+0
Сохранить Сохранено 7
×

Сто дней обновленной Госдумы: первые шаги и планы народных избранников


Сто дней обновленной Госдумы: первые шаги и планы народных избранников

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

В январе истекли первые сто дней работы обновленной Госдумы. Напомним, что последние выборы в нижнюю палату парламента стали одним из наиболее масштабных событий минувшего года. При этом страна вновь вернулась к смешанной избирательной системе: 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система), 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система). Явка на думских выборах-2016 составила 47,88%, а представительство в нижней палате парламента получили 6 партий.

По итогам выборов рекордное количество депутатских мандатов получила «Единая Россия» — всего 343 мандата из 450.

Человек диалога

Первое заседание обновленной Госдумы состоялось 5 октября 2016 года. Как и предполагалось, на пост председателя нижней палаты был избран Вячеслав Володин, который ранее занимал кресло первого заместителя главы администрации президента.

Володин заявил, что главной задачей обновленной Госдумы будет забота о россиянах. Поэтому депутатам следует сконцентрировать внимание на социально-экономической повестке, основные приоритеты которой обозначены так называемых «майских указах» президента России 2012 года.

«Качественное законодательное обеспечение дальнейшей реализации майских указов остается ключевой задачей работы Государственной Думы», — подчеркнул Володин.

«В целом, старт работы ГД прошел удачно. Мы увидели прецедент совместного голосования по кандидатуре спикера, когда почти 90% депутатов поддержали кандидатуру, предложенную президентом. Очевидно, что такое единство во взглядах будет наблюдаться не во всем», — поделился президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев назвал Вячеслава Володина «человеком диалога, который никогда не ставит ультиматумы и уважает чужую точку зрения».

«Несомненно, новый спикер — это человек диалога. От него никто не слышал грубого слова, Володин никогда не ставил ультиматумы — это не его стиль. Он способен слышать собеседников, спорить с ним — понятно, что у него всегда есть аргументы. Володин способен принять чужую точку зрения и ему неважно, кто является его оппонентом. Его стиль — принятие сбалансированных решений, с обязательным учетом всех рисков. В этом особенность мировоззрения Володина — не правых не бывает, если человек с какой-то позицией, но в ней есть истина (пусть небольшая и не тянет на закон или курс страны), он должен быть услышан, и общие решения должны быть скорректированы с учетом этого мнения тоже. Володин в этом смысле коллективист, и я думаю, что он в этом же стиле будет руководить думой, в диалоговом стиле», — рассказал эксперт.

Дисциплина и качество

В начале своей работы Госдума приняла поправки в регламент, которые запрещают депутатам голосовать по доверенностям. Позднее были установлены штрафные санкции в отношении парламентариев, которые пропускают пленарные заседания без уважительных причин: за каждое пропущенное заседание будет удерживаться одна шестая из зарплаты.

«Вячеслав Володин не позволит депутатам вольготно относиться к своим прямым обязанностям. Люди из его команды часто шутят: если хочешь похудеть, надо заниматься спортом, сесть на диету или работать с Володиным. Известно, что в каждой шутке есть доля правды. Здесь речь идет об ответственности за свой фронт работы. Несомненно, усиление трудовой дисциплины в Госдуме совпадает с общим трендом. Сегодня нужна мобилизация всей страны, каждый на своем месте должен знать, что он делает, за что отвечает и точно осознавать меру личной ответственности. А расхлябанность и демобилизация в высших эшелонах власти является для граждан дурным примером. Депутаты должны задавать высокие стандарты работы», — рассказал член ЦИК Александр Клюкин.

Реформы Володина отразились и на общественном мнении. Согласно исследованиям ВЦИОМ, если в сентябре деятельность Госдумы одобряли 40% опрошенных, то уже в октябре уровень одобрения деятельности Госдумы вырос до 45%, в ноябре — до 48%, а в декабре достиг 52%.

«Людям нравятся, что депутатов заставляют работать. В отличие от назначенных чиновников, депутаты на виду. И, как правило, представления людей о том, что „власть не работает, ничего не делает“, базируется на картинке пустого зала ГД, которую регулярно показывало телевидение. В этом смысле все дисциплинарные меры, включая сюда отмену голосования по доверенности, ответственность за пропуск заседаний и прочее, находят отклик», — полагает генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев.

