Эхо истории: маленькие, но очень дорогие слабости Николая II

100-летний юбилей двух русских революций, перепахавших и коренным образом изменивших историю России, не мог не породить повышенного интереса к последнему русскому императору Николаю Второму, поставившему крест не только на российской монархии, но и на целой исторической эпохе, исчисляемой столетиями.

Человек «закрывший» эпоху

Историки расходятся в оценках личностных и государственно-политических качеств последнего Государя Императора, но это ничуть не умаляет значимости самого образа самого монарха, царствовавшего на стыке «истории и современности».

Более того, высокая привлекательность этого образа служит сегодня своеобразным мостом для понимания самой эпохи конца XIX — начала XX веков, обусловившей один из самых грандиозных поворотов в жизни страны. Не удивительно, что сегодня это время вызывает неподдельный интерес россиян, пытающихся понять, чем и как жила Россия того времени и почему именно события тех лет привели к одному из самых значительных «тектонических сдвигов» в мировой истории.

Этот интерес безошибочно удалось уловить организатором крупнейшей в стране выставки ретро-автомобилей «Олдтаймер-Галерея», весьма ко времени вспомнивших о маленьких, но очень дорогих слабостях последнего русского самодержца.

На заре автомобильного века

Одной из таких слабостей были автомобили, в связи с чем, Его Императорского Величества гараж располагал самой крупной и самой дорогой в Европе коллекцией автомобилей, достойной величайших монарших особ.

В этом году императорскому гаражу исполняется 110 лет, к чему собственно и приурочена 26-я «Олдтаймер-Галерея», прошедшая в эти дни в столичном КВЦ Сокольники.

В огромном выставочном зале, оформленном в стиле международных автомобильных салонов начала прошлого века, были выставлены полсотни автомобилей и мотоциклов «царской коллекции», выпущенных до 1917 года и привезённых со всего мира специально для демонстрации москвичам.

Нынешняя выставка является редким случаем, когда на одной площадке выставляются автомобили возрастом более чем в век, находящиеся практически в идеальном техническом состоянии. Многие из них находятся на ходу и полностью готовы к поездке. Представленные авто использовались для поездок, как самим императором, так и представителями его свиты.

Однако, давайте перейдем к самим машинам.

Delaunay-Belleville (1909)

Как и сегодня, представители высшей государственной власти в России предпочитали пользоваться автомобилями иностранного производства. Самым любимым авто Николая II была довольно интересная французская машина от компании Delaunay-Belleville.

На тот момент это был один из лучших образцов продукции мирового автопрома с весьма удачным сочетанием таких параметров, как технические характеристики и престижность марки. На весьма недешевую цену авто, по понятным причинам мало кто смотрел.

Вместо этого, у покупателей Delaunay-Belleville настоящий восторг вызывали особенности дизайна машины, а именно цилиндрический капот и радиатор.

Первый Delaunay-Belleville для российского императора был заказан и привезен в столицу в 1906 году. В общей сложности в Его Императорского Величества гараже за все время его существования побывало восемь авто этой марки.

Кроме Николая II, Delaunay-Belleville пользовались великие князья Михаил Александрович, Александр Михайлович, Борис Владимирович и Сергей Михайлович. Машины Delaunay-Belleville, обслуживавшие не только царскую семью, но и придворных, в императорском гараже оставались фаворитами вплоть до революции 1917 года.

© Ольга Соколова/Ridus

«Русско-Балтийский» (1911)

Единственный в мире оригинальный экземпляр. Свою службу этот «Руссо-Балт тип К 12/20» начинал в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и был свидетелем визита Николая II на аэродром в 1913 году, когда императору демонстрировалось другое творение Русско-Балтийского вагонного завода — четырехмоторный аэроплан «Русский витязь».

© Ольга Соколова/Ridus

Mercedes 22/50PS (1912)

Год 1912-й стал для марки «Мерседес» особенным в России — её удостоили почётного звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Кроме того, «Мерседесы» лидировали по числу машин в Петербурге, побеждали в гонках и пробегах, им отдавали предпочтение тогдашние знаменитости.

© Ольга Соколова/Ridus

Delaunay-Belleville Coupe De Ville (1912)

До революции многие состоятельные автовладельцы не садились за руль, а нанимали шофёров. И, как правило, покупали себе автомобили с «классовым разделением» в виде перегородки, отделяющий комфортабельный пассажирский салон от рабочего места шофёра, открытого всем ветрам. Таков и этот лимузин «Делоне-Бельвиль» с необычными овальными окнами.

© Ольга Соколова/Ridus

De Dion-Bouton (1905)

Мода на всё французское не обошла и автомобили. «Каждый проходивший по Невскому видел четырёхместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперёд, пропагандируя идею механического передвижения» — писал в 1903 году журнал «Автомобиль», подразумевая французские «вуатюретки» De Dion-Bouton, которыми так увлекались первые автомобилисты.

© Ольга Соколова/Ridus

Яковлев и Фрезе (1896)

Первый русский автомобиль, построенный экипажным фабрикантом Петром Фрезе совместно с владельцем завода по производству двигателей внутреннего сгорания Евгением Яковлевым. Экспонировался на Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где был продемонстрирован в действии императору Николаю II.

© Ольга Соколова/Ridus

Berliet 40HP (1906)

Французская марка «Берлие» являлась самой популярной в дореволюционной Москве, обгоняя по числу автомобилей даже «Мерседесы», «Фиаты» и «Опели». О продукции завода «Берлие» писали в восторженных тонах: «В одной и той же машине соединены такие трудно совместимые качества, как невысокая цена и бесспорная прочность вместе с большой скоростью».

