+3
Сохранить Сохранено 7
×

Фотопутешествие вглубь истории Великого Новгорода


Фотопутешествие вглубь истории Великого Новгорода

© Андрей Малосолов

Впрочем Великий Новгород хорош и с точки зрения уютной ламповой однодневной экскурсии — для этого тут удобно подогнан транспорт (поезд из Москвы приходит в 6 утра, а уходит в Москву достаточно удобно вечером, да и посидеть в городе есть где). 

Но для того, чтобы не растекаться по богатейшей истории Новгорода, вместившей массу значимых дат, предлагаю выбрать тематическую точку или точки, и на них концентрировать свое внимание.

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

© Андрей Малосолов

Например, Новгород, как один из первых русских городов, наиболее древний, основанный в 859 году, но не один такой — среди первых были Киев, Чернигов, Менск, Плесков, Ладога, Тмутаракань, Переяславль, Тверь. 

Или тот факт, что к началу XII века Новгородская земля включала в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала. Что является прообразом экспансии Руси — России, направленной на расширение своего ареала и влияния. Тут же и к вопросу о территориальных претензиях России на земли Эстонии, Латвии и Финляндии, когда в Прибалтике любят поговорить о том, что русские появились в их республиках только при СССР.

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

© Андрей Малосослов

Еще тема: изучить Новгород в качестве Отца городов русских, ведь именно новгородские люди не просто пришли, а завоевали Киев, обозначив город с мужским именем Матерью городов русских. 

Крайне непростая тема изучать на любительском уровне историю Рюрика, норманского следа, викингов и что на самом деле значило призвать варягов на княжение русскими жителями Новгорода, Ладоги и окрестностей, но очень интересно покопаться в истории первой русской государственности. И она восходит не к Киеву, даннику Хазарского каганата в те времена, а к Новгороду. Ведь в политич

еской традиции Древней Руси Новгород был все же «старшим братом». Наиболее значимые князья Киева — это новгородские князья. Олег и Игорь пришли из Новгорода, и они пришли не по приглашению знатных фамилий, а захватили власть, отняв Киев у хазар. Княгиня Ольга была дочерью перевозчика на реке Великой, у Выбутской веси, близ города Плескова, где ее и заметил новгородский князь Игорь Рюрикович, позднее взяв в жены. Святослав, которого в современной Украине считают главным украинским героем древности, был

первым общерусским князем, носящем славянское имя, да к тому же язычником. Хотя его мать Ольга уже была православной, ну, и как мы помним, новгородка она. Владимир, позже Креститель, начал княжить в Новгороде, а потом завоевал Киев, отбил его в 980 году у старшего брата Ярополка. 

Отец двенадцати сыновей от разных жен, Владимир посадил в Новгороде старшего сына — Вышеслава. Именно старшего, отдавая значение не Киеву, но Новгороду! Только после смерти Вышеслава в Новгороде сел Ярослав. 

Сторонникам интерпретации современной истории Украины вообще в Новгороде отшибет многое, нехорошо будет по многим моментам. Включая название первых русских денег. Гривны пошли не из Киева, как думают в Киеве, а из Новгорода. На этот счет здесь в Новгороде есть отличная экспозиция по истории денег. 

Советую в главном музее города заказать акцентированную экскурсию на этот счет. Кстати, и название валюты — рубль — тоже пошло из Новгорода — так здесь мерили рубленные особой меркой колбаски из серебра.

еков, или в начале X века. Второй по значимости после Киева центр Киевской Руси, столица Новгородской республики до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году.

© Андрей Малосолов

Вот еще одна тема для особой экскурсии — история Новгородской вольницы, Новгородской Республики. Здесь, но только после подробного изучения сути вопроса могут сойтись за кружкой, надеюсь, пива, сторонники и противники демократии. 

Сторонники могут уповать на первые шаги свободы слова и ее роли в русской традиции (здесь точно скажут, что первую демократию в Россию принес все же не Ельцин). 