Были также предприняты меры по повышению качества законотворческой деятельности. По мнению председателя совета директоров ИСЭПИ Дмитрия Бадовского, это отражается в том, что руководство Думы седьмого созыва не ставит перед депутатами задачу «выполнять „план по валу“ и гнаться за количеством рассмотренных законопроектов».

Скорее наоборот, задача состоит в том, чтобы повысить именно качество законотворчества, а для этого важно уйти от сугубо пиаровских законопроектов, которые часто готовятся отдельными депутатами по принципу «лишь бы шумнуть и напомнить о себе» и более ничего в себе не содержат,предположил эксперт.

По мнению Бадовского, для повышения качества законотворчества также «нужно решать системные вопросы по сокращению „аврального законотворчества“ в конце парламентских сессий, „скрытых новых законопроектов“ под видом поправок во второе чтение, когда концепции законов меняются до неузнаваемости или в какие-то проекты законов „забрасываются“ совершенно посторонние лоббистские инициативы».

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов высказался о том, что в Госдуме, помимо всего прочего, должен усилиться модуль, связанный с предварительным общественным обсуждением законопроектов и с подключением экспертов из различных отраслевых групп.

«В предыдущие годы случалось, что законопроект проходил полноценное общественное обсуждение на площадке Общественной палаты (в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия) в первом чтении, а ко второму мог измениться до неузнаваемости. В том числе очень часто во второе чтение законопроекта включались поправки совершенно другой сферы регулирования — тем самым концепция законопроекта, одобренная в первом чтении, ко второму существенно расширялась или даже видоизменялась», — сказал Пожалов.

Александр Пожалов считает необходимым добиться более прозрачного принятия законов и более взвешенного их обсуждения.

То обстоятельство, что в Госдуму пришло некоторое количество членов Общественной палаты и ОНФ, дает возможность самой Общественной палате усилить свою консультативную роль при обсуждении законопроектов, проводить своего рода «нулевое чтение», — говорит эксперт. — Ясно, что в новой Госдуме с ростом представительства депутатов ОНФ явно будет более полно учитываться позиция Общероссийского народного фронта. Именно ОНФ занимается тем, что аккумулирует статистику, информацию с территорий о том, как на самом деле действуют те или иные федеральные законы или нормативно-правовые акты.

Пожалов добавил, что за счет прихода в Госдуму большого количества представителей ОНФ у рядовых депутатов и руководителей комитетов будет возможность оценивать те или иные федеральные законы или законопроекты с точки зрения регионов, на примере конкретных ситуаций и фактов, собираемых ОНФ, полагает эксперт.

Думская фракция «Единой России» начала прорабатывать вопрос об обязательных отчетах депутатов перед своими избирателями на регулярной основе.

«Задача каждого депутата — хоть списочника, хоть одномандатника — это, приезжая сейчас на региональную неделю, отвечать уже на те вопросы, которые звучали в рамках избирательной кампании от людей. То есть уже потихоньку начинать отчитываться: а что ты успел сделать за эти три недели, а что думаешь делать дальше? — поделился мнением депутат ГД Антон Гетта. — Жителям не особо важно, какой будет инструментарий решения тех задач, которые они ставят, им важен результат. Но мы прекрасно понимаем, что где-то есть просто безответственное отношение местных чиновников, и таких надо поправлять и подсказывать, что лучше им в другом месте поискать работу. Но тем, кто просто не может решить проблему из администрации, из местных депутатов — финансирования не хватает или полномочий — мы эти проблемы снимая, забираем с собой и здесь уже и с федеральными министерствами, и в рамках законотворческой деятельности, и в рамках общения уже даже где-то между собой, мы намечаем пути и инструменты решения проблем».

Сегодня депутат — это работник, а не какой-то политический деятель. Мне кажется, что именно это — главная и принципиальная разница, которую не до конца, наверное, все осознали из числа избранных депутатов, но курс именно взят на это Госдумой: что мы фактически работники, государственные служащие, народные избранники, но мы практики становимся, а не политические какие-то теоретики. Вот в таком вот ключе сегодня работает Госдума.