© Ольга Соколова/Ridus

Lorraine-Dietrich (1911)

Именно эмблему «Лорен-Дитрих» приколотил на радиатор своей безродной машины самый известный шофёр русской литературы Адам Козлевич - герой бессмертного произведения Ильфа и Петрова. Что вдохновило его на это? Эмблема попалась ему случайно, или он сделал это в память о старых временах, когда французская марка была известной и почитаемой в России? Никто этого уже не узнает.

© Ольга Соколова/Ridus

Mercedes Simplex (1905)

Этот «Мерседес» выпущен в год, когда в России бушевала революция, немного притормозившая автомобилизацию страны, но, несмотря на это, «Мерседесы» у нас всё равно продавались. Как раз в это время Николай II увлекся «моторами», а среди первых автомобилей в его гараже были именно «Мерседесы» — этой марке царь не изменял до начала Первой мировой войны.

© Ольга Соколова/Ridus

Phänomobil (1911)

Необычная трехколёсная конструкция автомобиля с мотором на переднем управляемом колесе — одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство. Такую трёхколёску можно было купить и в Петербурге, а самым известным «Феномобилем» в городе стал развозной фургончик газеты «Речь», часто мелькавший на улицах столицы и в журнальной рекламе.

© Ольга Соколова/Ridus

Бронеавтомобиль Кавказской туземной дивизии (1914)

Бронеавтомобиль, созданный в мастерских Собственного Его Императорского Величества гаража на базе грузовика, пожертвованного для этих целей лично Николаем II. Конструктивно был схож с бронеавтомобилем «Руссо-Балт тип С», воевал в составе Кавказской туземной дивизии, которой командовал великий князь Михаил Александрович — младший брат царя.

© Ольга Соколова/Ridus

Chevrolet (1915)

«Шевролэ спроектировал автомобиль, который соединяет в себе одновременно новейшие усовершенствования и данные европейских колясок, а также все нововведения, появившиеся на американском рынке». Так отзывался журнал «Автомобиль» о продукции Луи Шевроле, начавшего выпускать автомобили в 1911 году. Спустя три года они появились и на российском рынке.

© Ольга Соколова/Ridus

Metz (1915)

Век американской марки Metz оказался недолгим — с 1908 по 1921 год, но всё же она успела мелькнуть и в России. В 1913 году Metz экспонировался на IV Международной автомобильной выставке, а представителем фирмы стал торговый дом «Михайловский, Кох и Ко», расположенный в центре столицы рядом с Казанским собором — ему удалось продать несколько машин.

© Ольга Соколова/Ridus

Lozier (1912)

В начале ХХ века в Америке производством автомобилей занимались сотни фабрик и заводов, но лишь единицы из них были представлены на российском рынке. Марка Lozier была в числе немногих, засветившихся в России еще до начала Первой мировой войны. Реклама «Лозиэров» печаталась в журналах, но полноценное торговое представительство так и не появилось.

© Ольга Соколова/Ridus

Ford Model T Double Phaeton (1913)

Автомобиль, который «посадил на колёса Америку» вполне мог проделать то же самое и в России. «В Америке автомобиль Форда стоит на наши деньги 750 рублей» — писал один из журналов в 1913 году, но в Санкт-Петербурге «Форд» продавался минимум за 2275 рублей. Дело было даже не в пошлине — 220 рублей, а в расходах на перевозку и в «прибавочной стоимости».

© Ольга Соколова/Ridus

Stoewer (1899)

Название марки произносится как «Штевер», но в дореволюционной России её называли «Стевер». Эти немецкие авто были весьма популярны — к 1913 году число представительств фирмы достигло пятнадцати — «Стеверы» продавались в Москве, Петербурге, Полтаве, Лодзи, Варшаве, Риге, Самаре, Ярославле, Сочи и других городах Российской Империи.

© Ольга Соколова/Ridus

Buick (1908)

Каких только транслитераций этой американской марки не понапридумывали в России: «Буик», «Бюйк», «Бюик», но прижился вариант «Бьюик». Журналисты называли Buick Motor Company «одним из величайших заводов в свете», а про автомобили писали, что «назначенные на них цены делают их действительно доступными и для среднего кармана».

© Ольга Соколова/Ridus

Studebaker Model 25 (1912)

«Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?» При упоминании этой марки в памяти снова возникают герои бессмертного "золотого теленка". Этот американский автомобиль стал знаменитым у нас после эмоционального монолога Остапа Бендера в «Золотом телёнке», хотя первые «Студебеккеры» появились в нашей стране ещё до революции, а в Первую Мировую войну массово закупались в Америке и использовались на всех фронтах.

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

© Ольга Соколова/Ridus

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (7)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Гарвардский университет в связи с этим избавился от своего профессора.

Почему российский флот никогда не определял ее оборонной стратегии

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Я общался с соседом за стенкой. Тот сидел в спецблоке на Матроске (99/1).

Как уголь попадает на станцию и что с ним происходит.

С блокадой в нашей семье со стороны отца связаны все представители старшего поколения.

Один из двух (наряду с Мумбаи) крупнейших мегаполисов страны.

Советские танки военного периода и их применение изучены не очень хорошо.

интересное

Вероятная встреча произойдет над территорией США.

При этом участие компании в строительстве 5G сетей ограничено лишь 35%.

Среди покупателей персональных данных числятся Google и Microsoft.

полезное

Если брачные кошачьи концерты не утихают ни на минуту.

Они помогут снизить вред, причиняемый организму загрязненным воздухом.

Чтобы сутки не казались слишком короткими.

развлечения

Очередное доказательство, что подсознание может многое рассказать.