+4
Сохранить Сохранено 7
×

Почему сегодня проще купить права, чем научиться ездить


Почему сегодня проще купить права, чем научиться ездить

© Даша Ожерельева/Коллаж/Ridus

Резонансное ДТП, произошедшее вчера во Владивостоке, когда начинающая автоледи (по предварительным данным, перепутав педаль газа и тормоза) сбила на пешеходном переходе 11 человек, в очередной раз возвращает к наболевшему вопросу: как происходит сегодня обучение управлению автомобилем и учат ли вообще чему-нибудь начинающих автомобилистов.

Двоечники рулят

О том, что с обучением водителей в последнее время творится что-то неладное, говорят все, начиная с общественников и сотрудников ГИБДД и заканчивая самими счастливцами, которым удалось-таки получить заветные водительские корочки.

«Ридус» попытался разобраться в проблемах российского автомобильного образования и найти ответ на вопрос: что же мешает существующим сегодня автошколам выпускать полностью подготовленных и квалифицированных водителей.

Найденные ответы оказались неутешительными. Из-за резкого скачка автомобилизации страны отлаженная система автошкол, сложившаяся еще во времена, когда автомобиль был роскошью, оказалась неспособна справиться с наплывом желающих обрести необходимые знания и получить документы. В результате на смену ей пришло огромное количество самых различных обучающих структур, нацеленных на непосредственную «помощь» в получении водительских прав, а не столь необходимых водителю знаний и навыков вождения. Типичные последствия такой политики можно было наблюдать вчера во Владивостоке.

Впрочем, весь ужас ситуации не ограничивается только этим. И без того «кривенький и косенький» рынок автомобильного образования сегодня стремительно сжимается. Возникает ощущение, что если дело пойдет так и дальше, то полноценные знания и навыки управления автомобилем, гарантирующие безопасность водителя и окружающих, приобрести будет едва ли не сложнее, чем диплом МБА. И причин тому немало.

© Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС

Автодепрессия

Согласно данным экспертов НП «Гильдия автошкол России», ежегодно в стране за руль садится от 300 до 400 тысяч недоучек, не прошедших полный курс обучения и практического вождения, а просто тем или иным способом «получивших» права. Реальные навыки и опыт вождения большинство из них приобретает уже на дорогах общего пользования банальным методом проб и ошибок. Цена такого «опыта» зачастую оказывается крайне высокой, причем как для самих водителей-недоучек, так и для ни в чем не повинных окружающих.

Автошколы винят в этой пагубной тенденции неудачно проведенные реформы автообразования, драконовские требования к материально-техническому оснащению организаций, кризис в экономике, а также множащиеся платные парковки и повсеместные запреты на остановку и стоянку на проезжей части.

Куда уходят автошколы?

Одной из причин негативных перемен на рынке обучения водителей является кризис во всей автомобильной отрасли. Вследствие продолжающегося третий год спада продаж новых автомобилей в глубоком кризисе пребывает и система автообразования. Если люди не покупают свои первые машины, то сокращается и число тех, кому нужно идти «учиться на права».

Не удивительно, что за три последних года из 11 400 автошкол на рынке остались всего 6 800. Ежегодно, по данным Гильдии автошкол, водительские удостоверения получают 1,3 млн водителей, а ранее это число составляло 1,5−2 млн человек.

Другая, не менее важная причина кризиса связана с имущественным аспектом. Из-за отсутствия материальной базы и площадок в последнее время были закрыты около 40% автошкол страны, а действующим образовательным организациям предписали иметь собственную учебную площадку (автодром площадью не менее 0,24 га). В крупных городах это условиепрактически невыполнимо. По этой причине на рынке остались только те автошколы, которые сумели изыскать средства на улучшение материальной базы (300−500 тыс. руб.), а также аренду и оборудование учебной площадки (500 тыс. — 1,5 млн руб).

В Москве некоторые автошколы вышли из сложного положения и получили заключение ГИБДД, имея откровенно фиктивные площадки в Московской области. Появился даже термин «резиновая площадка».

© Донат Сорокин/ТАСС

Высокая стоимость оформления и содержания закрытых и по-настоящему дефицитных для Москвы учебных площадок уже привели к увеличению стоимости обучения в автошколах на 30−40%. В крупных мегаполисах такая услуга стоит теперь 40−45 тыс. руб., в регионах — 15−35 тыс. рублей плюс стоимость медицинского освидетельствования, покупка учебников и пособий.

По мнению председателя правления Гильдии автошкол России Сергея Лобарева, такая цена не по карману молодежи, которая ранее выступала основным потребителем услуг автообразования. В итоге доля молодых людей, достигавшая 70−80% от общего числа обучающихся в автошколах, сегодня существенно сократилась.

Платные парковки — убийцы автошкол

За растущие как грибы после дождя инициативы городских властей, направленные на «совершенствование» системы дорожного движения, расплачиваться зачастую приходится потребителям автообразования .Эту ситуацию прокомментировал «Ридусу» заместитель директора автошколы «Дебют» Константин Крон.