Принятие бюджета

Обширной дискуссии подвергся и законопроект о бюджете страны на 2017 год. «Единая Россия» вынесла обсуждение бюджета за стены парламента, постаралась вовлечь в разговор широкую общественность и региональные экспертные группы.

Началу бюджетного процесса предшествовали парламентские слушания, в которых приняли участие свыше 700 человек, представлявших все регионы, общественные объединения. Думская оппозиция критиковала законопроект, требуя, чтобы бюджет России сохранил социальную направленность. Имеющая конституционное большинство фракция «Единой России», напротив, призывала проголосовать «за» предложенный документ, отмечая незыблемость общего принципа — «когда доходы падают, следует снижать и расходы».

По сути, «единороссы» могли бы и не обращать внимания на критику, поскольку за ними конституционное большинство. Однако спикер нижней палаты Вячеслав Володин с самого начала был категорически против любого выкручивая рук. По его мнению, важные законопроекты, определяющие судьбы страны и нации, необходимо принимать на основе широкого консенсуса, заручившись поддержкой всех системных политических сил в рамках открытой дискуссии с привлечением экспертного сообщества.

«Инициатива ЕР организовать широкую общероссийскую дискуссию вокруг проекта бюджета отвечает новому статусу ГД как органу, представляющему всю Россию. Ведь в нынешнем созыве места в парламенте получили 225 одномандатников, избранных от всех российских территорий. Мы видели, что в ходе предвыборной кампании в их адрес поступало большое количество наказов с мест по решению именно местных проблем. В том числе были вопросы, требующие включения в бюджет, в инвестиционную программу, или требующие учета при распределении, при обсуждении с правительством вопросов федеральной финансовой поддержки территориям», — считает Александр Пожалов.

Рассерженные домохозяйки

Не обходится работа Госдумы и без курьезных случаев. Как известно, в ходе первой сессии приходилось не раз продлевать пленарные заседания на один или даже несколько часов из-за загруженности повестки. На одном из таких заседаний депутаты от КПРФ Вера Ганзя и Тамара Плетнева выразили недовольство в связи с переработкой. Они пожаловались, что при таком графике рушится их семейная жизнь — женщины «не успевают покормить мужей».

Вице-спикер палаты Сергей Неверов в ответ заявил, что «если кому-то трудно и тяжело, есть нормальное решение: сдайте свой мандат и идите туда, где легко».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что конкуренция в борьбе за депутатское кресло была 14 человек.

Надо сказать, что тревога домохозяек-депутатов не вызвала понимания у их коллег. Как выразился один из них, «люди работают по 8−10 часов каждый день у станка на заводе, а тут заставили посидеть на два часа больше и они уже шум подняли. Не нравится — идите домой, сдайте мандат».

Международные связи

В деятельности любого парламента есть и внешнеполитическая компонента. Она заключается в том, что парламент принимает участие в заключении (а именно ратификации) международных соглашений, договоров; реагирует на какие-то внешнеполитические события, если они требуют такой реакции.

«В мире принято развивать межпарламентское сотрудничество. Для этой цели парламентарии из разных стран поддерживают контакты друг с другом. Российские парламентарии неизбежно включены в этот процесс», — пояснил Ян Ваславский, директор международного аналитического центра «Rethinking Russia».

Осенью при составлении плана международных связей выяснилось, что зарубежные поездки парламентариев сокращены. Приоритет отдан визитам в страны СНГ. В план включены Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Армения.

Кроме того, Госдума сохранила контакты по линии международных парламентских организаций, которые прежде казались депутатам «экзотическими» — это Латиноамериканский парламент (Парлатино), Азиатская парламентская ассамблея (АПА).

На сессию Парлатино российские парламентарии отправятся в Панаму, а на сессию АПА — в Камбоджу. Депутаты поедут также на конференцию парламентариев Арктического региона в Оттаве, на заседание Межпарламентской ассамблеи православия в Афинах, на заседание Межпарламентского союза (посвященное изменению климата) в Марракеше.

Важный момент заключается в том, что Госдума продолжает контактировать с ПАСЕ и ПА ОБСЕ. В частности, речь идет о предстоящем визите делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы во главе с ее председателем Педро Аграмунтом.

