Пробить «асфальт» Голливуда: кинопремия «Ника» отпраздновала 30-летие

© Александр Родионов/Ridus

В тридцатый раз награду вручали по итогам Года российского кино, который, по мнению Президента Российской Академии кинематографических искусств Андрея Кончаловского, «получился интересный»: наше кино, конечно, «всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, но ростки пробиваются» — и у академиков было, из чего выбирать.

Кончаловский открывал церемонию в силу своей должности, а закрывал её уже как автор лучшего фильма 2016-го года: его «Рай», ранее премированный «Белым слоном» и «Золотым орлом», победил вполне предсказуемо, так как действительно лучший. «Картина, которую мы делали, — сказал режиссёр, — мы делали её потому, что эта тема начинает забываться. Я имею в виду катастрофу ХХ века и в особенности Холокост. {…} Никогда рана не должна быть нами забыта».

Андрей Кончаловский

© Александр Родионов/Ridus

Весьма условную конкуренцию «Раю» составляли «Дама Пик» Павла Лунгина, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Тут сразу надо отметить, что такие заметные работы прошлого года как «Экипаж», «Ледокол» и «Хардкор» в число номинантов, что весьма прискорбно, не попали.

Досталь и Серебренников также противостояли Кончаловскому в режиссёрской номинации. Любопытно, что вручение этого важнейшего приза — подобное произошло, кажется, впервые, — перенесли в этот раз из финальной части вечера в его середину: видимо, чтобы не показалось, что Кончаловского нынче «очень много». Кстати сказать, свою первую «Нику» мастер получил ещё на второй церемонии — по итогам 1988-го года он был награждён за с большим опозданием вышедшую на экран «Историю Аси Клячиной».

Сыгравшая в фильме своего супруга главную женскую роль Юлия Высоцкая получила «Нику», обыграв Ксению Раппопорт из «Дамы Пик» и Наталью Павленкову из «Зоологии». Таким образом, у «Рая» — три золотых статуэтки Богини Победы.

Юлия Высоцкая

© Александр Родионов/Ridus

Но трагикомедия «Монах и бес» взяла ещё больше: четыре награды! Юрий Арабов привычно забрал уже пятый свой приз за лучший сценарий (хотя достойны поощрения были и «Рай», и «Коллектор», и «Зоология» Ивана И. Твердовского), а Максим Беловолов в третий раз был назван лучшим звукорежиссёром.

Юрий Арабов

© Александр Родионов/Ridus

Тимофей Трибунцев

© Александр Родионов/Ridus

Борис Каморзин

© Александр Родионов/Ridus


Свои действительно заслуженные премии забрали актёры Тимофей Трибунцев и Борис Каморзин. Первый в своей номинации за лучшую мужскую роль соревновался с Михаилом Ефремовым («Хороший мальчик») и Константином Хабенским («Коллектор»), второй — лучшая мужская роль второго плана — с Михаилом Боярским («Самый лучший день») и Александром Горчилиным («Ученик»).

Три «Ники» и у «Дуэлянта»: Академия отметила операторскую работу Максима Осадчего, работу художника Андрея Понкратова и художника по костюмам Татьяны Патрахальцевой (для неё это уже вторая награда). Примечательно, что нашумевший «Викинг» был выдвинут на соискание премии только лишь в двух последних категориях.

Татьяна Патрахальцева

© Александр Родионов/Ridus

«Коллектор» и «Ученик» довольствовались одной победой: режиссёр и сценарист первого фильма Алексей Красовский был признан «Открытием года» (эту честь у него оспаривали режиссёр «Коробки» Эдуард Бордуков и исполнитель главной роли в «Ученике» Пётр Скворцов), а Юлия Ауг получила «Нику» за лучшее исполнение женской роли второго плана.

Правда, Ауг вышла на сцену не одна: награду с ней разделила (на «Нике» такое бывает довольно часто) Елена Коренева, сыгравшая в ленте Владимира Мирзоева «Её звали Муму» (третьей в их списке была Светлана Брагарник из того же «Ученика»).

Юлия Ауг и Елене Корнеева

© Александр Родионов/Ridus

Проходная историческая драма Юрия Васильева «Герой» была премирована Академией в своей единственной номинации — за лучшую музыку, написанную нашим классиком Эдуардом Артемьевым (для него это уже третья «Ника»).

© Александр Родионов/Ridus

Премию за лучший неигровой фильм получил Виталий Манский за ленту о Северной Корее «В лучах солнца» (это его вторая победа), лучшим анимационным фильмом названа «Кукушка» Дины Великовской.

Виталий Манский

© Александр Родионов/Ridus

За наградой в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» вышли создатели картины «Чужой дом» (режиссёр Русудан Глурджидзе), выдвинутой от Грузии, но снятой в сотрудничестве с кинематографистами из Хорватии, Испании и России: от нас была не только поддержка Минкульта, но и Ольга Дыховичная в одной из главных ролей. По словам сопродюсера ленты Катерины Гечмен-Вальдек, этот рассказ о последствиях войны в Абхазии — «самая титулованная российская картина года», получившая такие премии, на которые иные наши ленты даже и не выдвигались (важнейшая из них до настоящего момента — главный приз второй по значимости программы Карловарского фестиваля). Тем горестнее, что в прокате мы эту работу так и не увидели.