«Вести практические занятия с учеником в городе становится все сложнее и дороже, — говорит он. — Раньше, когда я, будучи инструктором, ездил с учеником по городу и новичок совершал неправильное действие, я останавливался и на месте проводил разбор допущенной ошибки. Во время движения объяснять человеку что-либо невозможно, ведь будущий водитель напряжен и сконцентрирован исключительно на дороге. Сейчас из-за изменения схемы дорожного движения и установки знаков „3.27“ („Остановка запрещена“) даже на тихих, не обремененных плотным трафиком улицах, для разбора ошибки приходится уезжать непонятно куда».
© ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

Осложняют процесс обучения и платные парковки. По словам Константина Крона, сделать остановку для объяснения ошибки ученику, не нарушая правил, можно только на платной парковке, что ведет к повышению стоимости занятий и, как следствие, к оттоку еще некоторого числа учеников.

«Дополнительной финансовой нагрузкой на автошколы и их клиентов ложится и чехарда с дорожными знаками, — говорит замдиректора автошколы. — Часто, к сожалению, сами инспекторы ГИБДД, патрулирующие улицы и прекрасно знающие об очередной ловушке на парковке или неправильно установленном знаке, вместо того, чтобы войти в контакт с ЦОДД и потребовать исправить ошибку, оставляют все как есть, устраивая на этом месте себе кормушку».

Купить права дешевле, чем учиться

О невозможности полноценного обучения вождению в условиях практически тотального запрета остановок в спальных районах Сергей Лобарев тоже говорит как о дестабилизирующем факторе. По его словам, сегодня в Москве работают не менее 2000 мастеров вождения. Примерно столько же учебных машин насчитывает автопарк столичных автошкол в целом. Половина из них одновременно рассредоточена по городу, где инструкторы проводят с учениками занятия на дорогах и закрытых площадках. И если на закрытой территории автошколы остановиться и объяснить ученику его ошибки (а если он перенервничал, то и дать ему время отдохнуть пару минут) не составит труда, то сделать это на улицах крайне сложно.

Отдельной проблемой становится и система видеофиксации нарушений, которой невозможно объяснить, что за рулем автомобиля ученик. Штрафы исправно приходят на имя владельцев учебных машин, то есть автошкол. И это еще один фактор, влияющий на повышение стоимости обучения.

«Поднимать цены нам уже некуда — обучение стоит около 30−40 тысяч в Москве, а стоимость нелегальной покупки прав составляет от 25 тысяч рублей», — заключает Сергей Лобарев. 

Круг замкнулся…


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (6)

  • Наталья
    Наталья 17 февраля 2017

    Все проще. Они (преподаватели) очень любят взятки. У нас в автошколе говорят об этом открыто, что "надо собирать", "как вы собираетесь сдавать?", преподаватели открыто говорят что им надо, какие у них материальные проблемы. Поэтому учись- не учись, платить будешь еще и им, кроме официальной платы. Потому, наверное, кто-то решает, что проще купить готовые права.

    Ответить
    1 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 17 февраля 2017

    Я при обучение платил только за въезд на платную площадку и то не инструктору. Кстати, со всего потока без взятки ГИБДД сдало 2 человека. К взятке не принуждали, градус волнения не поднимали. Вообще я не до конца понимаю на что живут инструкторы ) Накатка 100 часов - это 100 литров бензина минимум. Так что если все будут ещё и повально ходить на занятия и проходить полный курс, у нас и инструкторов не останется, на работу в такси пересядут. А вот по "проще купить" - это да, согласен. Ещё одно дело, когда "просто покупают" те, кто вообще ездить умеет и мозг построен на правильную реакцию и аналитику. А бывают такие личности, что не верится в ум сотрудников, давшим им права. Ты же если и покупаешь, всё равно проходишь площадку и город.

    Ответить
    0 +
  • Alex Alex
    Alex Alex 17 февраля 2017

    купил и потихоньку учился сам ездить , с начала по пустым дорогам ночью , потом по таким же тока ранним утром в выходные , потом потихоньку стал ездить днем ну итд.

    Ответить
    0 +
  • SEO
    SEO 18 февраля 2017

    Покупая машину от 5 лямов права в подарок дают, о каких школах идет речь, а главное зачем?

    Ответить
    0 +
  • Zzz
    Zzz 18 февраля 2017

    "Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа"

    Ответить
    0 +
  • Zzz
    Zzz 18 февраля 2017

    "Из-за резкого скачка автомобилизации страны отлаженная система автошкол, сложившаяся еще во времена, когда автомобиль был роскошью, оказалась неспособна справиться с наплывом желающих обрести необходимые знания и получить документы." "Вследствие продолжающегося третий год спада продаж новых автомобилей в глубоком кризисе пребывает и система автообразования. Если люди не покупают свои первые машины, то сокращается и число тех, кому нужно идти «учиться на права». " Мало обучающихся - плохо, много обучающихся - плохо.

    Ответить
    0 +