брагарник из того же «Ученика»).

Юлия Ауг и Елене Корнеева

© Александр Родионов/Ridus

Проходная историческая драма Юрия Васильева «Герой» была премирована Академией в своей единственной номинации — за лучшую музыку, написанную нашим классиком Эдуардом Артемьевым (для него это уже третья «Ника»).

© Александр Родионов/Ridus

Премию за лучший неигровой фильм получил Виталий Манский за ленту о Северной Корее «В лучах солнца» (это его вторая победа), лучшим анимационным фильмом названа «Кукушка» Дины Великовской.

Виталий Манский

© Александр Родионов/Ridus

За наградой в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» вышли создатели картины «Чужой дом» (режиссёр Русудан Глурджидзе), выдвинутой от Грузии, но снятой в сотрудничестве с кинематографистами из Хорватии, Испании и России: от нас была не только поддержка Минкульта, но и Ольга Дыховичная в одной из главных ролей. По словам сопродюсера ленты Катерины Гечмен-Вальдек, этот рассказ о последствиях войны в Абхазии — «самая титулованная российская картина года», получившая такие премии, на которые иные наши ленты даже и не выдвигались (важнейшая из них до настоящего момента — главный приз второй по значимости программы Карловарского фестиваля). Тем горестнее, что в прокате мы эту работу так и не увидели.

Создатели картины «Чужой дом»

© Александр Родионов/Ridus

Почётными лауреатами «Ники» в этом году стали режиссёры Александр Сокуров («Честь и достоинство») и Александр Митта, которому не только вручили приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф», но и в честь случившегося именно в этот день 84-летия вынесли большой торт со свечками. Кинокритик Андрей Плахов получил награду «За вклад в кинематографические науки, критику и образование», а многосерийная картина Павла Бардина «Салам, Масква» была отмечена специальной премией «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии».

Александр Сокуров

© Александр Родионов/Ridus

Александр Митта

© Александр Родионов/Ridus

Праздничный торт для Александра Митты

© Александр Родионов/Ridus

«Нику» принято сравнивать с «Оскаром», но это допустимо лишь в том плане, что речь идёт о первой профессиональной кинопремии в нашей стране. У российских академиков принципиально другой подход к оценке кино: традиционно они предпочитают не успех у широких масс, а глубокое Авторское высказывание. Чтобы в полной мере оценить это, достаточно вспомнить имена тех великих и выдающихся режиссёров, что были в своё время отмечены наградой: Абуладзе, Параджанов, Иоселиани, Герман, Сокуров, Муратова, Балабанов, Абдрашитов, Звягинцев… Кончаловский со своим «Раем» занял достойное место в списке лучших из лучших.

Андрей Кончаловский

© Александр Родионов/Ridus

Ещё меньше сходства в проведении самой церемонии вручения наград. У «Ники» куцая красная дорожка, толпа на входе, отсутствие дресс-кода и той дисциплины, что заставляла бы всех вовремя усаживаться на свои места или не говорить столь длинные речи. Но есть кое-что и общее: в этот раз зал дружно вставал чествовать не только почётных лауреатов, но, например, и Александра Аскольдова, присутствовавшего в зале автора легендарного «Комиссара». Научились академики и аплодировать — как своим выходящим на сцену коллегам (порой с искренностью этих хлопков бывали проблемы), так и тем, кого уже нет, но кто остался навеки в мемориальных роликах, предваряющих некоторые номинации.

Алексей Красовский

© Александр Родионов/Ridus

Павел Бардин с актёрами сериала «Салам,Москва»

© Александр Родионов/Ridus

Андрей Плахов

© Александр Родионов/Ridus

Была даже попытка (правда, слабая и, вероятно, неумышленная) повторить оскаровский конфуз с «ошибочным» победителем — когда вышедший вручать премию за лучшую операторскую работу Игорь Клебанов сперва интонационно выделил снявшего «Ученика» Владислава Опельянца. Зал уже начал аплодировать и поздравлять, но неизменный руководитель церемонии Юлий Гусман не дал ситуации развернуться, оставил Опельянца на месте — и уже тогда выяснилось, что Клебанов «всего лишь» собирался перечислить номинантов, а в его конверте оказалось имя Максима Осадчего (кстати, за призом не явившегося).

Юлий Гусман

© Александр Родионов/Ridus

Сергей Гармаш

© Александр Родионов/Ridus


Однако что более всего сближает нашу «Нику» с чужеземным «Оскаром»: наличие гражданской позиции, которую многие лауреаты не побоялись высказать вслух, выступив с яркими политическими заявлениями. В этом отношении Академия подтвердила свой давний статус непокорной и «неудобной» — в отличие от «ручного» и полностью послушного «Золотого орла». И тем самым, по словам сценариста Павла Финна, рождённая в бурю «Ника» доказала, что по-прежнему жива и по-прежнему что-то да значит.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)