Противники, при наличие знания дела, могут доказать тот факт, что новгородская демократия могла бы, и чуть не довела Великий Новгород до отторжения от Руси через Ганзейский союз, а также до конституционного бардака, который довел к примеру Польшу до безумия и развала со всеми этими сеймами, гонорами, шляхтой и традицией утверждать любой вопрос единодушным голосованием, которого в итоге вообще никогда не было.

Новгородская демократия приводила к бесконечным и часто неразумным сменам правящих князей (вспомним постыдное изгнание Александра Невского), печально известным дракам сторонников и противников на мосту через Волхов, со сбрасыванием оппонентов в реку, подкупом голосов олигархией в виде боярства и купечества, и потерей части суверенитета через возникновение ганзейских и орденских западных слобод на территории города, которые не подчинялись законам Новгорода. 

Через призму данного вопроса можно смело совсем по иному воспринимать роль Ивана Третьего и, конечно, Ивана Грозного в покорении Новгорода.

862 — сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде

Современные новгородцы до сих пор не могут простить обоим руководителям московско — русской державы их роли в изъятии вольных нравов. 

Иван Третий подавил бунт и сломал Марфу Борецкую — Посадницу, которая грезила передачей древнего русского города полякам. Ивану Грозному не повезло с пиарщиками своего времени. Вольницу Новгорода он сломал об колено, согласно трактовке новгородцев, но сохранил регион в лоне Русского Царства, по логике многих историков. 

В Новгороде и сейчас некоторые экскурсоводы, и мне, в частности, рассказывали о зверствах Иоанна Васильевича, что якобы лично колол копьем детей и баб, что лично пил кровь, что лично зарезал того, другого, третьего, Пимена, Филиппа. Что убил 30 000 людей, хотя именно столько в то время в городе и жило. Но при этом, самым странным образом, «в разоренный и избитый» город Грозный спустя некоторое время перевез казну и библиотеку из Москвы, во время второго вторжения на Русь крымского хана Девлет Гирея в 1572 году. 

И пока его воевода Михайло Воротынский сражался и победил крымских татар в битве при Молодях, в 45 км от Москвы, Иван Грозный, оставив под присмотром 500 солдат казну и библиотеку, совершал нападение на немецкие гарнизоны в современном эстонском Вильянди и Нарве во время Ливонской войны, очевидно, не ожидая какого-то нападения в спину от новгородцев. 

Но в истории России Грозный остается кровавым душегубом и разорителем Новгорода, а к примеру, новгородские бояре, практически сдавшие город под протекторат Швеции в 1611 году, когда под шведской короной образовалось Новгородское государство, никакой отрицательной исторической публичной оценки у тех же экскурсоводов не получают. 

Софийский собор. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Освобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора. 

Итоги шведской оккупации для Новгорода оказались весьма плачевными — половина города была сожжена, в живых оставалось всего 527 горожан. В опустошённом крае бушевали голод и болезни. Зато Грозный — кровавый тиран!

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, по пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством. Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха» и состоял из трёх частей. Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, возглавляемому генерал-адъютантом К. В. Чевкиным. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса. На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трёх месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

В результате, на памятнике Тысячелетия России в Новгороде есть фигуры Марфы Посадницы, со скрипом поставили туда Ивана Третьего, а Грозному места не дали — тиран же ведь. Изучение прекрасного памятника русской истории, который сотворили Михаил Микешин и Иван Шредер в 1862 году, является еще одним вариантом изучения прекрасного Новгорода.

Памятник известен всей стране, он великолепен, пережил чудом погромы большевиков в 20-е годы, но едва не был полностью уничтожен немцами в ВОВ. 

Походить и пофоткаться, это одно, а вот поизучать исторические фигуры, изображенные на памятнике, это очень интересный аспект. Да, на памятнике отображены очень многие исторические персоны — князья, цари, крестители, священники, ученые, художники, полководцы, писатели и поэты. Но есть и некоторые исторические нелепицы, точнее, несправедливицы. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного, хотя присутствуют трое его приближенных: первая жена Анастасия Романова, Адашев, протопоп Сильвестр. Отсутствует император Павел Первый, но это понятно — не любили его, хотя история государства без него тоже не история. Николай I добавлен в последний момент.

