Войти
Войти через социальные сети
Войти как пользователь «Ридус»

У вас еще нет логина? Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль? Восстановить

Свернуть меню

Зачем из Москвы делают город отмороженных героев

11 января, 04:41 | Юлия Каблинова

Прошедший в минувшее воскресенье в Москве при -29С велопарад, моментально оживил и без того непрекращающуюся в соцсетях дискуссию на тему, кто милее столичным властям: пешеходы, автомобилисты, или велосипедисты. А главное — как делить между ними городское уличное пространство.

Я стою на асфальте, летом в лыжи обутый…

Как водится, противоборствующие стороны обменялись взаимными претензиями в адрес друг друга. Одна известная велоактивистка рассуждает в своем аккаунте в Фейсбук о том, что учитывая, сколько народу просидели в промёрзлых насквозь машинах, пытаясь их завести, «стоит признать, что все-таки автомобиль не для нашего климата», а «создавать условия для поездок на машине в России — это преступная безответственность».

Автомобилисты ответили симметрично, назвав прошедший велопарад плевком в адрес разумной и адекватной части жителей города со стороны столичных чиновников, которым очевидно проще проводить пропагандистские мероприятия из серии «как классно отказаться от „ржавой кредитопомойки“ и передвигаться на велосипеде зимой и на лыжах летом».

Не остались в стороне и пешеходы, не преминувшие пнуть велосипедистов. Так, по словам председателя Союза пешеходов Владимира Соколова, устройство велодорожек на оживленных центральных улицах создает опасность для пешеходов, так как велосипедисты ездят со скоростью до 15 км/ч, но дорожки никак не огорожены.

Деньги из велосипеда

Рассудить участников дискуссии тут же поспешили городские власти, спустя пару дней после состоявшегося экстремального велозаезда в -29С, заявившие что обустроят велополосы на улицах, отремонтированных в 2016 году по программе, которая уже обошлась городу в 45 млрд руб.

Ознакомившиеся с тендерной документацией департамента транспорта, эксперты уже заявили, что новый этап «благоустройства», предполагающий, что велополосы и велосветофоры появятся на 23 улицах в центре города, могут обойтись в новые сотни миллионов рублей.

Однако градоначальники, похоже, основательно загорелись желанием потратить очередную огромную кучу денег на велоинфраструктуру для города, в силу природно-климатических причин 9 месяцев в году утопающего в грязи, снегу, слякоти, реагентах и ливневых потоках. На первый взгляд может показаться, что добиться этого ошеломляющего результата, велосипедистам удалось всего одним единственным героическим велопарадом, проведенным при -29С, двумя сотнями безбашенных (судя по их отношению к собственному здоровью) граждан.

О гражданской позиции и не только

«Мы придумали и делаем проект Let’s bike it!, чтобы сделать город удобнее, потому что Москва образца 2010 года — это ад с многочасовыми пробками и тротуарами, заставленными автомобилями. Я пытался уехать жить в другую страну, но вернулся в Россию, потому что здесь вырос, здесь семья и друзья (хотя многие уехали). Все, что мы делаем, — это попытка сделать пространство вокруг себя комфортнее», — комментирует в своем Фейсбук аккаунте организатор веломероприятия Владимир Кумов. — Московский велопарад — это наша гражданская позиция".

«Сейчас московские власти пытаются изменить транспортный паттерн горожанина и понятно, что не всем это нравится», — прокомментировал «Ридусу» Петр Дворянкин, лидер велосипедного движения «Русвелос». — К сожаленью значительная часть автомобилистов сегодня отказывается понимать, что физически невозможно удовлетворить пожеланиям всех, кто хочет приехать в центр и спокойно там запарковаться. Но это происходит не из-за того, что на проезжей части отделяются места под велодорожки, а по причине общей нехватки необходимой парковочной и автоинфраструктуры".

Быть отмороженным — это круто

«Шины с шипами и теплая одежда решают проблему скользких дорог и холода, однако, сама идея устраивать в январские морозы массовые катания на велосипедах мне кажется непродуманной, — не разделяет энтузиазма лидеров столичного велосообщества врач- эндокринолог клиники WikiMed, член EASD, Ольга Демичева. — И если в прошлом году велопробег проходил при минус 15−18 градусах, что еще как-то, хотя и с трудом можно понять, то тот факт, что в этом году, рекордно низкая температура и оранжевый уровень опасности, объявленный МЧС, не стали причиной для отмены мероприятия кажется по меньшей мере странным.

По мнению врача, такой способ оздоровления организма крайне не физиологичен, ведь ехать на велосипеде и вдыхать ледяной воздух, пробыв энное количество времени на морозе — это риск обморожения. Тем более, что в отличие от традиционных зимних видов спорта — катания на коньках или на лыжах, во время велопробега у участников нет возможности себя согреть в процессе движения.

Ольга Демичева уверена, что в городе в принципе не слишком полезно кататься на велосипеде из-за сильно загрязненной атмосферы. По ее мнению, оптимально для проведения велопробега — теплое время года, а самое подходящее для него место — зеленые массивы, или городские парки, каковые сегодня в Москве активно вырубаются.

