+1
Сохранить Сохранено 7
×

Прости, Гагарин: как космос превращается в рынок


Прости, Гагарин: как космос превращается в рынок

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Традиционно освоение космоса считалось делом сугубо государственным, весьма затратным, но важным с точки зрения науки и политики. Однако в последние годы все активнее в эту сферу внедряется частный бизнес, причем речь идет уже не только о предоставлении различных услуг на базе космических технологий, таких, как мобильная связь, навигация и т. д. Захватываются и более «тяжелые» направления — от строения ракет и спутников до их запуска и проведения экспериментов на МКС.

Власти космических держав такой интерес со стороны предпринимателей только приветствуют, тем более в нынешних непростых экономических условиях. Теме коммерциализации космоса был посвящен второй международный Inspace Forum 2017, прошедший на днях в Москве.

© Александр Щербак/ТАСС

Российская космонавтика между бизнесом и государством

Сегодня российская космонавтика переживает трансформацию, по своим масштабам и последствиям сравнимую только с периодом становления «советского космоса» 1950−1960-х годов, считают организаторы мероприятия. Полтора года назад создана госкорпорация Роскосмос. Она объединила все государственные активы в ракетно-космической отрасли, а также формирует национальную стратегию в этой области и распоряжается средствами, которые государство выделяет на космос. Одновременно развиваются и частные космические компании.

В этой ситуации, особенно на фоне успехов западных стран, важнейшим условием развития российской космонавтики становятся взаимопонимание и доверие между государством и бизнесом, согласованность программ и объединение усилий, эффективное перераспределение задач и ресурсов. Однако, как показала дискуссия на конференции в рамках форума, достичь синергии не так-то просто.

© Марина Лысцева/ТАСС

Как сообщил официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков, пока что говорить о серьезном развитии частной космонавтики в России не приходится, и объемы государственных и частных инвестиций в это сферу на сегодняшний день несоизмеримы. «Какое-то партнерство у нас только в будущем может быть», — констатировал он.

В то же время, представитель госкорпорации отметил, что это вовсе не означает отказа от сотрудничества. Напротив, главное космическое ведомство страны его вполне допускает и ждет от бизнеса конкретных идей по возможным совместным проектам. Бизнес, в свою очередь, ждет от государства четких и ясных правил игры, плюс либерализации отрасли.

© pixabay.com

На сегодняшний день космическая сфера в России остается областью достаточно закрытой, и частным инвесторам просто непонятно, во что, собственно, можно инвестировать, есть ли вообще в космосе рынки для успешной коммерциализации. Государство должно помочь в поиске выгодных для бизнеса космических областей, считают представители частных структур. Также необходимо очень четко формулировать те проекты, которые могут быть сделаны совместными усилиями государства и бизнеса.

Вопросы коммерциализации ракетно-космической сферы в России сегодня только начинают подниматься, и участники процесса пока находятся лишь в начале пути к взаимопониманию. 20 февраля направления возможного сотрудничества впервые обсуждались на встрече директора Роскосмоса Игоря Комарова с представителями бизнеса. При этом речь идет о бизнесе, который понимает, что вложения в космическую индустрию «вообще долгосрочные», подчеркнул Буренков.

Несмотря на сложности диалога, участники дискуссии на Inspace Forum 2017 сошлись в том, что, возможно, на данном этапе создание госкорпорации было единственной возможностью спасти космическую отрасль в России. Однако у страны пока еще остается ее главный ресурс — мозги. И его нужно активно использовать как для внутреннего развития космонавтики, так и для захвата внешних рынков.

На внешних рынках, между тем, уже начался процесс консолидации частных компаний. Через пять лет на Западе останется только 3−4 самых сильных игрока в космической сфере, прогнозирует вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков.