Есть фигура завоевателя Кавказа Паскевича, но не поставили ключевого Проконсула Кавказа Ермолова! Присутствуют три литовских князя Ольгерд, Гедимин и Витовт, воевавшие вместе с русскими против поляков. Но почему-то отсутствует адмирал Ушаков?! Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Нет Белинского. 

На памятнике изображен Гоголь, но при проектировании был вычеркнут Тарас Шевченко, и здесь, лично я, носом пропахавший всю историю Тараса Григорьевича, вскормленного, воспитанного русскими, но проклинавшего москалей до конца дней своих, полностью согласен с тем, что хорошему художнику, но скверному, кривому и злому поэту Шевченко не место в пантеоне русской истории.

Изображение начала изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве)

Конечно же, важной частью Новгорода является Софийский собор — древнейшая церковь на территории России, построенная славянами. На что бы я обратил внимание, посещая эту твердыню, построенную в 1045 году? История собора богата событиями. 

Новгородское вече было у его стен. Александр Невский здесь же вершил суд и казнил изменников, все тех же продажных во все времена буржуа — бояр. Здесь же происходили кровавые события всех войн с ливонцами, шведами, немцами и другими завоевателями. 

Но самая вопиющая история, по моей классификации, произошла в 1942 году, когда символ собора, да и Новгорода в целом — купольный золотой крест с отлитой на нем фигуркой голубя (по легенде, окаменевшего от ужаса во время погрома опричников Ивана Грозного), был наглым образом вывезен из страны, да не какими-то немцами, а (о, ужас!) испанцами (!) из Голубой дивизии, самыми негодными, наверное, после румын вояками, в числе армии будущего Евросоюза, тогдашнего главы Объединенной Европы Гитлера. 

Интересно узнать, почему новгородский крест до 2004 года хранился в музее при Военно-инженерной академии Мадрида и никто в Союзе и России не догадался его истребовать обратно за все эти годы. И только после визита Путина в Испанию, крест с большими почестями вернули тогдашнему главе РПЦ Алексию Второму.

15 января 1478 года, после приведения к присяге на подданство и полное повиновение великому князю Ивану III всех жителей Новгорода, прекращает своё существование Новгородская республика. После череды войн с Москвой (Московско-новгородские войны 1456, 1471 и 1477—1478 годов), голода, опустошения и болезней город утрачивает свою независимость. Вече было отменено, вечевой колокол увезён в Москву; власть в городе получают великокняжеские наместники. Многие боярские семьи были высланы из Новгорода. Именно благодаря этому в Москве возникает Лубянка — после того, как Иван III приказал новгородцам, проживавшим в новгородском районе Лубяница и выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. Ими же была построена церковь Святой Софии — по подобию Софийского собора в Новгороде. Тогда же было проведено перераспределение конфискованных усадеб и земель. В 1494 году, воспользовавшись казнью двух русских в Ревеле как поводом для разрыва связей с Ганзейским союзом, Иван III закрывает ганзейскую контору в Новгороде и конфискует все товары (общей стоимостью в сто тысяч гривен). Тем не менее, была сохранена система местного самоуправления, за Новгородом сохранялось право чеканить собственные деньги (новгородская денга), было возвращено право дипломатических отношений с соседними странами. В годы правления великого князя Ивана III в Новгороде возникает, а затем и распространяется на Москву ересь жидовствующих.

Новгород бездонен историей, но еще одна ее страница вызывает интерес — борьба русской православной церкви с «Ересью жидовствующих» © (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ересь_жидовствующих), еретическим учением, а по сути, либеральным расколом в РПЦ. Ересь жидовствующих начала распространяться в Новгороде в конце XV и в начале XVI в. В Новгород новое учение занес киевский ученый еврей Схария (Захарий). Переиначивая христианство на манер иудейской религии, Схария отрицал учение о Троице, о божествен

ности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Согласно предсказанию Схарии, в 1492 должен был наступить конец света, что приводило православную паству в ужас и беспорядки. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. 