Володин заметил, что он не склонен испытывать «завышенных ожиданий» от встречи с председателем ПАСЕ. По словам спикера Госдумы, в ассамблее есть сложившаяся система принятия решений, которые считается приемлемой. Для России же ситуация, когда одну из делегаций лишают основополагающего права — права голоса — ненормальна.

Невозможно представить, чтобы, например, целая политическая фракция была в Госдуме лишена права голоса. Россия выступает за диалог и за участие в работе ПАСЕ, но участвовать в парламентской ассамблеи, где лишают права голоса, смысла нет,отметил Володин.

Его поддерживает политолог Сергей Марков:

«Право голоса должно быть возвращено, а российская делегация в полном объеме уравнена со всеми другими делегациями. Поскольку острой необходимости в этом нет, а наоборот, есть необходимость того, чтобы высказать свою российскую позицию. Компромисс, который вроде бы был достигнут, заключается в том, что российская делегация возвращается с правом голосовать, но без права возглавлять те или иные миссии на какие-то выборы. Я считаю это неправильным. От этих ограничений потом будет трудно полностью избавиться. Уверен, что без возможности пользоваться форматами в полном объеме нам возвращаться в ПАСЕ не надо. Там присутствует устойчивое антироссийское большинство, которое с пеной у рта буквально настаивает на нашей изоляции. По отношению к нему нужно проводить жесткую политику и требовать только 100% возвращения полномочий. При этом есть и меньшинство, которое выступает за то, что нужно вернуть все полномочия и чтобы российская делегация приступила к нормальной работе. С ним надо работать, я думаю, такое решение будет принято после того, как администрация США начнет отмену санкций, а другие страны ЕС поддержат в этом Трампа. После этого ПАСЕ последует новому вектору».

Планы на вторую сессию

Вторая сессия Госдумы седьмого созыва открылась 11 января 2017 года. «Эта сессия — важнейший этап и фундамент нашей работы на все ближайшие годы», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин, выступая на первом пленарном заседании.

В рамках второй сессии предстоит провести 40 пленарных заседаний парламента и 6 региональных недель. «С учетом внесенных в предыдущей сессии инициатив на рассмотрении Государственной думы в настоящее время находится 2343 законопроектов», — проинформировал Володин.

Только вопросы реализации послания президента РФ Федеральному собранию потребуют принятия Госдумой порядка 90 законопроектов, указал Володин. В этой связи он напомнил, что депутаты изменили регламент своей работы, включив июль месяц в рабочий период сессии.

«Кроме повышения качества работы в комитетах, необходимо определить критерии требований к вносимым законодательным инициативам. Четкое выполнение парламентских процедур должно стать приоритетным подходом в работе депутатов Госдумы. Напомню известное высказывание: демократия — это прежде всего процедура. Четкое выполнение парламентских процедур и правил, содержательное соблюдение норм законотворческой работы вместо иногда формального пробегания по всем пунктам слушаний, заключений и чтений — вот что должно стать приоритетным подходом в нашей работе. Только так мы сможем избежать ошибок», — цитирует Володина портал «Политаналитика».

Он также сообщил, что повышение качества работы над законопроектами потребует прекращение ставшей уже привычной процедуры совмещенного рассмотрения проектов законов во втором и третьем чтениях.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (1)

  • merlion
    merlion 17 января 2017

    В Сети в декабре появился математический анализ результатов выборов в Думу-2016 д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессора Сулашкина С.С. Анализ составлен на основе распределения Гаусса и пр. Доказанные выводы профессора: "Реально "Единая Россия" по общефедеральному партийному списку получила не официальные 54%, а от числа проголосовавших избирателей - всего 25%, от числа зарегистрированных избирателей - всего 12%, а от числа населения, народа нашей страны - менее 10%. Поэтому, 90% населения по логике исключений, минимум, не за "Единую Россию", план Путина и путинские призывы, а, как максимум, уже против этого плана, этого Президента и этой "Единой России". 90% населения Страны — не за "Единую Россию" и - против "Единой России". Более двухсот человек попали в Государственную Думу путём совершения уголовно наказуемого преступления, вторжения в избирательную волю народа".

    Ответить
    0 +