Вело-яблоко раздора

Велосипед — явно не самый оптимальный вид транспорта для использования в лютые морозы, что понятно даже тем, кто не обременен медицинским образованием. Это подтверждает и сравнительно небольшое (около двухсот) количество участников экстремального заезда. В чем может состоять истинный смысл этого странного во всех отношениях мероприятия, влетевшего в копеечку городскому бюджету и создавшего нешуточные трудности горожанам из-за перекрытия улиц, остается только догадываться.

Вызывает удивление и то, как велосипедистам удалось согласовать столь крупное мероприятие, при том, что даже не самый большой автопробег по улицам Москвы без перекрытия вообще чего-либо согласовать невозможно практически никак.

Очевидно, что подобными действиями, в сочетании с нарастающими гонениями на автомобилистов посредством сокращения парковочного пространства и повышения стоимости парковки, городские власти четко дают понять, что пользование личным автотранспортом — излишняя роскошь для подавляющей части москвичей.

В условиях, когда по протяженности улично-дорожной сети (УДС) в пересчете на тысячу жителей, Москва уступает большинству мегаполисов в 7−8 раз, даже при нынешнем среднем (по европейским меркам) уровне автомобилизации, транспортных проблем столице не избежать.

Решений у данной проблемы только два: развитие и оптимизация дорожной сети как минимум до среднеевропейского уровня, или банальное сокращение числа автомобилей на улицах города.

Как ни странно, по мнению большинства экспертов, возможности для реализации первого варианта у Москвы есть, даже без серьезных посягательств на существующую застройку. Однако, этот вариант требует времени, средств, политической воли, а также, возможно ущемления чьих-то коммерческих интересов.

Очевидно поэтому, городом выбран второй вариант, в соответствии с которым, улично-дорожное пространство признается дефицитным ресурсом, пользование которым оказывается доступным только довольно состоятельным гражданам.

Невольно возникает вопрос: а что в этом случае делать автомобилистам, чьи кошельки недостаточно толсты? Очевидно, что именно для них и будет создано в том числе и то самое пресловутое вело-пространство о котором говорилось выше. Решить проблему за счет общественного транспорта, как выяснилось, оказалось проблематичным по все той же причине, связанной с недостаточным развитием дорожной сети и исчерпанием пропускной способности столичного метро.

Единственной нестыковкой в этой идее до последнего времени оставалось то, что снег, мороз и слякоть не оставляют Москву, как минимум на полгода. Хотя, судя по прошедшему велопараду, это не должно особенно расстраивать москвичей, что собственно и доказали две сотни отмороженных (в прямом смысле) «героев».

Сохранить
в других СМИ

Комментарии (26)

Для комментирования новости авторизуйтесь
или войдите через социальные сети:

Юлия, создается впечатление, что вас ничем не удовлетворить. Во-первых, на велопробег вышли сами энтузиасты. Кто не хотел, не поехал. Во-вторых, все за оптимизацию дорог, но она что, будет бесплатной? Вы подсчитываете деньги, которые ушли на мероприятие, а деньги на оптимизацию не просчитываете. В-третьих, как вы предлагаете сократить число автомобилей в Москве? В общем, материал мне показался заказным и необъективным. Критики много, предложений нет. Общие фразы не в счет.

Как-то странно все это читать. Мнение о велосипеде "экспертов", которые об этом виде транспорта имеют очень поверхностное представление и сами им точно не пользуются. Странно, что кататься на велосипеде опасно, потому, что он движется слишком быстро, а на автомобиле кататься не опасно, хотя он движется гораздо быстрее? Уж если велосипеду на городских дорогах не место, так автомобилю и подавно. Есть хорошая поговорка: "Не бывает плохой погоды, бывает одежда не подходящая". Вы таки посмотрите внимательно на одежду тех, кто едет на велосипеде в мороз, а потом расскажите нам кто относится к своему здоровью безответственно. Назвать экстримом подобное мероприятие может только человек не компетентный в данном вопросе. То же самое можно сказать и про привлеченных экспертов. А вот малое количество участников это совсем не следствие экзотики. Безопасность для велосипедиста действительно не пустой звук. Зимой, когда лед на дороге совсем не редкость, выезжать без необходимых мер безопасности действительно не стоит. Поинтересуйтесь как нибудь, какая шипованная резина на велосипед нынче доступна в продаже, и сколько это стоит, а потом рассуждайте про отмороженных. Опыт очень многих городов мира говорит в пользу велосипеда, а подобные материалы говорят только о мракобесии их авторов.

Главное во всём этом, чтоб бюджетные средства тратили на нужные дела, а не пилили под прикрытием облагораживания города, перекладывая новые асфальт и плитку на такие же по несколько раз в году. А чтобы понять на нужные или нет дела идут бюджетные средства, горожане должны иметь возможность оценивать работу мэра и прочих ликсутовых: положительная оценка - наградить премией или чем-нибудь ещё чиновников, отрицательная - можно и в тюрьму, нейтральная - без последствий. Оценивать можно, например, на очередных выборах мэра. А то всё бла-бла-бла, "активный гражданин" и прочая мура.

Проведенный велопарад в Москве без доппинга не возможен - общее заключение специалистов всемирного антидоппингового агентства (ВАДА). В связи с чем внесено предложение об исключении России из повестки мировых соревнований.