Главные еретики отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире. Учение Схарии из Новгорода проникло и в Москву, начало распространяться и на многие другие города.

В 1508 году в Новгороде свирепствует мор (по свидетельству летописца, мор продолжается три осени подряд), умерло 15 396 человек (согласно третьей Новгородской летописи). В тот же год происходит страшный пожар — сгорела вся Торговая сторона. Пожар длится двое суток, сгорело 3315 новгородцев.

Новгород — прародитель русской государственности и боевой славы, город, где был возведен древнейший церковный собор, мог стать городом, откуда пошла бы церковная реформация и раскол, где могла исчезнуть сама природа православия. 

Заслон либералам, которых активно поддерживали и в Ватикане, и в Польше, и в немецких землях, полагая еретичество важным идеологическим оружием раскола, поставил новгородский владыка Геннадий и волоколамский митрополит Иосиф Волоцкий. 

Борьба далась им крайне нелегко, приходилось преодолевать сопротивление высоких покровителей. Но в итоге, спустя десятилетия идеологического противостояния, ересь была ликвидирована. Зачинщики из числа священников были сосланы в глухие монастыри или изгнаны и преданы анафеме. Пятерых главарей раскола сожгли в деревянных срубах. Борьба с жидовствующими показала необходимость просвещение, подняла вопрос и о церковной идеологии. Геннадий отмечал уязвимость православия тем, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники — в результате появились церковные училища. 

Понадобились и книги. Еретики ссылались на Библию, а полной Библии на Руси не было; не было также ни одного вполне исправного списка псалтыри. Геннадий озаботился составить полный список Библии; недостающие книги ее были переведены с латинского языка. 

Борьба с ересью вызвала и новые сочинения. Иосиф написал несколько посланий. Они вошли частью в его книгу «Просветитель». Здесь заключаются история ереси жидовствующих, обличения ее; тут же приводятся все главные идеологии православного вероисповедания. Да, и все это тоже было связано с Новгородом, периода его участия ганзейских проектах.

Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Короче, вам надо сюда, в Новгород Великий! Один из самых великолепных и сохранившихся российских туристических городов!

1364 год — «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси.

К началу XII века Новгородская земля включала в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала.

C 1136 по 1478 год период «Новгородской республики». 1142 год — начало вооружённых конфликтов Швеции с Новгородской областью; шведский отряд совершает разбойное нападение на торговые судна новгородских купцов, новгородцами были захвачены 3 судна и 150 шведов погибло; финское племя емь нападает на Приладожье.

Копоушки, первые на Руси чистилки ушей)) Новгородский исторический музей.

Первые русские рубли. Серебрянные слитки в виде продолговатых колбасок рубили по меркам, отчего и возникло название рубль.

5 апреля 1242 года — новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище. 1283 год — шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье.

Новгородские игрушки в историческом музее, кстати, очень интресном, на который вообще не жаль было потратить 2 часа.

1293 год — татары вторгаются в новгородские пределы (Дюденева рать), разоряют Волоколамск. 1300 год — шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону.

Икона Петра и Павла, 11 век, древнейшая уцелевшая русская икона.

Вернемся к истории Новгорода. 1323 год — новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир — первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной.

В 1609 году, после подписания Выборгского трактата, в Новгород прибывает шведский вспомогательный корпус под командованием Я. П. Делагарди и Э. Горна, который совместно с русскими войсками под командованием князя М. В. Скопина-Шуйского участвует в борьбе против сторонников Лжедмитрия II и польских интервентов. В 1611 году, воспользовавшись политической ситуацией, шведы начинают захватывать пограничные новгородские земли — были захвачены Корела, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов. 16 июля 1611 года Новгород был атакован шведским войском; из-за предательства и отхода московского воеводы Бутурлина со своим отрядом, город оказался быстро захвачен.