© pixabay.com

Орбитальный заводик — пока в проектах

Среди потенциальных областей коммерческого использования космоса — производство на орбите. Эта идея обсуждается, по крайней мере, с 80-х годов, и пока остается ближе к научной фантастике, нежели к реальному воплощению. Тем не менее, число коммерческих экспериментов на борту МКС, которые в определенном смысле можно считать предтечей реальной индустрии в космосе, растет. Но, опять же, на американском сегменте станции, тогда как на российском последний такой эксперимент завершился в 2016 году, и на сегодняшний день они не проводятся.

По словам директора департамента коммерческих проектов в области пилотируемой космонавтики ОРКК Валентина Уварова, государство рассчитывает на расширение круга пользователей российского сегмента МКС за счет организаций и их собственных средств. Сами организации, судя по всему, напротив, рассчитывают на то, что государство профинансирует их проекты.

© pixabay.com

Так, представитель компании «Спутникс» Вероника Штейнгардт презентовала проект по сборке микроспутников на орбите из распечатанных там же на 3D-принтере деталей. На вопрос модератора, где авторы этой идеи планирует взять деньги на ее реализацию (с учетом того, что инвестиции потребуются большие и долгосрочные, а возврат средств не гарантирован) эксперт несколько смущенно сообщила, что они пришли за госденьгами в ФГУП ЦНИИмаш, где сейчас находится на рассмотрении заявка компании.

Вообще, эксперименты с 3D-печатью на МКС — довольно популярная тема. Схожий проект по созданию хрящевой ткани в условиях микрогравитации с использованием биоклеточных материалов может пройти на МКС в период с 2018 по 2024 год, сообщил управляющий партнёр компании 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани. По его словам, уже получено разрешение на этот эксперимент от РКК «Энергия», которая является головным эксплуатантом российского сегмента МКС. Он также отметил, что аналогичный эксперимент планируют провести две американские компании, но пока у России есть шанс их опередить.

© twitter.com

В целом из всех экспериментов, проведенных на российском сегменте МКС, только 15−20% были чисто коммерческими, то есть, заказчики полностью оплачивали все расходы, рассказал руководитель РКК «Энергия» Александр Марков. Остальные в той или иной степени финансировались государством. Объем вложений каждой стороны определялся в ходе переговоров. Например, деньги с компаний не брались, но за это она оставляла на МКС свою аппаратуру.

© twitter.com

Миссия выполнима?

В рамках форума нашлось место и обсуждению такой несерьезной темы, как перспективы расселения человечества в космосе. После заявления о стратегии колонизации Марса, сделанного в конце сентября Илоном Маском, на пилотируемую космонавтику уже нельзя смотреть в рамках ее предыдущего развития, отмечали участники этой сессии. Тем более что его компания SpaceX — не единственная, кто имеет подобные планы.

В частности, Boeing запустила проект по разработке поэтапной программы пилотируемых полетов на Марс, сообщил директор космических программ Boeing в России Валерий Аксаментов. Сейчас компания начинает разработку пилотируемых кораблей на МКС и Красную планету. Их планируется два, и уже придуманы имена — «Старлайнер» и «Орион».

© pixabay.com

Сначала Boeing займется освоением Луны, чтобы отработать технологии защиты от радиации. Затем, ориентировочно в 2020-х годах, начнется основание поселений на спутнике Земли и освоение окололунного пространства. И лишь после компания приступит к финишному этапу — пилотируемым полетам на Марс.

Маск собирается уже в 2018 году начать подготовку Марса к принятию первых поселенцев (доставлять на планету продовольствие и другие вещи, необходимые для выживания), и до 2024 года отправить туда людей. Но вопрос в том, удастся ли главному космическому мечтателю мира набрать достаточное количество добровольцев для этой миссии, даже если предположить, что всего через 7 лет полеты на Марс станут возможны.

Примечательно, что сам Маск собирается на Марс «когда-нибудь», поскольку ему надо быть уверенным, что SpaceX не пропадет без своего основателя, и кроме того, первый полет будет иметь очень высокую вероятность смертельного исхода, а ему еще хочется увидеть, как вырастут его дети.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)