Создатели картины «Чужой дом»

© Александр Родионов/Ridus

Почётными лауреатами «Ники» в этом году стали режиссёры Александр Сокуров («Честь и достоинство») и Александр Митта, которому не только вручили приз «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф», но и в честь случившегося именно в этот день 84-летия вынесли большой торт со свечками. Кинокритик Андрей Плахов получил награду «За вклад в кинематографические науки, критику и образование», а многосерийная картина Павла Бардина «Салам, Масква» была отмечена специальной премией «За творческие достижения в области телевизионной кинематографии».

Александр Сокуров

© Александр Родионов/Ridus

Александр Митта

© Александр Родионов/Ridus

Праздничный торт для Александра Митты

© Александр Родионов/Ridus

«Нику» принято сравнивать с «Оскаром», но это допустимо лишь в том плане, что речь идёт о первой профессиональной кинопремии в нашей стране. У российских академиков принципиально другой подход к оценке кино: традиционно они предпочитают не успех у широких масс, а глубокое Авторское высказывание. Чтобы в полной мере оценить это, достаточно вспомнить имена тех великих и выдающихся режиссёров, что были в своё время отмечены наградой: Абуладзе, Параджанов, Иоселиани, Герман, Сокуров, Муратова, Балабанов, Абдрашитов, Звягинцев… Кончаловский со своим «Раем» занял достойное место в списке лучших из лучших.

Андрей Кончаловский

© Александр Родионов/Ridus

Ещё меньше сходства в проведении самой церемонии вручения наград. У «Ники» куцая красная дорожка, толпа на входе, отсутствие дресс-кода и той дисциплины, что заставляла бы всех вовремя усаживаться на свои места или не говорить столь длинные речи. Но есть кое-что и общее: в этот раз зал дружно вставал чествовать не только почётных лауреатов, но, например, и Александра Аскольдова, присутствовавшего в зале автора легендарного «Комиссара». Научились академики и аплодировать — как своим выходящим на сцену коллегам (порой с искренностью этих хлопков бывали проблемы), так и тем, кого уже нет, но кто остался навеки в мемориальных роликах, предваряющих некоторые номинации.

Алексей Красовский

© Александр Родионов/Ridus

Павел Бардин с актёрами сериала «Салам,Москва»

© Александр Родионов/Ridus

Андрей Плахов

© Александр Родионов/Ridus

Была даже попытка (правда, слабая и, вероятно, неумышленная) повторить оскаровский конфуз с «ошибочным» победителем — когда вышедший вручать премию за лучшую операторскую работу Игорь Клебанов сперва интонационно выделил снявшего «Ученика» Владислава Опельянца. Зал уже начал аплодировать и поздравлять, но неизменный руководитель церемонии Юлий Гусман не дал ситуации развернуться, оставил Опельянца на месте — и уже тогда выяснилось, что Клебанов «всего лишь» собирался перечислить номинантов, а в его конверте оказалось имя Максима Осадчего (кстати, за призом не явившегося).

Юлий Гусман

© Александр Родионов/Ridus

Сергей Гармаш

© Александр Родионов/Ridus


Однако что более всего сближает нашу «Нику» с чужеземным «Оскаром»: наличие гражданской позиции, которую многие лауреаты не побоялись высказать вслух, выступив с яркими политическими заявлениями. В этом отношении Академия подтвердила свой давний статус непокорной и «неудобной» — в отличие от «ручного» и полностью послушного «Золотого орла». И тем самым, по словам сценариста Павла Финна, рождённая в бурю «Ника» доказала, что по-прежнему жива и по-прежнему что-то да значит.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Оно рухнуло с 47 этажа и разлетелось на куски, повредив фасад здания.

По словам министра, продлить детство россиянам можно будет благодаря прогнозированию с момента рождения, а также за счет профилактики.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

|статья

Спорт

В своих историях о детско-юношеском футболе отдельно хотелось бы остановиться на поведении родителей во время футбольных турниров.

В последние годы я много летаю с греческой авиакомпанией Aegean, предлагающей самые бюджетные тарифы между странами Западной Европы и СНГ.

Вскоре после Второй Мировой Войны Албания провозгласила себя социалистическим государством.

Говорят, что такие курорты, как Сочи, Анапа и Крым, это чудовищно: куча народу и далеко не из высшего общества, быдлятский сервис, вздернутые на все цены.

интересное

На фоне бушующей лавы вулкана виднеется голубое пламя, которое распространяется по земле.

Смертность среди заболевших может составлять до 75%.​

Вещество блокирует работу клеток и ослабляет иммунитет, что может привести к болезни легких.

Ученые советуют с раннего детства приучать детей к здоровому и активному образу жизни.

полезное

В исследовании приняли участие 102 человека старше 60 лет.

Подробное практическое руководство, как подобрать ипотечную квартиру.

развлечения

Ксюшу не всегда можно называть Оксаной, а Вадим — это зачастую не то же самое, что Вадик.

И каждая инста-девушка узнает себя на этих фотографиях.

Учёные, политики, музыканты, актёры время от времени произносят такие фразы, которые запоминает весь мир.

С помощью Фотошопа и фантазии девушка превращает порнографические фотографии в чувственные.

«Я не глядя вытаскивала имя персонажа из шляпы и создавала свой портрет. Было сложно и долго, но интересны».

После того, как мама-утка пропала, утята остались совсем одни.