Правление великого князя Василия III для Новгорода стало сравнительно благополучным. Растёт население города, идёт оживлённое строительство. В 1514 году была вновь разрешена внешняя торговля. Город вновь получил право собирать налоги.

Андрей Малосолов Подписаться · 7 ч · отредактировано · 25 июля 1611 года между Новгородом и шведским королём был подписан договор, согласно которому шведский король объявлялся покровителем России, а один из его сыновей (королевич Карл Филипп) становился московским царём и Новгородским великим князем. Таким образом, Новгородская земля стала формально независимым Новгородским государством, находящимся под шведским протекторатом, хоть на деле это и являлось шведской военной оккупацией города. Во главе его находились с русской стороны Иван Никитич Большой Одоевский, со шведской — Якоб Делагарди. Во время отсутствия Делагарди зимой 1614—1615 годов шведскую военную администрацию в Новгороде возглавил Эверт Горн, который повёл жёсткую политику на присоединение новгородских земель к Швеции, объявив, что Густав Адольф сам желает быть королём в Новгороде. Такое заявление не приняли многие новгородцы, перейдя на сторону Москвы, они стали выезжать с Новгородского государства. Одоевский же послал в Москву своих послов, архимандрита Киприана и нескольких выборных. Послы явились к боярам и били челом, что неволей целовали крест королевичу, а теперь хотят просить у царя, чтобы он вступился за Новгородское государство и не дал бы ему окончательно погибнуть от шведского произвола. Царь Михаил Фёдорович принял послов очень милостиво и велел дать им две грамоты: одну официальную, в которой все новгородцы назывались изменниками, а другую тайную, в которой царь писал, что он прощает новгородцам все их вины. Послы возвратились с двумя такими грамотами в Новгород, официально показывали только одну грамоту, но тайно распространяли среди народа другую. Освобождение исконных земель Северо-Западной Руси вместе с Новгородом явилось причиной войны со шведами, которая завершилась подписанием 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора. Итоги шведской оккупации для Новгорода оказались весьма плачевными — половина города была сожжена, в живых оставалось всего 527 горожан. В опустошённом крае бушевали голод и болезни.

Звонница Софийского собора.

Нынешний новгород — уютный и небольшой провинциальный город с сталинской застройкой в центре.

Есть в Новгороде классные рестораны с русской и средневековой кухней

Вот такой атмосферный ресторан в центре Новгорода.

Ресторан русской и средневековой кухни в Новгороде.

Положение Новгорода послеВеликой Смуты было тяжёлым. Росло число беженцев из территорий, отошедших по Столбовскому договору к Швеции; с трудом восстанавливалось разрушенное хозяйство. Из-за роста цен на хлеб в 1650 году в городе вспыхивает хлебный бунт. В дни восстания в городе на стороне царя Алексея Михайловича оставался митрополит Никон, который предал анафеме бунтовщиков (за это он был жестоко избит). Поведение Никона во время бунта укрепляет его позиции; в 1652 году он становится московским патриархом. Вскоре, с началом реформ Никона, в Русской православной церкви происходит раскол, затронувший, в первую очередь, новгородскую епархию.

В конце 1708 года Пётр I провёл административную реформу, разделив всю Россию на восемь губерний. В состав Ингерманландской, или Петербургской, губернии вошли Новгородские, Псковские, Белозёрские земли, а также Северное поморье. Впоследствии все губернии были поделены на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты. Новгород стал центром одной из одиннадцати провинций, входивших в состав Санкт-Петербургской губернии.

Одной из самых ярких страниц в истории Великого Новгорода XIX века стало празднование в 1862 году 1000-летия Российского государства. В честь этого события по проекту М. Микешина в центре новгородского кремля воздвигается памятник Тысячелетию России. Специально в честь празднования было учреждено временное генерал-губернаторство, которое лично возглавил великий князь Николай Николаевич (таким образом, в дни празднования Великий Новгород де-юре являлся столицей Российской империи, государства, расположившегося в трёх частях света, с границами от Варшавы в Центральной Европе до Новоархангельска в Северной Америке).

Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован. Немцами была организована управа, подчинявшаяся местной военной комендатуре. Новгородский историк Борис Ковалёв в своей опубликованной монографии «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» подробно описывал особенности пребывания немцев в Новгороде и коллаборационную структуру, определив её «достаточно типичной для оккупированной территории России»: так, одними из известных сторонников сотрудничества с гитлеровцами были ранее репрессированные новгородец Василий Пономарёв и Борис Филистинский; отмечалось, что город должен был войти в комиссариат «Остланд».

Мост через Волхов, на котором дрались жители двух разных сторон Новгорода в Средневековье.

Первые годы восстановления Новгорода были самыми тяжёлыми для горожан. Им приходилось жить в землянках, подвалах. Отсутствовали необходимые строительные материалы, ощущался острый недостаток в рабочих-строителях. Из-за недостатка материалов на кирпичи были разобраны сохранившиеся коробки здания Городской думы и торговых рядов на Ярославовом дворище. Была наполовину разобрана аркада Гостиного двора, однако после вмешательства историков она была восстановлена и в настоящее время формирует неповторимый облик Торговой стороны со стороны реки Волхов.

Восстановительные работы в Новгороде не могли проводиться без генерального плана. К работе над проектом генплана был привлечён архитектурный коллектив, возглавляемый академиком А. В. Щусевым. В основу генплана города был положен принцип органического сочетания нового строительства с памятниками древнерусского зодчества путём активного включения последних в современную застройку города. Проект генплана был утверждён 22 декабря 1945 года Советом Министров РСФСР. Данный генплан был реализован далеко не полностью — в дальнейшем в центре города появилось высотное строительство, промышленные предприятия, ради экономии строились здания типовой архитектуры. Из наиболее знаковых построек того времени следует выделить здание железнодорожного вокзала, построенного по проекту архитектора И. Г. Явейна в 1953 году. Наличие больших свободных площадей и пустырей после разборки завалов разрушенных зданий в центре города позволило начать в послевоенные годы обширные археологические исследования. Результатом этих исследований стали многочисленные находки предметов древнерусского искусства и повседневного быта, которые во многом изменили наши представления об истории древнего Новгорода. Одной из важнейших находок стало открытие 26 июля 1951 года первой берестяной грамоты. Археологические исследования в настоящее время продолжаются.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (3)

  • vlandin
    vlandin 30 декабря 2016

    Здесь изложена история христианства в Новгороде. Мне интересне, что было в Новгороде до внедрения христианства. Где про это можно увидеть или узнать?

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 30 декабря 2016

    Да, в общем-то, нигде. В краеведческом, разве что. Но, понятно, информации мало и она скупая на факты.

    Ответить
    0 +
  • Lwbrk
    Lwbrk 30 декабря 2016

    Раз статья для Москвы, то я бы предложил людям увеличить дни. В Ладогу можно съездить на короткую экскурсию, Валдай (больше дня там делать нечего), а потом - Псков. Вот туда дня на 2-3. Рядом со Псковом есть невероятные места, Псково-Печерский монастырь - это одно из красивейших мест, которое я видел в России. Если получится попасть в закрытую зону, где расположены Кельи - картина у Вас останется на всю жизнь, это что-то невероятное, находится на уровне куполов и лицезреть всю суету внизу с места, где будто и жизнь остановилась, где нет звуков и всё умиротворённо. Честно, как райский сад. Изборск - сама крепость и Тудоров крест (про то, что было до крещения), тропа Хошемина, святой источник соседствует с жилыми домиками. В общем посетить Новгород и не изучить весь регион - это ошибка ;) Благо питание и гостиницы стоят доступно. Но, конечно, лучше на машине, чем поездом.

    Ответить
    1 +